Занятие в лаборатории по экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру
Опыты и эксперименты по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_laboratorii_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»
города Белёв Тульской области
Занятие в лаборатории
по экспериментальной деятельности
Подготовлено
воспитателем Романовой Ириной Вячеславовной
Опыт №1.
Что спрятано в комочке?
Воспитатель: Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.
Воспитатель: Какая земля в комочке?
Дети: Сухая, черная.
Воспитатель: Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.
Воспитатель: Скажите, что вы увидели?
Дети: В комочке есть трещинки.
Воспитатель: Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?
Дети: Корешки, камешки и т. д.
Опыт № 2.
В земле есть воздух.
Воспитатель: А воздух в земле есть или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.
Воспитатель: Что вы наблюдаете?
Дети: Из комочка побежали маленькие пузырьки.
Дети: Это воздух поднимается из воды.
Воспитатель: Где же был воздух?
Дети: Воздух был в комочке земли.
Воспитатель: Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
Воспитатель: Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?
Дети: В земле есть воздух.
Опыт № 3.
Есть ли в почве вода?
Воспитатель: Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.
Воспитатель: В чистую сухую сковородку я положила, что?
Дети: Комочек почвы.
Воспитатель: Я зажгу свечку, и буду держать сковородку с почвой на огне.
Воспитатель: Что происходит с почвой?
Дети: Она согревается.
Воспитатель: Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко.
Через некоторое время показываю стеклышко детям.
Воспитатель: Что произошло со стеклышком?
Дети: Стеклышко запотело.
Воспитатель: Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке?
Дети: Это вода.
Воспитатель: Сделайте вывод – есть вода в почве или нет?
Дети: Вода есть в почве.
Воспитатель: Изменяется ли цвет почвы после дождя?
Дети: Изменяется.
Воспитатель: Каким становится цвет?
Дети: Темным, черным.
Физкультминутка.
Воспитатель: Про “Земелюшку – чернозем” есть хоровод. Исполним его.
Воспитатель: Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки?
Ответы детей.
Воспитатель: Похожи ли песчинки друг на друга?
Воспитатель: Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?
Дети: Лежат отдельно.
Воспитатель: Рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?
Дети: Нет.
Воспитатель: Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?
Дети: Можно.
Опыт № 4.
Посади “дерево” в сухую глину, сухой песок.
Воспитатель: Возьмите палочку правой рукой, левой рукой придерживайте баночку, чтобы она не опрокинулась. Посадите “дерево” в песок.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вытащите палочку из песка. Посадите “дерево” в глину.
Воспитатель: Во что легче было посадить “дерево”, в глину или песок?
Дети: В глину мы не сумели посадить “дерево”. Сухая глина твердая, как камень.
Воспитатель: В песке палочка легко растолкнула песчинки, ведь они лежат отдельно. А вот частички глины крепко склеены между собой, поэтому вам и не удалось растолкнуть их.
Опыт № 5 .
Что лучше пропускает воду песок или глина?
Воспитатель: Польем по очереди песок и глину.
Воспитатель: Где быстрее впиталась вода?
Дети: В песке.
Воспитатель: А почему? Кто может объяснить?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.
Воспитатель: Какими стали песок и глина после полива?
Дети: Мокрыми.
Опыт № 6 .
Посадим дерево в мокрый песок и мокрую глину.
Опыт проводится аналогично предыдущему.
Воспитатель: Вот почему человек поливает землю, если она сухая, когда сажает растения. Во влажную землю сажать легче.
Воспитатель: Иногда мы с вами болеем. А почва может болеть?
Дети: Может.
Воспитатель: Что вредно или плохо для нашей земли?
Ответы детей.
Воспитатель: Во многих сказках идет борьба за “живую” и “мертвую” воду. Почву можно назвать живой землей, и она важна не менее чем живая вода. Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Назовите их.
Дети называют:
- Поле труд любит.
- Кто не сеет, тот не жнет.
- Земелька черная, а хлеб белый родит.
- Землю пахать не в бабки играть.
- Земля любит навоз, а лошадь овес.
- Земля не уродит – никто не наградит.
Воспитатель: Мы сегодня много говорили о почве. А как же она образуется? Я кратко расскажу вам и покажу на фланелеграфе сказку Натальи Александровны Рыжовой «Как Медведь пень потерял».
«Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не еж пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.
Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.
- Кто, кто в пенечке живет?
Никто не отвечает.
Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.
И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет да и выглянет.
Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.
Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.
«Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу».
Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?»
Воспитатель: Объясните Медведю, куда пропал пень.
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.
Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы: Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...
Занятие по опытно – экспериментальной деятельности детей.
Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детейподготовительной группы.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Развивать речь, мышлен...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы
«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...