Занятие в лаборатории по экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру

Ирина Вячеславовна Романова


Опыты и эксперименты по окружающему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_laboratorii_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад  № 5 «Колокольчик»

города Белёв Тульской области

Занятие в лаборатории

по экспериментальной деятельности

Подготовлено

воспитателем Романовой Ириной Вячеславовной

Опыт №1.

Что спрятано в комочке?

       Воспитатель: Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.

       Воспитатель: Какая земля в комочке?

       Дети: Сухая, черная.

       Воспитатель: Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.

       Воспитатель: Скажите, что вы увидели?

       Дети: В комочке есть трещинки.

       Воспитатель: Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?

       Дети: Корешки, камешки и т. д.

Опыт № 2.

В земле есть воздух.

       Воспитатель: А воздух в земле есть или нет?

Ответы детей.

       Воспитатель: Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

       Воспитатель: Что вы наблюдаете?

       Дети: Из комочка побежали маленькие пузырьки.

       Дети: Это воздух поднимается из воды.

       Воспитатель: Где же был воздух?

       Дети: Воздух был в комочке земли.

       Воспитатель: Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

       Воспитатель: Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?

       Дети: В земле есть воздух.

Опыт № 3.

Есть ли в почве вода?

       Воспитатель: Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?

Ответы детей.

       Воспитатель: Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

       Воспитатель: В чистую сухую сковородку я положила, что?

       Дети: Комочек почвы.

       Воспитатель: Я зажгу свечку, и буду держать сковородку с почвой на огне.

       Воспитатель: Что происходит с почвой?

       Дети: Она согревается.

       Воспитатель: Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко.

Через некоторое время показываю стеклышко детям.

       Воспитатель: Что произошло со стеклышком?

       Дети: Стеклышко запотело.

       Воспитатель: Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке?

       Дети: Это вода.

       Воспитатель: Сделайте вывод – есть вода в почве или нет?

       Дети: Вода есть в почве.

       Воспитатель: Изменяется ли цвет почвы после дождя?

       Дети: Изменяется.

       Воспитатель: Каким становится цвет?

       Дети: Темным, черным.

Физкультминутка.

       Воспитатель: Про “Земелюшку – чернозем” есть хоровод. Исполним его.

       Воспитатель: Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки?

Ответы детей.

       Воспитатель: Похожи ли песчинки друг на друга?

       Воспитатель: Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

       Дети: Лежат отдельно.

       Воспитатель: Рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?

       Дети: Нет.

       Воспитатель: Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?

       Дети: Можно.

Опыт № 4.

Посади “дерево” в сухую глину, сухой песок.

       Воспитатель: Возьмите палочку правой рукой, левой рукой придерживайте баночку, чтобы она не опрокинулась. Посадите “дерево” в песок.

Дети выполняют задание.

       Воспитатель: Вытащите палочку из песка. Посадите “дерево” в глину.

       Воспитатель: Во что легче было посадить “дерево”, в глину или песок?

       Дети: В глину мы не сумели посадить “дерево”. Сухая глина твердая, как камень.

       Воспитатель: В песке палочка легко растолкнула песчинки, ведь они лежат отдельно. А вот частички глины крепко склеены между собой, поэтому вам и не удалось растолкнуть их.

Опыт № 5 .

Что лучше пропускает воду песок или глина?

       Воспитатель: Польем по очереди песок и глину.

       Воспитатель: Где быстрее впиталась вода?

       Дети: В песке.

       Воспитатель: А почему? Кто может объяснить?

Ответы детей.

       Воспитатель: Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.

       Воспитатель: Какими стали песок и глина после полива?

       Дети: Мокрыми.

Опыт № 6 .

Посадим дерево в мокрый песок и мокрую глину.

Опыт проводится аналогично предыдущему.

       Воспитатель: Вот почему человек поливает землю, если она сухая, когда сажает растения. Во влажную землю сажать легче.

       Воспитатель: Иногда мы с вами болеем. А почва может болеть?

       Дети: Может.

       Воспитатель: Что вредно или плохо для нашей земли?

Ответы детей.

       Воспитатель: Во многих сказках идет борьба за “живую” и “мертвую” воду. Почву можно назвать живой землей, и она важна не менее чем живая вода. Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Назовите их.

       Дети называют:

- Поле труд любит.

- Кто не сеет, тот не жнет.

- Земелька черная, а хлеб белый родит.

- Землю пахать не в бабки играть.

- Земля любит навоз, а лошадь овес.

- Земля не уродит – никто не наградит.

       Воспитатель: Мы сегодня много говорили о почве. А как же она образуется? Я кратко расскажу вам и покажу на фланелеграфе сказку Натальи Александровны Рыжовой «Как Медведь пень потерял».

       «Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не еж пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.

        Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.

- Кто, кто в пенечке живет?

Никто не отвечает.

Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.

И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.

«Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу».

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?»

       Воспитатель: Объясните Медведю, куда пропал пень.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.

Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...

Занятие по опытно – экспериментальной деятельности детей.

Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детейподготовительной группы.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Развивать речь, мышлен...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы

«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...