Рабочая учебная программа по ОО «Познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая учебная программа по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimetirovanie_v_i_ml_gr.docx | 53.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление дошкольного образования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №109 комбинированного вида»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом Заведующий МБДОУ №109
протокол № 1 _________ А.М.Пубжубас
от 29.08.2014 г. «____»___________20____г.
Рабочая учебная программа
по ОО «Познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста»
(для детей 2-3 лет)
Разработчик:
воспитатель младшей группы
Кавун Ирина Егоровна
МБДОУ №109
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа (РУП) разработана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и методических рекомендаций к общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта к структуре дошкольного образования».
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей
Цель программы:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности осуществляется путём решения следующих задач:
- развитие познавательных интересов детей;
- развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, причинах и следствиях и др.);
- развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности,
способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
Содержание психолого-педагогической работы
Первичные представления об объектах окружающего мира.
Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина);
Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагре- вается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает). Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
Сенсорное развитие.
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия.
Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Дидактические игры.
Развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек, «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки.
Содержание раздела «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» направлено на решение конкретных задач:
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать, экспериментировать.
- Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек.
Содержание данной программы предполагает интеграцию таких образовательных областей:
ОО Социально-коммуникативное развитие:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности, воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
ОО Речевое развитие:
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;
формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению;
ОО Художественно-эстетическое развитие:
Музыкально-художественная деятельность
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.
Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
ОО Физическое развитие:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слы- шать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хва- тать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — ду- мать, запоминать.
Физическая культура. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспи- тателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными дви- жениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простей- шие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, клевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.)
20% содержания учебного материала РУП направленно на реализацию национально-регионального компонента.
Программа предназначена для обучения детей 2-3 лет, рассчитана на один год обучения по два занятия в месяц, длительностью 8-10 минут. В течение года проводится 35 занятий. Обучение проходит в очной форме на русском языке.
Содержание данной программы предполагает интеграцию таких образовательных областей:
1. ОО "Социально – коммуникативное развитие":
- формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх, при пользовании спортивным инвентарем
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
- участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования
2. ОО "Речевое развитие":
- проговаривание действий и называние упражнений,
- поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности,
- обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой
- игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок;
- сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;
3. ОО "Познавательное развитие":
- специальные упражнения на ориентировку в пространстве,
- подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых),
- просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни.
4. ОО "Художественно - эстетическое творчество"
- привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения;
- игры и упражнения под музыку, пение;
развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера
Формы работы:
- Наблюдения
- Опыты
При реализации программы рекомендуется использовать следующие методы и приёмы:
- Постановка вопросов проблемного характера
- Наблюдение
- Дидактические игры
- Рассказы сказки загадки
- Опыт
Для реализации данной программы рекомендуется использовать учебно-методический комплект:
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
- Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.
- Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
- Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- .Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Методические рекомендации к программе дошкольного образования «От рождения до школы»
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование интегрирующих тем периода и тем НОД | Кол-во часов | Формы совместной, самостоятельной деятельности | ||
на НОД | в режиме | Самост. | |||
1 | Интегрирующая тема « Детский сад» | 2 | + | + | _ |
Тема 1. | 1 | + | _ | _ | |
Тема 2. | 1 | + | + | _ | |
2 | Интегрирующая тема « Осень» | 3 | + | + | _ |
Тема 1 | 1 | + | + | _ | |
Тема 2. | 1 | + | + | _ | |
Тема 3. | 1 | + | _ | _ | |
3 | Интегрирующая тема «Я в мире человек» | 2 | + | + | _ |
Тема 1. | 1 | + | _ | _ | |
Тема 2. | 1 | + | + | _ | |
4 | Интегрирующая тема «Мой дом» | 3 | + | + | _ |
Тема 1 . | 1 | + | _ | _ | |
Тема 2. | 1 | + | + | _ | |
Тема 3. | 1 | + | _ | _ | |
5 | Интегрирующая тема « Новый год» | 6 | + | + | _ |
Тема 1. | 1 | + | _ | _ | |
Тема 2. | 1 | + | + | _ | |
Тема 3 | 1 | + | _ | _ | |
Тема 4 | 1 | + | + | _ | |
Тема 5. | 1 | + | _ | _ | |
Тема 6. | 1 | + | + | _ | |
6 | Интегрирующая тема « Зима» | 4 | + | + | _ |
Тема 1. | 1 | + | + | _ | |
Тема 2. | 1 | + | + | _ | |
Тема 3 | 1 | + | _ | _ | |
Тема 4 | 1 | + | + | _ | |
7 | Интегрирующая тема «Мамин день» | 5 | + | + | _ |
Тема 1. | 1 | + | _ | _ | |
Тема 2. | 1 | + | + | _ | |
Тема 3. | 1 | + | + | _ | |
Тема 4 | 1 | + | + | _ | |
Тема 5. | 1 | + | _ | _ | |
9 | Интегрирующая тема «Народная игрушка» | 2 | + | + | _ |
Тема 1. | 1 | + | + | _ | |
Тема 2. | 1 | + | _ | _ | |
10 | Интегрирующая тема « Весна» | 4 | + | + | _ |
Тема 1. | 1 | + | + | _ | |
Тема 2. | 1 | + | _ | _ | |
Тема 3. | 1 | + | + | _ | |
Тема 4. | 1 | + | _ | _ | |
11 | Интегрирующая тема « Лето» | 4 | + | + | _ |
Тема 1. | 1 | + | _ | _ | |
Тема 2. | 1 | + | + | _ | |
Тема 3. | 1 | + | + | _ | |
Тема 4 | 1 | + | _ | _ | |
Всего: | 35 |
Содержание учебного материала
Содержание учебного материала
Сроки | Тема | Интеграция ОО | Содержание | Методы и приемы | Материал | ||
Тема «Детский сад» | |||||||
Сентябрь 1 неделя | 1.«Как играть с водой» 2.«Наливаем – выливаем» | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд | Вызвать интерес к данному объекту; способствовать расширению знаний детей о свойствах воды; развивать речь детей, активизировать словарь. Словарь: жидкая, прозрачная, можно налить, перелить | Разнообразные емкости для воды (большие-маленькие, круглые-квадратные) | |||
Тема «Осень» | |||||||
Сентябрь 2 неделя | Почему не получился пирожок? | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд | Ознакомиться со свойствами песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики, песок мокрый – из него можно изготавливать куличики). | Материал: песок, вода, формочки. | |||
Тема «Я в мире человек» | |||||||
Октябрь 1 неделя | «Поиграй со мной, водичка» | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд | Дать представление о том, что некоторые предметы могут держаться на воде; развивать интерес к игре с водой, обогащать словарь ребенка. Словарь: кораблик, скорлупка, ветерок, волны. | ||||
Октябрь 2 неделя | Ветер | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд Чтение худ.литературы Социализация Музыка | ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление) | бумажные вертушки | |||
Тема «Мой дом» | |||||||
Ноябрь 1 неделя | Бантик из бумаги и ткани. | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд Социализация | Ознакомление с некоторыми свойствами бумаги и ткани. | полоски бумаги, полоски ткани. | |||
Тема «Новый год» | |||||||
Ноябрь 2 неделя | Свойства снега. | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд | Ознакомить со свойствами снега (липкий, рассыпчатый). | снег | |||
Декабрь 1 неделя | 1.«Превращение воды в лед» 2.«Изготовление цветных льдинок» | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд Социализация | Продолжать знакомить детей со свойствами воды в твердом состоянии; развивать наблюдательность, память, усидчивость; воспитывать аккуратное обращение с цветной водой. Словарь: бесцветная, прозрачная, застывает, становится цветной, украсим елку на участке. | ||||
Декабрь 2 неделя | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд Музыка | ||||||
. | |||||||
Тема «Зима» | |||||||
Январь 1 неделя | Познание Чтение худ.литературы Художественное творчество Труд Музыка | ||||||
Январь 2 неделя | Познание Социализация Художественное творчество Труд Коммуникация | ||||||
Тема «Мамин день» | |||||||
Февраль 1 неделя | Посадка лука (долгосрочный опыт). | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд | закрепление знаний о жизненно важных условиях произрастания растений ( влага, свет, тепло) | проросший лук, горшочки с землей, вода. | |||
Февраль 2 неделя | «Куда спряталась водичка?» | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд Чтение худ.литературы | Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать интерес, любознательность; воспитывать аккуратность в работе с водой. Словарь: губка, впиталась, вытекает, мягкая, упругая, плавают, становятся тяжелыми, можно выжимать | Губка, тазик с водой, стакан. | |||
Март 1 неделя | 2. «Зачем нужна вода растениям?» | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд Музыка | Дать представление о значении воды в жизни растений; развивать наблюдательность, любознательность, интерес; воспитывать бережное отношение к растительному миру; активизировать словарь ребенка. Словарь: появляются почки, набухают, листочки, пьют воду. | Пение песенки «Я пеку, пеку, пеку…» Обследование материала для лепки – тесто Самостоятельная лепка «пряничков» Анализ работ Чаепитие с пряниками | Сосуд с водой, веточки тополя, березы. | ||
Тема «Народная игрушка» | |||||||
Март 2 неделя | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд Чтение худ.литературы Социализация | . | Рассказывание потешки «Ай, качи, качи, качи…» Сюрпризный момент – приход матрешки (воспитателя) с баранками Лепка бараночек Обыгрывание – сервировка стола в кукольном уголке Угощение детей баранками | Костюм матрешки Баранки (настоящие) Пластилин желтого цвета Кукольные тарелочки для поделок Доски Салфетки | |||
Тема «Весна» | |||||||
Апрель 1 неделя | Бумажные кораблики. | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд Чтение худ.литературы | ознакомление со свойствами бумаги ( намокает в воде, рвется). | ||||
Апрель 2 неделя | Почему по дорогам побежали ручьи? | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд Чтение худ.литературы | ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду) | ||||
Тема «Лето» | |||||||
Май 1 неделя | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд Чтение худ.литературы | ||||||
Май 2 неделя | Познание Коммуникации Художественное творчество Труд Чтение худ.литературы | ||||||
Планируемые результаты освоения ООП ДО
К концу учебного года ребенок:
Критерии и методы оценки уровня освоения содержания программы:
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением з...
Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"
Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....
Рабочая программа Образовательной деятельности для детей младшего возраста группы №3 «Пчёлка Майя» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой ,Т.С.
Аннотация к рабочей программе младшей группы.Рабочая программа младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №3 «Со...
Конспект занятия по познавательному развитию и экспериментальной деятельности для детей младшей группы «Волшебница-вода»
Возраст детей: 3-4 годаЦель: обобщить и уточнить знания детей на данном этапе.Направление: познавательное.Задачи:Обучающие задачи: познакомить де...
Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "Конструктивно-модельная деятельность" для детей младшего возраста 2-3 лет.
Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "Конструктивно-модельная деятельность" для детей младшего возраста 2-3 лет. Пояснительная за...
Конспект занятия по познавательному развитию через исследовательскую деятельность для детей раннего возраста на тему: «Слепим куличики из песка».
Конспект занятия по познавательному развитию через исследовательскую деятельность для детей раннего возраста на тему: «Слепим куличики из песка»....
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие». Конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию
Конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию...