Конспект занятия "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Авторы: Айдемирова Д. М.
Карчевцева Е.С.
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада «Свойства воды»
Цель:
Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потребность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
- расширить систему знаний детей о неживой природе (воде);
- учить использовать модели-схемы при обобщении результатов опытов;
- обогащать словарь – лаборатория, лаборант, опыты, эксперименты;
-включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Развивающие:
- развивать мыслительную активность, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение работать сообща;
- воспитывать аккуратность при работе с водой ;
-воспитание творческой самостоятельной личности.
Оборудование:
клубок ниток, пробирки, поднос, вода, молоко, карандаши, ложки, сахарный и речной песок, лимон ,тазик , конверт
Ход занятия:
Группа, оформлена как научная лаборатория. Дети заходят в группу.
Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, давайте его прочитаем.
«Ребята, пишет вам Крошка Енот, наверняка вы знаете обо мне. У меня случилась беда, я решил поэкспериментировать с жидкостями и понял, что не везде могу увидеть своё отражение! Помогите мне, пожалуйста! Мне очень хочется узнать побольше о воде : какие вещества растворяются в воде ? Имеет ли вода запах ? ,имеет ли вода форму?».
- Ребята, это проблемная ситуация ? Как вы думаете, мы можем помочь Крошке Еноту? (да) Для этого нам нужно отправиться в лабораторию. А как вы думаете, что такое лаборатория? ( это помещение, в котором учёные проводят различные эксперименты и опыты). Мы тоже будем проводить опыты и узнаем ,какие свойства имеет вода , а потом обо всем напишем Крошке Еноту в письме.
- Ребята, у меня есть волшебный клубок, который подскажет нам дорогу в лабораторию. Давайте скажем заветные слова: «Раз, два, три – нам дорогу покажи!» Сегодня мы будем работать по плану . Сначала
мы с вами превратимся в учёных и проведем несколько опытов ,которые нам что-то расскажут о воде. После каждого опыта вы будете выбирать нужную карточку-схему ,которая должна соответствовать результату опыта. Вы должны будете рассказать о свойствах воды , используя эти карточки .Все карточки ,которые вы выберете , мы отправим Крошке Еноту. На доске вы видите картинки ,которые соответствуют каждому пункту нашего плана.
Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Давайте подойдём к столу, с цифрой один. Посмотрите на наш лабораторный стол, он полностью готов к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за стол.)- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.) - Здесь так же есть конверт, давайте его откроем и посмотрим, что там? (в конверте написано название опыта и карточки-схемы).Опыт № 1. «Определение прозрачности воды».
- Перед вами стоит 2 пробирки. Скажите , что в них налито? (Молоко и вода.)
- Ребята, перед вами лежат карточки с изображением Крошки Енота, раскрасьте их (дети раскрашивают ). А теперь, я предлагаю вам поставить пробирку с водой на рисунок и загляните внутрь пробирки. Что вы там видите? (Крошку Енота)
- Правильно, а теперь поставьте на изображение пробирку с молоком и загляните внутрь пробирки, что вы видите теперь? (Молоко)
- Как вы думаете, почему в молоке мы не увидели Енота, в воде увидели? (Потому, что молоко не прозрачное, а вода прозрачная).
- Какой мы сделаем вывод? (Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, он белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны). Посмотрите на эти карточки-схемы ,выберете ту карточку ,которая подходит для нашего вывода. (дети совместно выбирают нужную карточку)
Опыт № 2. «Знакомство со свойством воды отражать предметы».
- Приглашаю всех подойти к столу под номером 2. Ребята, посмотрите на экран, Крошка Енот хочет, чтобы вы увидели его видеописьмо (Фрагмент из мультфильма, как Крошка Енот смотрится в воду).
- Ребята, что Крошка Енот увидел в реке? (Своё отражение).
- Давайте попробуем повторить его эксперимент. Посмотрите на стол, скажите, что на нём стоит? (Таз с водой.)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое.)
Какой вывод мы сделаем из данного опыта? (Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто). Выберете нужную карточку.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Гимнастика для глаз: «От улыбки»
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Опыт № 3. «Вода может быть растворителем».
- А теперь, давайте подойдём к столу под номером три. Я предлагаю растворить в воде некоторые вещества. Обратите внимание на 2 пробирки с водой и 2 мисочки, которые стоят перед вами. Давайте подумаем, что лежит в мисочках? (Сахарный и речной песок.)
- Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок. Перемешайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром в воде? (Сахар в воде растворился.)
- Осталось ли что-нибудь в воде? Правильно, в воде ничего не осталось. Давайте положим в другой стакан с водой речной песок и перемешаем его. Что произошло в этот раз? (Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.)
Какой сделаем вывод? В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые нет. (Дети выбирают нужную карточку-схему )
Опыт №4 «Вода не имеет запаха».
- Ребята, перед вами стоят стаканчики, в них вода. Понюхайте воду, как она пахнет? (ничем не пахнет)
-А теперь добавьте в неё дольки лимона. Что произошло с водой? Понюхайте воду. Изменился у неё запах?
( Да, вода стала пахнуть лимоном.).
- Какой можно сделать вывод?
( Можно сделать вывод, что вода не имеет запаха.) (Дети выбирают нужную карточку-схему)
А теперь пришло время отправляться в детский сад. Давайте возьмём наш волшебный клубочек и отправимся в путь. Скажем слова: «Раз, два, три – в детский сад нас приведи!»
- Вот мы и вернулись в детский сад. Вы очень хорошо справились с опытами. Время подводить итоги . Расскажите , какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории . В этом вам помогут карточки-схемы . (дети по одному берут карточку и рассказывают о свойстве воды: вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы; в спокойном состоянии вода отражает предметы; в воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются; вода не имеет запаха. ). - А теперь, я предлагаю вам , отправить письмо Крошке Еноту. Давайте вложим в конверт все карточки-схемы , в которых мы расскажем нашему другу все , что мы сегодня узнали о воде.
- Сейчас мы будем рефлексировать. Скажите, ребята , вам понравилось работать вместе ? Почему ? Может кому то было не интересно , трудно на занятии ? Я предлагаю вам взять в руки «солнышко», если у вас хорошее настроение и вам понравилось наше занятие. Если у вас плохое настроение и занятие показалось сложным, возьмите «тучку».
Образец карточки-схемы
Образец карточки-схемы
Образец карточки-схемы
Образец карточки-схемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....