Конспект занятия. Тема: "Наблюдение за ветром"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Антоненко Олеся Владимировна

Цель: Продолжить знакомить детей с природным явлением – ветер, формирование представлений детей, как о явлении неживой природы; о его роли в жизни человека.

Задачи:

  1. Обучающие:

Познакомить со свойствами ветра; учить давать характеристику ветру: сильный, слабый, теплый, холодный;  Создавать условия для формирования умения определять направление ветра. Показать простейшие связи между ветром и окружающими предметами: лентами, вертушкой, деревьями;

  1. Развивающие:

Обогащать словарный запас и развивать образное мышление в ходе знакомства с художественной литературой;

  1. Воспитывающие:

Продолжать учить  двигаться в подвижных играх по сигналу; Учить выполнять правила безопасного поведения в двигательной деятельности; Учить выполнять несложные трудовые поручения, доводить начатое дело до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наблюдение за ветром»

Старшая группа №12, Антоненко О.В.

Образовательная область: Познавательное развитие, физическое развитие.

Цель: Продолжить знакомить детей с природным явлением – ветер, формирование представлений детей, как о явлении неживой природы; о его роли в жизни человека.

Задачи: 

  1. Обучающие:

Познакомить со свойствами ветра; учить давать характеристику ветру: сильный, слабый, теплый, холодный;  Создавать условия для формирования умения определять направление ветра. Показать простейшие связи между ветром и окружающими предметами: лентами, вертушкой, деревьями;

  1. Развивающие:

Обогащать словарный запас и развивать образное мышление в ходе знакомства с художественной литературой;

  1. Воспитывающие:

Продолжать учить  двигаться в подвижных играх по сигналу; Учить выполнять правила безопасного поведения в двигательной деятельности; Учить выполнять несложные трудовые поручения, доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа:

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа.

Материалы и оборудование: Вертушка (флажки), лента, целлофановый пакет, обручи, уборочный инвентарь (лопата)

Структура НОД:

I. Вводная часть – 3 минуты.

  1. Письмо от Лесовичка.
  2. Постановка проблемы.

II. Основная часть -15 мину.

  1. Наблюдение за ветром.
  2. Экспериментальная деятельность.
  3. Игра малой подвижности «Ветер, ветерок».
  4. Дидактическая игра.
  5. Подвижная игра «Быстрее ветра».
  6. Трудовая деятельность.
  7. Самостоятельная двигательная активность.
  8. Индивидуальная работа

III. Заключительная часть:

  1. Рефлексия. Обобщение воспитателя
  2. Задание по приходу в группу.

Ход НОД:

  1. Вводная часть (на веранде письмо)

Воспитатель:  Ой, ребята посмотрите какое то письмо, посмотрим что же в нем?

-Пришло письмо от Лесовичка, давайте прочитаем, что же он нам написал: "Ребята,  гуляя по своему лесу, я увидел разбросанные ветки, помогите найти, кто проказничает».

Воспитатель: А ветки и правда, поломаны, даже на нашем участке есть посмотрите. Поможем Лесовичку?

Тогда послушайте  проказник оставил загадку о себе.

"Фырчу, рычу, ветки ломаю, пыль поднимаю, с ног сбиваю, слышите меня, да не видите " (ветер)

-Молодцы ребята, это ветер.

II. Основная часть:  

  1. Наблюдение за ветром

-Ребята, а какая сегодня у нас погода? (ответы детей).

-Как холодно или тепло сегодня на улице? Как определить ветер теплый или холодный? (повернуться лицом к ветру и почувствовать его дуновение: тепло или холодно)

-Ребята, а знаете ли вы, как определить есть ветер сегодня или нет? Как узнать с какой стороны он дует? (ответы детей)

- Ребята, как думаете, почему? (ответы детей)

-А как узнать есть  ли сейчас ветер? (ответы детей)

-Чтобы узнать Лесовичек передал вам вертушки, возьмите каждый, рассмотрите их. (Демонстрация, как она крутится на ветру)

-А теперь ребята, посмотрите, с какой стороны вертушка крутится  и мы видим, что ветер дует справа.

-Как мы определили, с какой стороны дует ветер? (ответы детей)

-Правильно с помощью вертушки! А кто мне скажет, как определить сильный ветер или нет? (По тому, как крутится вертушка-быстро или медленно. Сейчас вертушка крутится медленно, значит ветер какой? (слабый, легкий).

-А ещё можно узнать, какой ветер, посмотрев на небо как "бегут", "летят" тучи

-Ветер теплый сейчас? (нет) Почему? (солнце не нагрело)

-Ребята вы догадались, кто мог  ветки поломать у Лесовичка в лесу? (ответы детей)

-Ребята, а есть ли ветер в нас? (подуем на вертушку)

-Что мы выдуваем? (воздух)

-Воздух может превратиться в ветер? Почему?

-Какого цвета ветер? (невидимый)

  1. Экспериментальная деятельность. Давайте разберемся, дальше, что же такое ветер?

Ответьте на вопросы:

  • Без чего человек не может жить? (без воздуха)
  • Давайте докажем, что в человеке есть воздух. Возьмем  целофановый  пакет и выдохнем в него из себя. Что видим? (пакет надулся, в нем воздух)
  • А где мы берем воздух? (он везде вокруг нас, только мы его не видим, воздух невидим)
  • Можем мы воздух почувствовать? Как? (мы его чувствуем, когда он приходит в движение получается ветер)
  • Что у меня в руках? (лента)
  • Что с ней происходит? (ее приводит в движение ветер)

Воспитатель:  Что такое ветер? Ветер – это свободное перемещение воздуха. Солнце по-разному, нагревает землю и горячий, и холодный воздух меняются местами. Поэтому образуется ветер.

Как писал поэт А.С.Пушкин в сказке:

«Ветер, ветер ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Гордо веешь на просторе…»

Воспитатель: Ребята, а кто из вас мне скажет, как называется погода с ветром? (ветряная)

Хорошо, а без ветра? (безветренная)

-Верно ребята, ветер нужен людям. Совсем недавно ученые придумали ветряные установки, которые с помощью ветра вырабатывают электричество (свет). А что плохого от ветра? (пыль, ломает цветы, деревья, срывает крыши домов).

-Когда ветер срывает крыши домов, как называют такой ветер? (ураган)

-А еще сильный ветер смерч или торнадо. Ветер чрезвычайно быстро вращается в виде воронки и уничтожает все на своем пути.

-Ветер, который переносит массы снега, поднятые им же с земли  или когда падает снег и ветер  это явление называется метель.

-Так кто же так сильно дул, что много веток поломал у Лесовичка в  лесу? (ветер) Правильно нам  Лесовичок сказал? (повторить загадку) - "Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его"

-Что мы напишем Лесовичку.

-Что вы сейчас узнали о ветре? (ветер  может быть сильным и слабым, теплым и холодным)

  1. Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем. Игра малой подвижности «Ветер, ветерок»

Представьте, что вы ветер

Я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены)

Хочу-налево посвищу (дуют налево)

Могу подуть направо (дуют направо)

Могу подуть вверх - в облака

А пока я тучи разгоню (круговые движения руками)

  1. Дидактическая игра

Не хочет ветер от вас улетать, хочет, чтобы вы с ним поиграли

Скажите, что ветер может делать? (шуметь, гудеть, завывать, уносить, срывать)

  1. Подвижная игра. Давайте подвигаемся вместе с ветром и поиграем в игру «Быстрее ветра»

Вы быстрее ветра должны по команде занять домики-обручи. В каждом домике могут жить только 2 человека. Кому домика не достанется-выходит из игры. Выбираем того, кто у нас быстрее ветра.

  1. Трудовая деятельность

Мы с вами  помогали  Лесовичку  загадку отгадали,написали ему письмо ответ. С ветром поиграли, надо потрудиться Лесовичек попросил, что бы мы собрали  на участке ветки и сделали забор из снега

  1. Самостоятельная двигательная активность

Напомните себе, и друг другу правила безопасного поведения на участке.

  1. Индивидуальная работа. Метание снежков вдаль.

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Понравилось помогать Лесовичку?

-О каком природном явление мы сегодня говорили?

-Ребята вы теперь много знаете о ветре и можете рассказать другим, зачем нам он нужен и  какой он бывает.

- А   когда мы с вами вернемся в группу,  вы нарисуете, какой сегодня был ветер и  мы обязательно  вложим их в конверт с ответом Лесовичку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект на тему: «Наблюдение за цветами на прогулке" во второй младшей группе.

План-конспект на тему: «Наблюдение за цветами на прогулке во второй младшей группе». 1.Наблюдение за цветами (астры, ленок).Цель: закрепить представления о названии; учить видеть их характе...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "В ГОСТЯХ У ВЕТРА"

Занятия в ясельной группе (конспекты занятий, рекомендации и др.) Программное содержание занятия в детском садуУлучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал.Ко...

Конспект занятия "В гости к ветру"

Формирование умения смешивания двух цветов (белого и чёрного) для получения серого цвета....

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за ветром"

Цель занятия: расширить представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:1. Образовательные: учить определять тихую или ветреную погоду осенью, вли...

Конспект НОД Тема:«Наблюдение за одуванчиками»

Цели: - Расширять знания детей о растении одуванчик. - Развивать любознательность при наблюдении за растениями.- Развивать умение сравнивать одуванчик в начале и в конце цветения, знать изменения...