Проект по сенсорному развитию с детьми раннего возраста «Мы познаем мир»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_sensornomu_razvitiyu.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по сенсорному развитию
с детьми раннего возраста
«Мы познаем мир»
Автор проекта:
Старший воспитатель ГБДОУ № 43 Петроградского района - Галигузова Е.Н.
1. Пояснительная записка.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание влияет на:
• Умственное развитие;
• Эмоции;
• Развитие самостоятельности;
• Развитие отношения к окружающему.
Формирование сенсорных эталонов:
• Цвет
• Форма
• Величина
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
• Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• Развивать познавательные процессы;
• Развивать мелкую моторику.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Цель проекта: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста
Задачи проекта:
1.Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;
2.Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
3.Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Формы работы:
1. Создание центра «сенсорный уголок» в группе;
2. Игры – экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
3. Развлечения.
2. Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
В раннем возрасте, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. Социально – коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
4. Художественно – эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
3. Перспективно - тематическое планирование образовательной деятельности.
1. Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
2. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинетические ощущения. Микро и макромоторику воспитанников.
3. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Продукт проекта:
1. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
2. Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;
3. Консультация для родителей;
4. Фотовыставка «Учимся, играя»;
5. Развлечение ««Шарики воздушные – очень непослушные
Паспорт проекта:
Проект по сенсорному развитию предназначен для детей раннего возраста.
Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий
По числу участников – групповой
По времени проведения – долгосрочный
По характеру контактов – в контакте с семьёй
Участники проекта: воспитатель, дети группы раннего возраста, родители.
Предполагаемые результаты:
• Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;
• Группировать предметы по заданному признаку;
• Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
Этапы реализации проекта:
I этап.
Организационно – информационный:
Изучение научной и методической литературы;
Составление диагностических карт и проведение педагогической диагностики;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
II этап.
Практический:
Реализация плана проекта “ Мы познаём мир ”;
Различные формы работы с детьми;
Взаимодействие с родителями по реализации проекта.
III этап.
Заключительный:
Мини-выставка продуктов проекта;
Подведение итогов;
Заключительное мероприятие в рамках проекта.
Приложение 1.
Перспективный план работы с детьми.
Дата | Тема занятий |
Сентябрь | |
1 неделя | Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия |
2 неделя | Нанизывание больших и маленьких колец на стержень |
3 неделя | Складывание двухместной матрёшки |
4 неделя | Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы |
Октябрь | |
1 неделя | Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на две группы |
2 неделя | Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы |
3 неделя | Нанизывание колец, убывающих по величине |
4 неделя | Складывание трёхместной матрёшки |
Ноябрь | |
1 неделя | Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях |
2 неделя | Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнёздах |
3 неделя | Размещение резко отличных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях |
4 неделя | Размещение более близких по форме вкладышей в соответствующие отверстия |
Декабрь | |
1 неделя | Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на две группы |
2 неделя | Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов |
3 неделя | Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом |
4 неделя | Солнечный круг |
Январь | |
1 неделя | Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных |
2 неделя | Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях |
3 неделя | Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх |
4 неделя | Сделаем кукле бусы |
Февраль | |
1 неделя | Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята» |
2 неделя | Выкладывание из мозаики на тему « Домик и флажки» |
3 неделя | Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу» |
4 неделя | Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки» |
Март | |
1 неделя | Помоги куклам найти свои игрушки |
2 неделя | Нанизывание больших и маленьких бус |
3 неделя | Ёжики |
4 неделя | Рисование красками на тему «Огоньки ночью» |
Апрель | |
1 неделя | Рисование красками на тему «Листочки деревьев» |
2 неделя | Рисование красками на тему «Апельсин» |
3 неделя | Нанизывание бус разной формы |
4 неделя | Нанизывание бус разного цвета |
Май | |
Развлечение «Шарики воздушные – очень непослушные |
Приложение 2.
Занятие 1. «Соберем бусы для куклы».
Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Яркие красочные бусы, в виде фруктов и животных, развивает творческие способности и моторику рук. Вызвать желание помочь кукле, собрать бусинки на нитку.
Материал: деревянные бусы с отверстием внутри, шнурки и кукла.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.
Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает, только на руки берешь.
Я надену кукле бусы, платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.
Воспитатель: «Ребята, наша кукла очень расстроена. У нее порвались бусы, и все бусинки рассыпались, давайте поможем кукле. Соберем бусинки на шнурки. Посмотрите, у нас есть шнурки, разноцветные животные и фрукты».
Воспитатель показывает детям, как нужно нанизать бусины на шнурки, и предлагает детям сделать это самостоятельно. Вот какие красивые бусы получились!
«Теперь наша кукла очень рада, ребята, и благодарит вас за помощь! »
Занятие 2. «Большой, поменьше, маленький».
Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
Материал: набор геометрических фигур.
Ход занятия:
Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета» и т. д.
Занятие 3. «Воздушные шары».
Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу: «красный», «желтый», «зеленый», «синий»; учить подбирать предметы одинакового цвета.
Материал: наклеенные на картон узкие полоски цветной бумаги шести цветов, круги такого же цвета.
Ход занятия:
Детям раздаются цветные карточки с полосками, и дети, говорят какого цвета у них нитки от шарика. Воспитатель предлагает найти по цвету потерявшийся воздушный шар.
Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных шаров.
Приложение 3.
Консультация для родителей на тему:
«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.
Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.
С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.
В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.
Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета.
Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый) .
Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.
Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.
Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.) помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.
Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку) », «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.
Игры на выкладывание (пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие.
В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .
Эти игры выполняют следующие функции:
- развивают мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;
- формируют навыки шнуровки;
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
Приложение 4.
Развлечение для детей второй группы раннего возраста
«Шарики воздушные очень непослушные»
Цель: Способствовать формированию культуры общения, эмоциональной отзывчивости. Способствовать развитию эстетического вкуса.
Задачи:
Речевое развитие:
1. Обеспечить развитие речи у детей, общей и мелкой моторики.
Познавательное развитие:
1. Систематизировать знания детей об основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый.
Физическое развитие:
1. Способствовать развитию двигательной активности детей, закреплять умение становиться в круг.
Социально- коммуникативное развитие:
1.Обеспечить развитие коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми.
Художественно - эстетическое развитие:
1. Слушать музыку и согласовывать движения со словами песенки.
Игровой материал: воздушные шары основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, дудочка).
Действующие лица: воспитатель, родители (мамы) и дети, музыкальный руководитель.
Ход развлечения:
Воспитатель: - Дети, сейчас к нам придут гости, а мы спрячемся за ширму и посмотрим кто это?
В группу входят мамы с разноцветными воздушными шарами и дудочкой.
Мама: - А где дети?
Игра «Прятки», игра проводится под музыку В. П. Петровой, слова Н. Кругляк.
Я по комнате хожу
Деток я не нахожу.
Ну, куда же мне идти?
Где же деток мне найти?
Надо дудочку достать
И на дудочке сыграть.
Все услышат, прибегут,
И со мной играть начнут!
(Мама играет на дудочке, дети выходят из-за ширмы и произвольно пляшут.)
Воспитатель: - Дети, кто пришел к нам в гости?
Дети: - Наши мамочки! .
Мамы: Здравствуйте дети! Мы пришли с вами играть и веселится. Мы загадку загадаем, но о чем она не знаем. Помогите нам её отгадать .
Я большой, но пустой.
Взлечу в небо над землей.
И не гордый, но надутый,
Ниткой толстою опутан.
Я с детьми всегда был дружный,
И зовусь я.
Дети: Шар воздушный.
Воспитатель: - Правильно - это воздушный шар. Мы вам их подарим, но сначала шарики надо надуть.
Мама:
Чтобы не было нам скучно,
Я забаву отыщу:
Я надую шар воздушный
И на волю отпущу.
(Дети пытаются надуть шары, но это очень трудно для них). Мамы дарят детям готовые шары.
Игра-хоровод вместе с мамами «Воздушный шар» (2-3раза) .
Раздувайся наш шар,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Он летел, летел, летел
И за веточку задел.
Ш-ш-ш-лопнул.
Воспитатель:- Какие вы все молодцы! Как много надули воздушных шаров. Как весело играете с ними.
Воспитатель:
Легкий шарик мой воздушный,
Дернул нитку не послушно.
Оборвал, сказал: Пока!
И умчался в облака.
Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик».
(Дети бросают шары и бегут за ними.)
Воспитатель: - Какие красивые, разноцветные шары подарили вам мамочки. (Спросить каждого ребёнка, какого цвета у него шарик)
Если шарик накачать,
Будет он тогда летать.
Надо нитку привязать,
Чтобы шарик удержать.
Созданы для детворы
Разноцветные шары.
Игра «Найди свой цвет»
(Дети по сигналу воспитателя находят маму с шариком такого же цвета как у них.)
Воспитател :
Сегодня все ликуют!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные шары.
(Все подбрасывают шары вверх и веселятся под музыку.)
4. Список используемой литературы:
1. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».М.: – «Просвещение», 1995. -221с.
2. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». М.: – «Просвещение», 1997. -153с.
3. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско – родительскими парами и детьми раннего возраста// Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. - № 1. – С.38-45
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2006. – 434 с.
5. Колос Г.Г. Снсорная комната в дошкольном учреждении: Приктические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2011. – 125с.
6. Маханева М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: - Просвещение, 2009. – 160с.
8. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Педагогика, 2005. – 276 с.
9. Пилюгина Э.Г. «Игры и занятия с малышом от 1 до 3 лет». М.: - «Мозаика». 2003. – 187 с.
10. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по сенсорному развитию с детьми раннего возраста.Автор: воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Зуй З.И.
Программное содержание:- формирование полноценного восприятия окружающей действительности, закрепление знаний о цвете, форме и размере, развитие мелкой моторики рук, воображения; развитие внимания, ло...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию с детьми раннего возраста «Рубашка для кота»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо сенсорному развитию с детьми раннего возраста...
Отчет воспитателя второй группы раннего возраста "Работа по сенсорному развитию с детьми раннего возраста"
Материал может быть полезен воспитателям и использован в своей работе. В отчете описаны цели, задачии , дидактические игры по сенсорному развитию....
Проект по сенсорному развитию с детьми младшего возраста Мы познаем мир
Я считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и лично...
Проект по сенсорному развитию с детьми раннего возраста «Цвет, форма, величина»
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (сенсорное развитие) с детьми раннего возраста. Тема: «В поисках солнышка»
Конспект непосредственно – образовательной деятельностипо познавательному развитию (сенсорное развитие)с детьми раннего возраста.Тема: «В поисках солнышка» Цель...
Проект по сенсорному развитию с детьми раннего возраста "Мы познаем мир"
Проект по сенсорному развитию с детьми раннего возраста "Мы познаем мир"...