Конспект НОД
план-конспект занятия по окружающему миру

Амангалиева Галима Каирбулатовна

Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому России.

Задачи: 
- Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси; показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре.

- развивать социо-культурную сферу личности ребенка, расширять представлений детей о культурном наследии своего народа.

– Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokola_galima.docx570.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Как колокол на Русь пришел»

Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому России.

Задачи: 
- Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси; показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре.

- развивать социо-культурную сферу личности ребенка, расширять представлений детей о культурном наследии своего народа.

– Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

Материал: предметные картинки, картины храмов, звонниц г.Энгельса, разных видов колоколов, кисти вода. стихотворение С. Есенина «Колокол дремавший…»
Ход занятия

Звучит аудиофайл «Звуки природы. Колокольчики»

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно, что в природе может так звучать?

Дети высказывают предположения.C:\Users\Алексей\Desktop\1.jpg

Воспитатель: Так звучат прекрасные цветы – колокольчики (Слайд 1 «Колокольчики в лесу»), посмотрите на этот прекрасный нежный цветок.

А я хочу вам рассказать одну интересную историю. Усаживайтесь поудобнее и слушайте.

По преданию, в 15 веке один монах, живший в  Италии, заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. По-итальянски цветок – «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик.

Воспитатель: Давайте пройдем за столы и рассмотрим колокольчики. (Дети рассматривают устройство колокольчика, его части – ушко, плечи, туловище, язык, проговаривают названия частей колокольчика, звенят в него.) Как вы думаете,  отчего зависит звук колокольчика? (высказывания детей От языка внутри него. Звук во многом зависит от него, а ещё, из какого материала сделан колокольчик, его формы и веса.    

 Из чего сделаны ваши колокольчики? (Ответ детей: из металла)  А можно ли сделать колокольчик из стекла? (Можно, только стекло хрупкое, легко бьётся, осколки будут опасны, зато стеклянный колокольчик будет красиво звенеть) Такой колокольчик может быть только предметом искусства.» C:\Users\Алексей\Desktop\2.jpg

(Фото колокольчика из стекла).

А сейчас поиграем в игру «Колокольчик»

 «Колокольчик нам поет, поиграть он нас зовет»-
Дети напевают песенку:
Колокольчик звонкий - голосочек тонкий,
Зазвени скорее, да повеселее!
(У воспитателя или ребёнка два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают)

Воспитатель: присаживайтесь, а я вам прочитаю стихотворение поэта Сергея Есенина

Колокол дремавший 
Разбудил поля, 
Улыбнулась солнцу 
Сонная земля.

Понеслись удары 
К синим небесам, 
Звонко раздается 
Голос по лесам.

О чем я прочитала стихотворение? (О колоколе)

Колокол является символом России. Распространение большие колокола получили у наших предков 600 лет назад, тогда же появились и русские мастера. Они знали секрет, как сделать звук колокола особенным, непохожим на другие. На Руси вообще колокола считали живыми существами. Как человек - имеет уши, язык, плечи, туловище, ему давали имена: Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Украшали письменами и узорами. Древние колокола - это ценные исторические памятники нашей истории и культуры., нашей веры Православной, а также литейного ремеслаC:\Users\Алексей\Desktop\3.jpg

Самым большим колоколом считают Царь-колокол, он очень большой и весит 200 тонн. Над ним трудился русский мастер Иван Моторин с сыном. К сожалению, в него так ни разу  и не звонили, потому что он попал в пожар, и от него отвалился кусочек. Пользоваться колоколом было нельзя и он стал никому не нужен. Сейчас Царь-колокол стоит в Московском Кремле и является уникальным памятником России.C:\Users\Алексей\Desktop\4.jpg

Воспитатель: Ребята, а где размещают колокола? (На храмах, церквях). Действительно, колокол является частью православного храма. На крыше строят специальное открытое помещение, которое называется звонница. Обычно там помещают несколько колоколов, у каждого свое звучание. А человека, который звонит в колокола, называют звонарь. Звучание колоколов на звоннице называют по-разному.C:\Users\Алексей\Desktop\5.jpg

Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.
Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.
Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием.
Красный звон – целый день на большие христианские праздники.

Слушание колокольных звонов (запись)

Вот и в нашем городе Энгельсе на Свято-троицком Соборе есть такая звонница,
C:\Users\Алексей\Desktop\6.jpg

Еще  колокол – это ударный музыкальный инструмент, и на нем можно сыграть любую музыку. (Слушание колокольного звона в исполнении  коллектива «Колокольные звоны»)

Воспитатель: Интересное и необычное звучание, согласны, ребята? А еще наши прабабушки и прадедушки играли в игру «Колокол»

Игра «Колокол»

Взявшись за руки, играющие образуют круг. Водящий, выбранный по считалке, становится внутри круга.

Потом водящий подходит к любым «воротам» и просит:

«Пустите меня». - «Не пустим!» Он идет еще к двум-трем «воротам». Наконец выкрикивает: «Бей, колокол, бей! Тучу разбей!» - и пытается прорваться через какие-нибудь «ворота». При удаче убегает, а двое, через «ворота» которых он прорвался, догоняют его. Догнавший становится водящим.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами говорили об одном из символов России - колоколе, а что вы узнали о них? (откуда они появились в России, как они выглядят, из каких частей состоит колокол, как они звучат, где их можем увидеть в наше время). Вам хотелось бы узнать как колокола изготавливают? Об этом мы с вами поговорим в следующий раз!


https://qmusic.me/download/371745452_456546916/Коллектив+Колокольные+звоны+Звон+А+Иванова&v=3&bdl=a

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiektnodkolokolarossii

https://www.culture.ru/materials/126623/10-istorii-russkikh-kolokolo

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%AD%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81)#/media/File:Engels_Holy_Trinity_Cathedral_in_Sept_2017.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....