Конспект НОД
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому России.
Задачи:
- Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси; показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре.
- развивать социо-культурную сферу личности ребенка, расширять представлений детей о культурном наследии своего народа.
– Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolokola_galima.docx | 570.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Как колокол на Русь пришел»
Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому России.
Задачи:
- Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси; показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре.
- развивать социо-культурную сферу личности ребенка, расширять представлений детей о культурном наследии своего народа.
– Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
Материал: предметные картинки, картины храмов, звонниц г.Энгельса, разных видов колоколов, кисти вода. стихотворение С. Есенина «Колокол дремавший…»
Ход занятия
Звучит аудиофайл «Звуки природы. Колокольчики»
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно, что в природе может так звучать?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Так звучат прекрасные цветы – колокольчики (Слайд 1 «Колокольчики в лесу»), посмотрите на этот прекрасный нежный цветок.
А я хочу вам рассказать одну интересную историю. Усаживайтесь поудобнее и слушайте.
По преданию, в 15 веке один монах, живший в Италии, заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. По-итальянски цветок – «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик.
Воспитатель: Давайте пройдем за столы и рассмотрим колокольчики. (Дети рассматривают устройство колокольчика, его части – ушко, плечи, туловище, язык, проговаривают названия частей колокольчика, звенят в него.) Как вы думаете, отчего зависит звук колокольчика? (высказывания детей От языка внутри него. Звук во многом зависит от него, а ещё, из какого материала сделан колокольчик, его формы и веса.
Из чего сделаны ваши колокольчики? (Ответ детей: из металла) А можно ли сделать колокольчик из стекла? (Можно, только стекло хрупкое, легко бьётся, осколки будут опасны, зато стеклянный колокольчик будет красиво звенеть) Такой колокольчик может быть только предметом искусства.»
(Фото колокольчика из стекла).
А сейчас поиграем в игру «Колокольчик»
«Колокольчик нам поет, поиграть он нас зовет»-
Дети напевают песенку:
Колокольчик звонкий - голосочек тонкий,
Зазвени скорее, да повеселее!
(У воспитателя или ребёнка два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают)
Воспитатель: присаживайтесь, а я вам прочитаю стихотворение поэта Сергея Есенина
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
О чем я прочитала стихотворение? (О колоколе)
Колокол является символом России. Распространение большие колокола получили у наших предков 600 лет назад, тогда же появились и русские мастера. Они знали секрет, как сделать звук колокола особенным, непохожим на другие. На Руси вообще колокола считали живыми существами. Как человек - имеет уши, язык, плечи, туловище, ему давали имена: Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Украшали письменами и узорами. Древние колокола - это ценные исторические памятники нашей истории и культуры., нашей веры Православной, а также литейного ремесла
Самым большим колоколом считают Царь-колокол, он очень большой и весит 200 тонн. Над ним трудился русский мастер Иван Моторин с сыном. К сожалению, в него так ни разу и не звонили, потому что он попал в пожар, и от него отвалился кусочек. Пользоваться колоколом было нельзя и он стал никому не нужен. Сейчас Царь-колокол стоит в Московском Кремле и является уникальным памятником России.
Воспитатель: Ребята, а где размещают колокола? (На храмах, церквях). Действительно, колокол является частью православного храма. На крыше строят специальное открытое помещение, которое называется звонница. Обычно там помещают несколько колоколов, у каждого свое звучание. А человека, который звонит в колокола, называют звонарь. Звучание колоколов на звоннице называют по-разному.
Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.
Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.
Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием.
Красный звон – целый день на большие христианские праздники.
Слушание колокольных звонов (запись)
Вот и в нашем городе Энгельсе на Свято-троицком Соборе есть такая звонница,
Еще колокол – это ударный музыкальный инструмент, и на нем можно сыграть любую музыку. (Слушание колокольного звона в исполнении коллектива «Колокольные звоны»)
Воспитатель: Интересное и необычное звучание, согласны, ребята? А еще наши прабабушки и прадедушки играли в игру «Колокол»
Игра «Колокол»
Взявшись за руки, играющие образуют круг. Водящий, выбранный по считалке, становится внутри круга.
Потом водящий подходит к любым «воротам» и просит:
«Пустите меня». - «Не пустим!» Он идет еще к двум-трем «воротам». Наконец выкрикивает: «Бей, колокол, бей! Тучу разбей!» - и пытается прорваться через какие-нибудь «ворота». При удаче убегает, а двое, через «ворота» которых он прорвался, догоняют его. Догнавший становится водящим.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами говорили об одном из символов России - колоколе, а что вы узнали о них? (откуда они появились в России, как они выглядят, из каких частей состоит колокол, как они звучат, где их можем увидеть в наше время). Вам хотелось бы узнать как колокола изготавливают? Об этом мы с вами поговорим в следующий раз!
https://qmusic.me/download/371745452_456546916/Коллектив+Колокольные+звоны+Звон+А+Иванова&v=3&bdl=a
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiektnodkolokolarossii
https://www.culture.ru/materials/126623/10-istorii-russkikh-kolokolo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....