Программа кружка экспериментально - исследовательской деятельности "Я - исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Программа кружка экспериментально - исследовательской деятельности в ДОУ на 2018-2019 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «БЕРЕЗКА»
МР «ОЛЕКМИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
______________/Солдатова О. А./
«____»_______________201_года
Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ
«Я - исследователь» на 2018–2019 гг.
Составитель:
Миронец Ольга Анатольевна
Воспитатель 1 категории
г. Олекминск
Дети любят искать, сами находить.
В этом их сила».
А. Энштейн.
«Самое лучшее открытие то, которое
ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
1. Пояснительная записка
Актуальность программы. Вводимый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) направляет сегодня на поиск путем активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. Образовательная область «Познавательное развитие» направлено на развитие познавательно – исследовательской продуктивной (конструктивной) детской деятельности.
Поэтому наибольшую активность приобретает необходимость включение содержание дошкольного образования детско - поискового – исследовательской деятельности.
Современных детей окружают процессы информатизации и компьютеризации. Ребенок постоянно находится в мире поиска. Детское экспериментирование является эффективным средством интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Оно способствует развитию у дошкольников таких качеств, как самостоятельность, творческая и познавательная активность, самореализация и помогает в дальнейшем успешному обучению в школе. Чем разнообразнее и интенсивнее будет поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться.
Программа кружка «Я - исследователь» разработана для развития интеллектуальных способностей детей и направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Программа разработана с учетом образовательных потребностей и особенностей развития детей группы и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет и рассчитана на один год.
Длительность занятий: 20-25 мин для детей 5-6 лет и 25-30 мин для детей 6-7 лет.
Количество занятий: один раз в неделю во второй половине дня в четверг. В месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий. Форма работы подгрупповая.
Цель: Целью познавательно исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через опытно – экспериментальную исследовательскую деятельность.
Задачи: Задачи познавательно исследовательской деятельности:
- Расширения представления детей об окружающем мире;
- Научить планированию, поиску и умению делать выводы;
- Развивать связную речь;
- Развивать у дошкольников умение пользоваться приборами-помощниками при проведении опытно-экспериментальной деятельности;
- Побуждать к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- Создание условий для свободного исследования и экспериментирования;
- Вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Правила безопасности:
- Работа под наблюдением взрослого.
- Сначала спроси – потом экспериментируй.
- Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
- Грязными руками не трогать глаза.
- Не брать ничего в рот.
Оборудование для исследовательской деятельности:
- 1 набор для экспериментирования в пластиковом боксе.
- 1 методическое пособие.
- 15 карт-схем опытов.
- 30 карточек с изображениями.
- Ручки, карандаши, фломастеры.
- Тетрадки для фиксации детьми полученной в ходе исследований, информации.
- Пищевые материалы (сахар, соль, мука, чай, пищевой краситель)
- Растворимые ароматические вещества (соль, соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн)
- Природные материалы (камешки, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, скорлупки орехов)
- Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, поролон, пробки, вата, нитки, салфетки)
- Различные емкости, трубочки.
Методические приемы:
- Наблюдения
- Создание проблемных ситуаций
- Экспериментирование
- Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки
- Дидактические игры
- Моделирование
- Трудовые поручения
Формы работы:
- Занятия путешествия
- Занятия эксперименты
- Целевые прогулки
- Циклические наблюдения
- Проектная деятельность
- Трудовая деятельность
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Планируемые результаты:
Дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе опытно-экспериментальной деятельности, применений знаний на практике.
Старшая группа
- Высказывать предложения об ожидаемом результате.
- Определять цель деятельности, условия ее достижения.
- С помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.
- Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
Подготовительная к школе группа
- Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа.
- Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами.
- Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Календарно – тематическое планирование на 1 год обучения 2018 – 2019 учебный год
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Октябрь | 1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том «Кто такие ученые?» (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представление о правилах поведения в детской лаборатории. |
2 | «Наши помощники» | Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос) | |
3 | «Звук» | Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий, глухой | |
4 | «Стекло» | Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла, увеличительное стекло. | |
Ноябрь | 1 | «Волшебница вода» | Познакомить с основными свойствами воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы). Текучесть и прозрачность воды |
2 | «Вода-растворитель» | Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость. | |
3 | «Воздух» | Познакомить с свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться и содержится в различных предметах | |
4 | «Волшебный свет» | Познакомить с основными свойствами света. Понять назначения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света | |
Декабрь | 1 | «Песок» | Выявить значение почвы |
2 | «Глина, камень» | Выявить сходство и различие свойств глины и камня | |
3 | «Соль, сахар» | Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли и сахара в быту. | |
4 | «Почва» | Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берется песок, способность впитывать жидкость. | |
Январь | 1 | «Микроскоп» | Познакомить детей с устройством микроскопа и его назначением. Дать понятие «Клетка». Рассмотреть клетку в микроскопе |
2 | «Клетка. Тело. Вещество» | Познакомить детей со строением клетки. Учить отличать тело от вещества. Посмотреть мультфильм «Уроки тетушки совы. Биология» | |
3 | «Поможем воде стать чистой» | Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очистки воды | |
4 | «Вырастим кристаллы» | Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли | |
Февраль | 1 | «Изготовление цветных льдинок» | Закрепить знание агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях |
2 | «Снег и лед» | Познакомить детей с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о различных состояниях воды. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха. | |
3 | «Чудо-магнит» | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами | |
4 | «Мыло - фокусник» | Познакомить со свойствами и назначением: развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри. | |
Март | 1 | «Посадка лука» | Создать условия для исследовательской деятельности. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук» |
2 | «Уход за комнатными растениями» | Углублять и систематизировать о том что растениям для роста нужны свет, влага и тепло. Развивать наблюдательность, умение делать выводы. | |
3 | «Свет и тень» | Познакомить детей о свойствах света и тени. Познакомить с разными источниками света и правилами безопасного обращения с ним | |
4 | «Тайны камней» | Формировать у детей представление о разнообразии мира камней, их особенностями, уметь классифицировать их по разным признакам | |
Апрель | 1 | «Соль и перец» | Частицы перца притягиваются к заряженному шарику. В соли частицы перемешиваются медленнее |
2 | «Тонет – не тонет» | Опытным путем определить, предметы из каких материалов тонут в воде, а из каких нет. | |
3 | «Изучаем микромир» | «кожица лука», «кристаллы соли, сахара» с помощью микроскопа. | |
4 | «В почве есть жизнь» | Животные и растения зависят друг от друга. Можно увидеть только с помощью микроскопа (просмотр презентации) | |
Май | 1 | «Ветер и погода играют важную роль» | Почти всем живым организмам для существования необходимы воздух, вода, свет и тепло |
2 | «В пустыне» | Познакомить детей с песчаной пустыней, особенностями живой и не живой природы пустыни. (просмотр презентации о пустыне) | |
3 | «Что плавает и что оседает» | Развивать навыки и умение проводить простейшие опыты, работы с экспериментальным инструментарием. | |
4 | «как получаются слои» | Под землей есть множество слоев – эксперимент. Развивать навыки и умение проводить простейшие опыты, работы с экспериментальным инструментарием. |
Список литературы
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты для дошкольников» - М: ТЦ Сфера, 2016г.
- Эксперименты с природой и окружающей средой. Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ, МОСКВА, - 2012г.
- Комплект для экспериментирования. Методическое пособие. Мои первые опыты: изучаем природу. – М.: ИНТ. – 2014г
- Зыкова О.А. Методическое пособие экспериментирование с живой и неживой природой элтиленд. http://lleltiland/ru/item?6&id=71832
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....
Проект рабочей программы по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе Кружковая работа «Почемучки»
Проект рабочей программыпо экспериментально-исследовательскойдеятельности в средней группеКружковая работа «Почемучки»...
Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».
рабочая программа...
«Развитие детской инициативы и самостоятельности через экспериментально-исследовательскую деятельность» « Исследователи планеты»
«Для ребёнка естественнее и поэтому, гораздо легче постигать новое, наблюдая, ставя эксперименты, делая выводы на основе собственного суждения и умозаключения, че...
Развитие детской инициативы и самостоятельности через экспериментально-исследовательскую деятельность « Исследователи планеты»
laquo;Для ребёнка естественнее и поэтому, гораздо легче постигать новое, наблюдая, ставя эксперименты, делая выводы на основе собственного суждения и умозаключения, чем получать уже добыт...
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)...
Дополнительная общеобразовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные волшебники» (старшая группа, 5-6 лет)
Дополнительная общеобразовательная программапо экспериментально-исследовательской деятельности«Юные волшебники»(старшая группа, 5-6 лет)...