ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ОДУВАНЧИКИ» «ЛУЧОК»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchok_polnaya_versiya.docx | 630.81 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное
учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области
(МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ОДУВАНЧИК»
«ЛУЧОК»
Подготовила: Гасратова
ЗинфираАбдуллаховна
воспитатель 1 кв. категории
ВВЕДЕНИЕ
ФГОС требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности икоммуникативные навыки. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, прививать первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у них эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе. Приобщать детей к работе по выращиванию зелени, к подкормке птиц. Формировать первые трудовые навыки.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.
Для познавательно-исследовательской деятельности мы с малышами организовали мини- огород на подоконнике.
Огород на подоконнике в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Он нужен для того, чтобы ознакомить дошкольников с природой, кроме этого, огород на подоконнике – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Выращивание с воспитанниками детского сада мини-огородов на подоконниках помогает легко, удачно и в занимательной форме моделировать познавательные, эстетические и экологические навыки. Малыши приобретают новые знания и умения, у них формируются мелкая моторика и дисциплина. Дети учатся быть внимательными и заботливыми, замечать красоту в обыденных вещах.
В младшей группе обычно малыши больше наблюдают, что делают взрослые, они является первооткрывателями всего того, что их окружает.
Они могут усвоить все прочно и надолго, если им расскажут, покажут, и поэтому прежде чем посадить лук наши дети ознакомились с ним, с
интересом подержали в ручках луковицы. Я им показала корешки и шейку лука, рассказала о пользе лука. Мы с ребятами решили, что вырастить зелёные перья лука будет нам по силам и принялись за дело.
Ребята очень старательно и с большим желанием участвовали в посадке лука.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
В раннем возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего его мира, он учится замечать красоту природы и видеть, насколько разнообразны и многочисленны ее обитатели. В этом возрасте ребенок начинает знакомиться с растительным миром, у него формируются первые представления об овощах. Лук один из представителей многообразного мира овощей
ПРОБЛЕМА:
Не для кого из нас не секрет, что наши малыши болеют чаще, чем дети старшего возраста, поэтому мой проект выбран не случайно, тем более в группе по адаптации к детскому саду. Ко всему хорошему и полезному необходимо приучать с самых малых лет. Лук отличный овощ для профилактики от вирусных респираторных инфекций.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Вызвать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания лука.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- Закреплять представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
- Формировать представление о жизни растения как живого существа (он растёт, может быть здоровым, больным).
- Расширить знания детей о пользе лука для детского организма.
Развивающие:
- Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки.
- Развивать навыки работы с бытовым оборудованием.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей интерес к труду взрослых.
- Поддерживать желание ухаживать за растением (полив, прополка, рыхление земли).
ТИП ПРОЕКТА:
- практико-ориентированный;
- исследовательский;
- творческий;
- познавательный.
ВИД ПРОЕКТА:
- тематический;
- краткосрочный;
- фронтальный (коллективный).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (1 месяц).
УЧАСТНИКИ: Воспитатели, дети, родители воспитанников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети имеют представления о луке, особенностях внешнего строения, умеют находить «донце» с корнями и верхушку.
Знают, что для роста растений необходимы свет, тепло, влага, почва.
Сформировано представление о жизни растения как живого существа (он растёт, может быть здоровым, больным).
Знают о пользе лука для детского организма.
Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки.
Владеют навыками работы с бытовым оборудованием.
У детей появился интерес к труду взрослых.
Есть желание ухаживать за растением (полив, прополка, рыхление земли).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1. Знакомство родителей с идеей проекта.
2. Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке.
3. Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о луке.
4. Подготовка почвы для посадки лука.
5. Подготовка посадочного материала (луковицы).
6. Приобретение лотка и стаканчиков для посадки лука.
7. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
9. Консультация для родителей «Лук от семи недуг».
2 ЭТАП-ОСНОВНОЙ.
-Чтение художественной литературы: «Отчего лук стал горьким».
- Чтение сказки «Три брата», «Зеленый остров», «Про лук»
- Беседа с детьми «Таблетки растут на грядке».
- Конспект НОД «Его величество лук».
- Дидактическая игра «Чиполино помогает выращивать лук».
- Пальчиковая гимнастика «Лук».
- Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Вкус и луковые слёзы».
-Беседа «Что нужно растениям для роста?».
- Загадывание загадок, чтение стихотворений о луке.
- Совместная деятельность - посадка лука и уход за всходами.
-Продуктивные виды деятельности: «Лук для борща» (лепка, рисование).
- Коллективная работа «Луковая грядка».
3 ЭТАП-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
1. Выставка коллективной работы «Лучок наш дружок».
2. Угощаемся луком с нашего чудо – огорода.
4. Презентация проекта «Лучок».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2.Консультация для родителей «Полезные свойства лука».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для
огорода на окне.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе детского сада» М.: Мозаика-Синтез, 2007 (методическое пособие)
- Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий/Д. Н. Колдина. – М.,2009.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
- Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,1992. - 207 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 224 с..
Приложение 1
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, СТИХИ, ЗАГАДКИ ПРО ЛУК.
СТИХИ ПРО ЛУК
Ох, уж этот злющий лук! | |
Баба Таня чистит лук Т. Казырина | |
У меня есть друг, И. Ефремов | |
Лук растёт на огороде, Хе. Лена | |
Вот на грядке лук зелёный, А. Тесленко |
ЗАГАДКИ ПРО ЛУК
В десять одежек плотно одет, | |
Наш огород в образцовом порядке, | |
Эля, деточка, не плачь, Никого не огорчает, | |
Сидит дед во сто шуб одет, | |
Прежде чем его мы съели, Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук) | |
Пришел барин с грядки, | |
Скинули с Егорушки | |
Золотистый и полезный, | |
Пришла Таня в желтом сарафане: | |
Я вырос на грядке, Характер мой гадкий: |
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЛУКЕ
Лук от семи недугов лечит.
Ешь лук- чаще зубы будут
Лук да баня всѐ правят.
Кто ест лук, тот избавлен от мук.
Лук во щах - и голод прощай
Сказка «Три брата»
Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках. - Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, - по очереди поклонились они Илюшке и сказали:
- Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, - известные защитники, как и наш брат Чеснок.
- А кого вы защищаете? – спросил мальчик.
- Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, - гордо ответили луки.
- Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником.
- Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой, - объяснил маленький лук Чернушка,
- Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат - лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти, готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.
- Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, - сказал лук Севок.
– Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!
- Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, - сказал Репчатый лук.
– В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.
- А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.
- Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена вырастить.
- Какие вы все дружные, - с уважением произнес Илюшка.
- Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый».
Сказка «Зеленый остров».
У круглой жёлтой луковицы проклюнулся зелёный росток.
Маленький Серёжа увидал это и воскликнул:
- Бабушка, бабушка, посмотри-ка, зелёный лук вылезает!
- Возьми стакан, налей туда воды немножко и поставь луковицу - вот и будет у тебя свой огород, - ответила бабушка.
Серёжа так и сделал. Каждое утро подбегал он к своему огороду и смотрел, что же происходит с луковицей. На третий день в стакане показались белые ниточки-корешки.
- Теперь можно и в землю посадить, - сказала бабушка и принесла из кладовки цветочный горшок.
Зелёные стрелки тянулись всё вверх и вверх. И однажды бабушка сказала:
- Пора с твоего огорода урожай собирать!
И мама, и папа, и бабушка - все ели вкусный салат из зелёного лука и нахваливали Серёжу.
- На дворе зима, а у нас в доме весной пахнет - говорила бабушка.
А Серёжа, разрумянившийся от похвалы, говорил:
- Кушайте, кушайте, я ещё что-нибудь выращу! Может быть, даже арбуз! Надо только, чтобы из семечка росточек выглянул!
Сказка «Про лук»
В одном далеком-далеком городе жила семья – мама, папа и дочка, которая очень любила капризничать за обедом. Когда мама накрывала на стол, девочка отказывалась кушать суп и второе. А вот десерты она ела за всю семью. Самой заветной мечтой девочки было три раза в день кушать всевозможные торты, пирожные и конфеты. Родители ничего не могли поделать с ней. А больше всего девочка не любила лук. Как только она чувствовала его запах, она демонстративно отказывалась съедать обед.
В конце концов, надоело Луку такое обращение и решил он уйти из этого города. Собрал он свои вещи и пошел искать место, где его оценят по достоинству. Долго он путешествовал по всему миру, и нашел наконец-то такой город, где его приняли очень радушно. Луку очень понравился город, и он остался там жить.
Прошло время, и началась зима. По стране распространилась информация, что из заморских стран наступает эпидемия под страшным названием – ГРИПП. Глава города, в котором жила та самая девочка, сообщил жителям, что для того, чтобы не заболеть, полезно за обедом съедать лук. В нем содержатся полезные вещества, которые помогают бороться с многими болезнями, и называются они — фитонциды. Начали люди переглядываться между собой, ведь они уже давно не встречали лук. Начали разбираться, кто виноват. Тут девочке стало стыдно, и она созналась, что лук из-за нее ушел, обидела она его очень. Горожане сказали девочке: «Нужно извиниться перед ним по радио, он услышит, простит тебя и обязательно вернется». Так девочка и поступила. Услышал ее Лук, жалко ему стало больных горожан и саму девочку. Вернулся он домой и помирился с капризной девочкой. А девочка поняла, как важно дружить с Луком и больше никогда не капризничала и ела на обед все, что ей дают. Ну а гриппом в городе никто так и не заболел, и не заболеет, ведь теперь с ними полезный защитник — Лук.
Приложение 2
Конспект НОД по познавательно – речевому развитию
«Его величество лук».
Задачи:
Обучающие: Расширить знания детей о полезных свойствах репчатого лука; закрепить знания об условиях выращивания растений.
Развивающие: Развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, голосовой аппарат, навыки общения, мелкую моторику, чувство цвета, формы. Развивать, коммуникативный опыт детей.
Воспитывающие: Воспитывать ответственность за порученное дело.
Словарная работа: луковица, земля, полить, урожай, перья, витамины, полезный.
Предварительная работа: Рассматривание фотографий по теме «Господин лук», чтение стихотворений и загадок о луке, разучивание пальчиковой гимнастики «Лук», дидактическая игра «Сложи картинку».
Материал: репчатый лук, стаканчики с землей на каждого ребенка
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, что я нашла сегодня утром на подоконнике. (Показывает письмо). Давайте посмотрим, что в нем. Да тут письмо, а в нем загадки. Послушайте.
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам обед,
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь. (лук)
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построены грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зеленые выставил лук. (лук)
Эля, деточка, не плачь,
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный … (лук)
Воспитатель: О чем все эти загадки (о луке). Расскажите, что вы знаете о луке и его полезных свойствах (ответы детей).
Воспитатель: Совершенно верно, лук – это очень полезное растение. В нем содержатся летучие вещества – фитонциды, которые убивают микробов, поэтому так важно есть репчатый лук: он помогает, нам справится с простудой и не только. Скажите, а какие нужны условия, для того чтобы растение выросло (ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и посадить лук на нашей грядке на окне детского сада. Прежде чем приступить
к работе, подумайте, в каких условиях должен расти лук, что ему необходимо для хорошего и быстрого роста.
Воспитатель:
Мы, ребята, малыши
Любим мы трудиться.
Вот посадим лук –
Будем им гордиться.
Посмотрите на луковичку. Где у нее верх, где низ, как мы будем ее сажать? Почему? (ответы детей)
Дети, по несколько человек, вместе с воспитателем сажают луковицы и поливают. Эту процедуру по очереди проделывают все дети.
Стану я тебя лелеять,
Наш кормилец – огород,
Чтобы всходы зеленели,
Чтобы лук шикарный рос.
Воспитатель :Вот какой красивый огород на окне у нас получился.
Приложение 3
Конспект образовательной деятельности по «Художественно – эстетическому развитию» (лепка) «Наш лучок»
Задачи:
Развивать у детей элементарные представления о том, что растениям для роста нужна вода и почва;
Познакомить детей с частями растений (зеленые стрелки лука и корни в воде).
Обогащать и активизировать словарь детей (лук, корешки, стрелы)
Совершенствовать умение раскатывать колбаски между ладонями и выкладывать их из одной точки, располагая по вертикали;
Побуждать называть зеленый цвет;
Формировать умение отвечать на вопросы.
Средства: лук с зелеными перьями, растущий в земле; пластилин желтого и зеленого цвета, доски для лепки, влажные салфетки.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель. Сегодня к нам с вами пришел гость. Отгадайте кто?
Загадывает загадку.
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной,
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно,
Он зовётся … (Чиполино).
Воспитатель. Правильно, это Чиполино.
- Давайте с ним поздороваемся (Дети здороваются с луковкой.)
Воспитатель. А теперь давайте посмотрим на лук, который мы посадили в землю. Посмотрите, у него выросли… что? (Ответы детей.)
А где же корешки у лука? (Ответы детей.)
Правильно, корни прячутся в земле, поэтому мы их не видим.
В банку мы воды налили,
Луковку мы посадили.
Наверху – одна еда,
Снизу – длинная борода.
Почему наверху у него еда? (Ответы детей.)
Правильно, его можно есть, и зеленые перья едят и саму луковицу.
Лук – это овощ, очень полезный. Про него еще говорят: «Лук – от семи недуг».
Давайте его попробуем?
(Дети пробуют зеленые перья и репчатый лук).
Какой лук на вкус? (Ответы детей.)
Да, ребята, лук горький, поэтому, когда вы его едите, то от вас убегают все микробы. Надо кушать лук, и вы будете здоровы!
Воспитатель. А давайте мы с вами сегодня слепим нашему гостю Чиполино друзей. Маленькие луковки.
Практическая часть.
Воспитатель показывает и объясняет детям, как раскатывать из пластилина «зеленое перышко» и саму луковку. Дети выполняют действия, взрослый помогает, хвалит малышей.
Рефлексия.
Кто к нам приходил в гости?
Что у луковки выросло наверху?
А что внизу?
Перья у лука какого цвета?
Какой лук на вкус?
Лук полезный?
Приложение 4
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование).
Тема: «Наш веселый лучок»
Задачи:
1. Закрепить представление о внешнем виде луковицы.
2. Формировать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей (перья лука) рисовать ворсом всей кисти; закреплять знание зеленого цвета, чисто промывать кисть после рисования.
3. Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному искусству.
Материал: кисти, баночки с водой, салфетки, альбомный лист с нарисованными лукавицами, гуашь зеленого цвета, лук, игрушка Чиполино.
Ход мероприятия:
Игра «Росток».
Дети садятся на ковер, представим, что мы с вами маленькие семечки – сидим в земле и ждем, когда придет весна.
Стало тепло, и пошел дождик, (воспитатель стучит пальцами по спинам детей).
Из семечек появились росточки (дети вытягивают вверх руки).
Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми (дети встают в полный рост).
Росточки греются на солнышке, подставив ему свои листики – ладошки.
(Раздается стук в дверь, «входит» Чиполино, здоровается с детьми)
Воспитатель: Ребята, это сказочный лук зовут его Чиполино.
(Чиполино шепчет воспитателю на ухо)
Воспитатель: Чиполино хочет узнать, есть ли в нашей группе у него друзья?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чиполино, вот посмотри, какие луковички есть у нас в огороде, и послушай рассказ про путешествие одной из них.
(Дети подходят к столу, где находится посаженный лук)
Воспитатель с детьми рассматривают лук, рассказывают, что у лука есть на головке зеленые волосы – перышки, на что они похожи.
Воспитатель: Жила была вот такая луковка (показывает луковицу не пророщенную). Она любила путешествовать. Вот однажды хозяйка посадила ее в землю, через некоторое время сверху появились зеленые листики - перышки, которые радовались солнышку. У меня тоже есть нарисованная луковица, у нее сейчас вырастут зеленые перышки (показ воспитателя приемов рисования) Чиполино, понравилась тебе веселая луковичка? Ребята, давайте нарисуем друзей нашему Чиполино.
(Воспитатель объясняет, как расположить листы, что перышки нужно рисовать зеленой гуашью, всем ворсом кисти.)
По окончании работы воспитатель спрашивает: Чиполино, понравились ли тебе друзья?
Воспитатель от имени Чиполино: «Я теперь веселый мальчик Чиполино. Я теперь счастливый мальчик-луковка. У меня теперь столько друзей… Очень этому рад. Спасибо вам».
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Чиполино сделаем выставку наших рисунков!
Приложение 5
Конспект НОД по познавательно – речевому развитию.
«Его величество лук». (итоговое)
Задачи:
Обучающие: Закреплять знания детей о луке. Обогащать представления детей наглядными образами. Закрепить знания об условиях выращивания растений. Расширить знания детей о полезных свойствах репчатого лука. Создавать эмоционально – положительный микроклимат общения детей в группе.
Развивающие: Развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, любознательность, навыки общения, игровые умения, двигательную активность детей, желание детей играть вместе с воспитателем
Воспитывающие: Воспитывать ответственность за порученное дело. Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу и взрослым, доверительное отношение к детскому саду.
Предварительная работа: Рассматривание фотографий по теме «Господин лук», чтение стихотворений и загадок о луке, наблюдение за ростом лука на окне, пальчиковая гимнастика «Лук», дидактическая игра «Сложи картинку».
Словарная работа: луковица, выращивали, поливали, рыхлили, урожай, перья, витамины, полезный.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята я хочу сегодня поговорить с вами об одном очень полезном овоще. А что это за овощи вы сейчас узнаете сами. У вас на столах лежат конверты, возьмите их. Из частей соберите картинку. (в конвертах находится изображение луковицы, разрезанное на 4 части). Воспитатель: Что у вас получилось? Дети: луковица. Воспитатель: Молодцы, а давайте вспомним с вами, чем полезен лук. (Дети перечисляют полезные свойства лука, воспитатель помогает им наводящими вопросами). - Молодцы вы все знаете о полезных свойствах лука.
Пальчиковая гимнастика «Лук»
- А давайте вспомним, как мы с вами его выращивали.
Воспитатель: Что нам надо, для того, чтоб вырастить лук?
Дети: Земля и луковицы
Воспитатель: Правильно. А что мы делали сначала, прежде чем посадить луковичку?
Дети: Мы рассмотрели луковичку. Нашли где у нее верхушка, а где донышко.
Воспитатель: А, зачем нам надо было определить: где у нее верхушка, а где донышко?
Дети: Потому что луковку сажают верхушкой вверх, а донышком вниз.
Воспитатель: А, почему луковичку нужно сажать именно так?
Дети: Если мы посадим луковичку наоборот она не вырастет.
Воспитатель: А, что еще нужно делать, чтобы лук хорошо рос.
Дети: Нужно порыхлить землю.
Воспитатель: Молодцы, а для чего это нужно делать?
Дети: Чтобы дышали корни и земля, была рыхлая. Чтобы вода быстрее попадала к корням.
Воспитатель: Молодцы вы все хорошо запомнили.
– Ой, посмотрите, а что это за корзинка стоит на окне. Наверно нам ее Карлсон оставил. В ней и письмо лежит.
(В корзинке лежат луковицы двух цветов и двух размеров) Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, я за вами наблюдал и мне очень понравилось, как вы бережно относились к луку, который сами посадили, как вы его выращивали. Я посылаю вам луковички и предлагаю с ними поиграть. Разберите их по цвету и размеру. Ваш друг Карлсон».
Воспитатель: Ну что ребята поиграем. Мальчики будут собирать в свою корзинку маленькие луковички, а девочки – большие луковицы.
(После того как луковицы будут размеру).
Воспитатель: Ребята как мы разобрали с вами луковицы?
Дети: По размеру, на большие и маленькие.
Приложение 6
Беседы о луке
Беседа о луке
Я совсем не собирался
Доводить детей до слез!
Я хорошим быть старался,
День за днем послушно рос,
Соблюдал диету строго,
Дождевую воду пил.
И за время роста много
Витаминов накопил!
Был уверен, что ребятам
Пригожусь наверняка,
А теперь услышал вдруг:
— Фу! Опять в тарелке лук!
Вот на грядке лук зеленый,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват,
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зеленый лук,
Он здоровью верный друг!
Игра «Доктор»
Воспитатель с детьми проигрывает ситуации, в которой дети доктора, а куклы – больные пациенты.
Болит ухо – вату пропитать соком лука и вставить в ухо.
Растяжение – натертый лук смешать с сахаром и приложить к больному месту, перебинтовать.
Аллергия — есть побольше лука.
Насморк — закапать сок лука в нос.
Каждый день во время обеда предлагать детям есть зеленый лук.
Приложение 7
Дидактические игры
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я - чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого овоща и его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых овощей и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого овоща, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
Ход игры:
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Помидор, огурец, яблоко, морковь.
Помидор, перец, редиска, огурец.
Огурец, помидор, кабачок, баклажан.
Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Цель: уточнить представление детей об овощах, их месте произрастания, где растут, на земле или в земле.
Ход игры:
Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и
две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз.
- Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок – то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину.
- Все овощи разложены. Молодцы!
- Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему.
Приложение 8
Пальчиковая гимнастика
Капуста
Мы капусту рубим-рубим, (движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту трем-трем, (потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем. (сжимать и разжимать кулачки)
Попробовали… Пересолили…
Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: («шагают» пальчиками по столу.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу. (на каждое название загибают пальчик)
ОХ! (хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (удары по столу кулачками и ладонями)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла. (на каждое название загибают пальчик)
ОХ! (хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала (стучат ребром ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу. (на каждое название загибают пальчик)
ОХ! (хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке (стучат ребром ладони по столу)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла. (на каждое название загибают пальчик)
ОХ! (хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох.
Чищу овощи для щей
Чищу овощи для щей (вертикальные движения руками, словно отряхиваем от земли)
Сколько нужно овощей? (пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные - другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка, (показать большой палец)
Выйди вон! (спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)
«Лук».
Зеленеет лук в воде, (показать пальчиками «мисочку»)
Пузырьки на бороде, (показать пузырьки)
Пузыречки, пузырьки-
Шалуны, озорники!
Каждый этот пузыречек (пощипать свой подбородок)
Очень бороду щекочет.
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать! (изобразить смех)
Лук трясет бородой, (покачать головой)
Навостряет стрелки:
Скоро буду молодой (показать «мисочку»)
Лежать на тарелке.
Массаж глаз «Раздеваем лук».
Сняли тоненький сюртук,
Сняли рыжую рубашку, (потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть)
Сняли желтую рубашку,
А стянув еще рубашку,
Все заплакали вокруг. (Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему.)
Вот как мы вчера на кухне раздевали сладкий лук. (Расфокусируют зрение и совершают круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую.)
Физкультминутки
Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
«Лучок – здоровячек».
Посадили в землю (Дети присаживаются на корточки)
Маленький лучок,
Чтобы рос он крепким, (Сжимают в локтях руки и кулачки)
Наш здоровячок.
Чтоб к солнышку тянул он (Встают и тянут руки вверх)
Стрелочки свои.
Чтоб детки не болели (Прыгают на месте)
И прыгать все могли.
В огород пойдем, дети идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберем,
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками (три раза)
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
Приложение 9
Консультации для родителей
«Полезные свойства репчатого и зеленого лука»
Лук "окультурен" человеком около 4000 лет назад. Считается, что репчатый лук люди начали выращивать в Средней Азии. Исцеляющие свойства репчатого лука были известны людям еще в древности. В луке содержатся витамины А, В и С, эфирные масла, а также кальций, железо, магний, фтор, серу (именно из-за нее у лука такой резкий запах) и фитонциды.
Сок репчатого лука является сильным природным антибиотиком, оберегающим человека от простудных и инфекционных заболеваний. Лук активизирует обмен веществ, способствует очищению крови и стимулирует пищеварительные процессы. Его используют при гипертонии, общей слабости, для увеличения потенции, как противоглистное средство, а также при гастрите, геморрое и диабете. Сок лука применяется при ревматизме, бессоннице, неврастении.
Кашица из свежего лука используется для лечения гриппа, дерматита, при выпадении волос, выведении мозолей и бородавок, а также против укусов комаров.
Используют репчатый лук и в косметике: маски из него хорошо очищают кожу и делают ее мягче.
В перьях зеленого лука содержится больше витаминов, чем в самой луковице. Зеленый лук - прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно в период весеннего авитаминоза. Так 100 граммов зеленого лука содержат дневную норму витамина С для взрослого человека. В состав ростков зеленого лука входят также каротин и витамины группы В. Луковое перо кроме того содержит хлорофилл, что полезно для процесса кроветворения.
Еще одним важным полезным свойством лука является его положительное действие на функцию нашей сердечно - сосудистой системы. Зеленый лук рекомендуется всем тем, кто страдает от малокровия и слабости сердечной мышцы, кому необходимо укрепить стенки сосудов и нормализовать кровяное давление.
Свежая зелень лука прекрасно возбуждает аппетит, придавая привлекательность любому блюду.
Лук используется в кулинарии, и ценится как средство ото всех болезней. Ещё одно его неоспоримое достоинство, что это первый овощ, который появляется уже весной. В магазинах он доступен в течение всего года, что позволяет украшать им стол и поправлять своё здоровье. Чаще всего его употребляют в свежем виде и добавляют в самые разные блюда. Можно также и делать заготовки на зиму.
Полезные свойства репчатого лука не исчезают при тепловой обработке. Жаренный, вареный или печеный он сохраняет все свои витамины, а также вкус и аромат. Из него приготавливают настои и снадобья. Множество рецептов народной медицины не обходятся без него. Например: красные сорта лука помогают отчистить организм от холестерина. И его рекомендуют
больным с онкологическими заболеваниями. Считается, что употребление зеленого лука или репчатого лука в больших количествах может иметь раздражающий эффект на слизистые оболочки, в частности – на слизистую желудка. Вместе с тем, использование зеленого лука в небольших дозах весьма полезно для пищеварения и нормализации работы желудочно-кишечного тракта. Зеленый лук способствует уничтожению вредных бактерий и инфекции, способствует пищеварению, стимулирует выделение желудочного сока и возбуждает аппетит. Однако, извлечь пользу зеленого лука для желудка могут лишь только все те, кто не страдает от серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, повышенная чувствительность, и так далее. Поэтому таким пациентам лучше категорически воздержаться от любого использования этого продукта.
Таким образом, о пользе зеленого и репчатого лука известно достаточно много, но всегда следует помнить, что применять этот натуральный продукт следует с большой долей осторожности, поскольку у него имеются ярко выраженные раздражающие эффекты. Перед началом любого типа лечения с использованием зеленого лука. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Лук широко применяется в медицине
Ранее он вообще считался божественным растением. Древние медики утверждали, что лук вследствие своей горечи укрепляет желудок, возбуждает аппетит. А смесь лукового сока с медом помогает от ангины. Пить такой раствор надо по 1 ч. л. 3-4 раза в день. А можно употреблять просто свежеотжатый сок - он тоже очень эффективен при ангине.
Кстати, этот уникальный овощ помогает не только справиться с некоторыми недугами, но и прекрасно очищает воду. Если в нее бросить кусочки лука, вода избавится от неприятного запаха.
Но, несмотря на множество полезных свойств лука, людям, страдающим заболеваниями почек, печени и сердца, его следует использовать осторожно. Правильно делают те, кто употребляет лук-порей. Этот вид тоже рекомендуется при многих болезнях. Витаминов и каротина в нем больше, чем в репчатом луке. Порей обладает замечательным свойством - при хранении количество витамина С в нем значительно увеличивается (с 35 до 85 мг). Во всех остальных овощах и фруктах содержание этого витамина, наоборот, снижается, так что порей, в самом деле, уникален. Его можно есть сырым, но чаще его пассируют в оливковом или сливочном масле. При этом не теряет своего красивого цвета - точнее, сочетания цветов: белого, желтого, темно-зеленого. А вот в зеленых листьях лука - батуна содержится в 2 раза больше витамина С, чем в привычном зеленом луке, выращенном из репки. Длинные, сочные и нежные листья лука-слизуна по вкусу превосходят все остальные виды зеленого лука. К тому же, в них очень много витамина С и железа. Конечно, этим списком не исчерпывается луковое многообразие. А если вы употребляете разные его виды, особенно в холодное время года, вам будут не страшны никакие болезни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательск...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч».
С первых дней жизни рождения ребенок становится первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Чем больше анализаторов учавствует в восприятии при детском экспериментировании, тем точнее, богаче ...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Снежинка в гостях у ребят»
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах снега....
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста по теме: "На воде и под водой"
Цель:Расширить знания детей об окружающем мире через познавательно – исследовательскую деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о воде.Задачи:-Учить детей понят...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста по теме: «В гостях у лесных обитателей»
Цель: Создание условий для познавательной активности детей раннего возраста.Задачи: 1. Образовательные:- Формировать умение детей в представлении о диких животных, их внешнем виде, особенностях и...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста на тему: «Волшебная сосулька»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста на тему: «Волшебная сосулька» с использованием предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес&qu...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста на тему: «Волшебная сосулька»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста на тему: «Волшебная сосулька» с использованием предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес&qu...