конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Пасха – праздник светлого Христова Воскресения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasha_konkurs.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Пасха – праздник светлого Христова Воскресения»
Тематика занятия: Пасха – праздник светлого Христова Воскресения
Автор: Гусева Наталья Сергеевна
г. Нижний Новгород, Ленинский район, МБДОУ «Детский сад №165», 2019 год
Пояснительная записка
Цель: Познакомить детей с православным праздником «Пасха» с его историей, развивать интерес к культуре предков; познакомить с обычаями и обрядми, связанными с праздником.
Задачи:
1. Побудить у детей интерес к традициям православным традициям русского народа, к народному творчеству
. Познакомить с историей Иисуса Христа и традициями праздника Пасха.
2. Содействовать активизации и расширению словарного запаса детей: Иисус Христос, пасха, кулич, писанки.
3. Познакомить детей с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.
4. Познокомить детей с приемом пластилинографии. Развивать умение создавать оригинальные украшения пасхальных яиц способом аппликации (инкрустации) природными материалами.
5. Продолжать развивать творчество, образное представление, эстетическое восприятие, мелкую мторику рук, самостоятельностьпр выборе материалов и способов художественной выразительности.
6. Воспитывать доброту, заботливое отношение к окружающим, любовь к Родине и побуждать уважение к традициям своего народа.
7. Вызвать у детей радость от результата совместной и игровой деятельности.
Занятие разработано для детей средней группы (4-5 лет)
Актуальность.
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Одним из самых радостных и почитаемых праздников, как и раньше на Руси, так и сейчас в России, является «Пасха». Это особенное время, сама природа всегда в этот день будто ликует вместе с людьми. Все вокруг оживает и цветет. Становится светло и радостно как на улице, так и в душе каждого христианина. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Чтобы наши дети больше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи.
Пасха, в первую очередь, семейный праздник. Но много ли наши дети знают об этом празднике? И как его отмечают в своей семье? Этим вопросом я и задалась и решила подробнее познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресение» и его обычаями и традициями.
Место занятия в программе: непосредственно образовательная и развлекательная деятельность.
Занятие - развлечение проходит как в познавательном, так и художественно – творческом направлении, способствует развитию у детей умения занимать свой досуг игрой и художественным трудом.
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: история жизни Иисуса Христа позволяет воспитывать в детях любовь к богу, ближнему. Формировать духовно-нравственные качества - доброта, милосердие, забота о ближнем.
Формы проведения: комбинированная (беседа, лепка, слушание музыки, игра); виды деятельности: речевая, изобразительная, двигательная.
Предполагаемый результат:
- Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении;
- понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей;
- умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Схема конспекта НОД
Форма занятия: занятие – развлечение
Занятие приурочено к проведению праздника Пасха.
Дидактическое обеспечение
- Рассказ воспитателя, беседа, показ слайдов, рассматривание пасхальных яиц.
- Ноутбук, проектор и экран,слайды для показа детей «Пасха - Праздник Светлого Христово Воскресения», фонограмма записи звона колоколов, фонограмма детского фольклера, яйцо - писанка, яйца для игры “Найди яйцо”, корзина с бумажными яйцами, магнитная доска, вырезанные из цветного картона силуэты в форме яйца, пластелин, доска для лепки, стеки, крупы на выбор : красная и белая фасоль, семечки подсолнечника, горох, зерна кукурузы, кофе; кулич; работы детей, выполненные с родителями.
Мотивационно – ориентировочная часть
Познавательная
Организация детской деятельности
Способ организации детей: групповой
Описание методов и приемов педагогической деятельности: беседы с детьми; индивидуальное проговаривание слов; игра «Найди яйцо», подвижная игра “Ручеек”; создание ситуации для творческой работы; в ходе лепки индивидуальная помощь, напоминание; рассматривание детских работ, анализ детских работ.
Определение возможных действий педагога в случае, если ему не удается достигнуть поставленных целей: наводящие вопросы, напоминание, указание к действию конкретному ребенку, повторное объяснение правила игры, показ способов ленки на своем образце.
Описание методов мотивации (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе деятельности: поощрение, сюрпризный момент, повтор игры по желанию детей.
Рефлексивно- оценочная часть
Получение конкретного результата, подведение итогов, форма презентации достижения целей: рассматривание детских работ, поощрение детей педагогом, анализ детских работ педагогом.
Рефлексивный момент: выполнение рефлексивного задания (Отгадывание загадок по теме, задание “Чья тень”, “Что изображено на картинке”), обсуждение педагога и детей своих впечатлений от занятия – развлечения. Сюрпризный момент.
Ход занятия - развлечения:
Под звук фонограммы колоколов дети рассаживаются на стульчики
Воспитатель: Проходите, присаживайтесь как вам удобно на стульчиках. Сегодня ребята мы отмечаемсамый светлый праздник, который называется Пасха.Уже много веков праздникотмечают его в нашей стране. Люди очень долго готовятсяк Пасхе. Празнуется Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников вчесть воскрешения Христа. Расскажу об этом подробнее. (рассказ в сопровождение слайдов).
Слайд № 2. Пасха - праздник Светлого Христого Воскресения.
Воспитатель: Пасху радостно встречаем
И поем: »Христос воскрес!
Мы все дружно отвечаем:
«Он воистину воскрес!»
Чередой проходят годы
Под лазурностью небес.
И поют везде народы:
«Он воистину воскрес!»
Всюду радость и объятья:
«Брат, сестра, Христос воскрес!
Ад разрушен, нет проклятья:
Он воистину воскрес!»
(В.Кузьменков)
Слайд № 3 - 12 Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков). Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом. Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте. Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ. Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем. В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут. Ангел сообщил им радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит стал бессмертным Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес». Яйцо тут же стало красным. С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить. Раньше яйца красили только в красный цвет.
Все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хоровод, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по особому готовили праздничные угощения. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.
Слайд №13 В этот день люди приносят в храм праздничное угощение: куличи, крашеные яйца, творожные пасхи, чтобы их освятить. Батюшка кропит это веселое и красивое угощение святой водой, и люди несут куличи, яйца и пасхи домой, к праздничному столу.
Крашеные яйца часто дарят друг другу, поздравляя с праздником, а дети в пасхальные дни ими играют: с горки катают, крутят – чье дольше прокрутится. Когда дарят пасхальное яйцо, говорят: – Христос воскрес! Тот, кто яйцо берет, отвечает: – Воистину воскрес!
Слайд № 14. В течении всей пасхальной недели по всей деревне разносился колокольный звон, потому что в праздник звонить в них мог каждый желающий. Дети любили напевать песенку:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,Красное, нарядись!
А теперь давайте, ребята, и мы тоже споём песенку! (Проговаривание песенки с воспитателем и без него)
Слайд № 15.В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы.А еще на Пасху играли в "прятки". Кто-нибудь из взрослых выходил с утра в сад с подарками или яйцами и прятал их. Проснувшись, дети бежали искать. А вы хотите поиграть? В комнате спрятаны пасхальные яички по одномуна каждого. Нам нужно найти себе яичко и прибежать на свое место, а я посмотрю кто из вас самый внимательный и ловкий? Начали! (под музыкальное сопровождение дети ищут спрятанные в группе яички) Молодцы ребята!!Все спавились. А теперь мы с вами отправляемся дальше.
Пасхальные яйца бывают крашеными и расписными: с узорами и картинками.
Ребята, а вы хотите подарить своим близким пасхальное яйцо?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Для этого нам нужно его разукрасить. (Показ яйца - писанки). Посмотрите, какими красочными могут быть пасхальные яйца. А теперь подумайте, каким красивым узором разукрасите вы своё пасхальное яйцо.
Воспитатель: Ребята, сегодня я покажу вам как можно разукрасить яйцо пластилином. Этот прием называется пластилинография.
От пластилина нужно отщипнуть кусочек и нанести на яйцо придавить и слегка размазать. Таким способом закрасить все яйцо
-Посмотрите, что у меня получилось.
-Дальше мы украсим пасхальные яйца крупами. Придумайте узор, выберите крупу для своего замысла. Накладывая зернышки на яйцо придавливайте, так они прикрепятся.
-Посмотрите, какие пасхальные яйца получились у меня.
-А сейчас выберите пластилин по цвету, каким вы хотите сделать свое яйцо. Когда вы начнете разукрашивать пасхальное яйцо, то думайте о хорошем и светлом, желайте своим родным, близким и друзьям доброго здоровья.
Приступайте к работе.
(Дети мастерят поделку).
(после выполнения работ, воспитатель предлагает немного развеяться и поиграть в игры)
ИГРА: «Ручеек»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько много ярких и красочных пасхальных яиц. Рассмотрите их и выберите самые красивые и аккуратные работы своих товарищей.
(Вместе с воспитателем дети обсуждают и выбирают самые лучшие работы).
Воспитатель: Молодцы, ребята, у всех получились оригинальные красивые пасхальные яйца. Теперь вы можете сегодня подарить их своим родным. Не забудьте с Пасхой поздравить!
Рефлексия
Слайд № 16,17. А давайте ребята, мы вспомним, о чем сегодня говорили. Внимание на экран. (Читает загадки)
Светлый день глядит в оконце.
Радостно как в сказке.
И ласкает землю солнце.
Наступила …. (Пасха)
Ангелы трубят о чуде
От земли и до небес.
Радуйтесь, ликуйте, люди,
Знайте же: Христос … (Воскрес)
Слайд № 18,19 Отгадайте, чья это тень (Яйцо)
Слайд № 19,20 Посмотрите, на экране кусочек картинки. Как вы думаете, что изображено на картинке? (Кулич).
Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите к корзиночке и возьмите любое яйцо такого цвета, какое настроение у вас осталось после нашего с вами занятия - развлечения и повесьте на магнитую доску. А что вам больше всего понравилось на занятии и что не понравилось?
Ответы детей.
Затем воспитатель вносит празничный кулич и детит на кусоки, по одному на каждого. Воспитатель раздает детям угощение.
Список литературы:
1.В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» на материале русской народной культуры.
2. www.mirkniq.mobi.ru.
3. Дошкольное воспитание/ Издательский дом «Воспитание дошкольника». № 5 2004 год
4.Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.- М., 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...