Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (раздел «Природный мир») по теме «Осенняя пора» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Дети обобщают и систематизируют свои знания об осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost_po_obrazovatelnoy_oblasti.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (раздел «Природный мир») по теме «Осенняя пора»
( в рамках тематической недели «Осень золотая») для подготовительной к школе группе
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
1)Образовательные – формировать представление об осени, как времени года, закрепить с детьми названия осенних месяцев, расширять знания о народных приметах, пословицах и поговорках как о самой осени, так и отдельно о каждом ее периоде; учить понимать закономерности явлений природы.
2) Развивающие – развивать интерес к изменениям, происходящим в природе; развивать умение устанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать наблюдательность, речь, мышление; обогащать словарный запас; развивать эстетический вкус
3) Воспитательные – воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, заучивание наизусть; наблюдение вовремя прогулок за изменениями в природе. заучивание песен об осени; чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»
Итоговая работа: создание выставки «Осенний букет»; утренник, посвященный празднику осени.
Словарная работа: перелетные, зимующие, овощеводы и садоводы, листопад
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познание» интегрируется с областями:
Коммуникация – развитие умения вести беседу, умение составлять рассказ по опорным картинкам, развитие монологической речи
Физическая культура – физкультминутка по осенней тематике
Чтение художественной литературы – чтение и заучивание стихотворений об осени (развитие память), использование пословиц, поговорок; воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову.
Художественное творчество – развивать творческие способности
Музыка – стимулировать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкальных произведений (прослушивание произведений великих композиторов (А. Вивальди «Времена года. Осень»)), разучивание песен об осени к утреннику
Здоровье – закреплять знания о том, что осенью нужно одеваться теплее; воспитывать стремление заботиться о здоровье близких
Социализация – познакомить детей с профессиями овощевода и садовода; воспитывать способность не перебивать друг друга
Оборудование: классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Осень» и Чайковский «Осень»; опорные картинки по теме «Осень»; картины «Уборка овощей в поле» и «Сбор фруктов в саду».
Ход образовательной деятельности
- Сегодня, дорогие ребята, мы с вами продолжим наше путешествие в сказочный природный мир. Прежде чем начать наше путешествие, давайте сядем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица и я вижу, что у вас хорошее настроение. Значит, мы можем с вами отправляться в путешествие. Итак, сегодня мы совершим путешествие в мир осени.
Звучит отрывок музыкального произведения А.Вивальди «Времена года. Осень» (1 минута).
- Ребята, какие эмоции вы испытали при прослушивании этого музыкального произведения? (Ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
- Ребята, осень, несомненно, очень красивое время года. Давайте порадуем осень красивыми словами. Опишите мне, какая же она – осень.
(золотая, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя, теплая, ранняя, таинственная, загадочная, разноцветная)
- Народ любил осень и сложил о ней много пословиц и примет. Давайте вспомним некоторые из них.
1) В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
2) Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется и другие
- Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Правильно. Каждый месяц олицетворяет собой какой-либо осенний период: 1) Сентябрь – ранняя осень. В сентябре погода еще теплая, но все чаще начинает хмуриться небо, ревет ветер. За это сентябрь называют хмурень, ревун. Листья начинают менять свою окраску.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
Сентябрь птиц в дорогу погнал.
2) Октябрь – средняя, или золотая осень. В октябре желтеют и краснеют листья, поэтому этот период осень называют золотым. Но если в начале месяца красиво, то потом продолжительные дожди образуют мокрые лужи под ногами. Этот месяц в народе называют грязник.
В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.
Октябрь землю покроет где листком, где снежком.
3) Ноябрь – поздняя осень. В ноябре на деревьях остается так мало листьев, что лес обнажается, погода становится сырой и холодной. С дождем выпадает первый снег. Месяц этот листогной.
В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
- Сейчас у нас на дворе конец сентября. Скажите мне, какие изменения в природе произошли к этому периоду.
Дети совместно с воспитателем отмечают осенние изменения в природе. (Дни становятся все холоднее, солнце светит ярко, но греет уже меньше; на деревьях появились желтые и красные листочки; небо темное, мрачное и т.д.)
- Ребята, давайте поиграем – улыбнемся, как солнышко; нахмуримся, как тучи.
- Сегодня я принесла вам цветок. Весной мы посадили с вами цветы, заботились о них, рыхлили, поливали. И вот теперь один из цветков во всей красе перед нами. Оказалось, что этот цветок непростой, а сказочный, волшебный. Он может исполнять все наши желания. Давайте посчитаем, сколько всего лепестков (дети вместе с воспитателем отсчитывают семь лепестков)
- Правильно, ребята – семь.
- Значит, сегодня этот цветочек исполнить семь наших желаний. Ну что, начнем? (Да)
- Итак. Очень интересно, как деревья поживают в лесу. Мое первое желание - отрываю лепесток – лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели – пусть мы окажемся в гостях у лесных деревьев.
На доске картины с изображением березы и ели.
- Какие деревья мы видим перед собой? (Береза и ель)
- Ель поражает нас своим величием и красотой. Что происходит с елью осенью? (Ничего, ель – вечнозеленое растение, для нее не существует осени)
- Правильно, ребята, ель – хвойное растение, она круглый год стоит зеленая.
- Береза – это украшение наших лесов. А как изменяется береза осенью? (она сбрасывает листочки)
- Правильно, лиственные деревья сбрасывают свою листву и в конце осени стоят уже совсем голые
- Как называется период, когда деревья сбрасывают свои листья? (Листопад)
- Ребята, давайте подумаем, как образовалось слово «листопад». Как вы считаете, какие два слова образовали «листопад» (Листья, падать)
- Правильно. Осенью листья опадают. Из словосочетания «листья падают» и образовалось слово «листопад». Прочитаем это слово по слогам: ЛИ-СТО-ПАД (2-3 раза повторить)
Физкультминутка «Листопад» (проводит ребенок подготовительной группы 2 раза)
Падают, падают листья
В нашем саду листопад, (взмахи руками)
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. (повороты вокруг себя)
- Раз уж мы оказались в гостях у леса, давайте отправимся с вами к лесным зверям и узнаем, как же изменяется их жизнь осенью. Отрываем второй лепесток – хотим превратиться в лесных зверей. (Дети надевают маски животных и рассказывают об их жизни)
Медведь:
- Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
Лиса:
- К зиме я меняю свою шубку на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.
Заяц:
- Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.
- Итак, осенью звери строят норы, делают запасы на зиму. Медведи и ежи готовятся к спячке на всю зиму. Зайцы меняют свои шубки на белые, а лисы на более теплые и пушистые. Кроты и мыши собирают колоски. Белки делают запасы в дуплах, барсуки собирают коренья.
- Ребята, посмотрите наверх. Мы видим птиц, которые летят стаей. Давайте отправимся в птичью стаю и узнаем, что же происходит с птицами. Отрываем лепесток – хотим стать птичками. Закрываем и … открываем глаза.
- Итак, мои птички, мы летим. А куда же птицы летят осенью? (Осенние птицы улетают в теплые края)
- Как называются птицы, которые улетают от нас? (Перелетные)
- Назовите мне перелетных птиц (кукушка, скворец, журавль, утка, лебедь, грач и другие)
- Какие птицы улетают первыми? (Стрижи, ласточки)
- Какие птицы улетают чуть позже? (Журавли, грачи и кукушки)
- Какие птицы улетают от нас последними? (Гуси, утки и лебеди)
- А все ли птицы улетают на юг? (Нет, не все).
- Как называются птицы, которые остаются зимовать у нас? (Зимующие)
- Каких зимующих птиц вы можете назвать? (снегирь, сорока, ворона, воробей…)
- А почему эти птицы остаются зимовать? Чем мы можем им помочь? (Они не боятся морозов, им хватает корма. Мы можем сделать кормушки, чтобы прокормить их)
- Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть – когда я буду называть перелетную птицу, вы будете летать, когда зимующую – вы будете сидеть.
В народе говорили - Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна. Осень – время собирать урожай.
- Осень одаряет нас большим урожаем грибов, ягод, овощей и фруктов. Наше четвертое желание – узнать, какие плоды дарит нам осень. Закрываем глаза.
Картина «Уборка овощей в поле»
- Ребята, скажите, что изображено на картине? (На картине люди убирают урожай с поля)
- Этот богатый урожай вырастили овощеводы. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вырастить такой урожай? (Нужно было вскопать землю с помощью трактора или комбайна, посеять семена, поливать всходы, рыхлить, удобрять, пропалывать)
- Ребята, значит, много нужно было потрудиться овощеводам? (Да)
- А что было бы, если бы они не трудились? (Ничего бы не выросло, люди были бы голодными)
Картина «Сбор фруктов в саду»
- Ребята, скажите мне, а чем радует нас сад осенью? (Осенью в саду созревает много фруктов)
- А кто выращивает фрукты в саду? (Садоводы).
- Расскажите мне какие фрукты мы можем увидеть в наших садах? (Яблоки, груши)
- А теперь давайте встанем в круг и поиграем в игру. Я буду кидать мяч, а вы должны назвать какой-либо фрукт или овощ. Если вы не называете, то выходите из игры.
- Теперь мы постараемся обобщить все, что мы можем вкратце рассказать о нашей осени. Наше желание – повторите за мной рассказ об осени по опорным картинкам.
- Вот и закончилось солнечное лето. Наступила золотая осень.
- Дни становятся короче. Все чаще льет дождь, солнце светит все реже, погода стоит пасмурная. Птицы улетают на юг.
- С деревьев начинают опадать желтые, красные листья. Они покрывают дороги, озера, крыши зданий разноцветным ковром.
- На улице становятся все холоднее, поэтому мы начинаем надевать теплую одежду и обувь.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Осенью начинается новый учебный год, дети идут в школу
(2-3 ребенка составляю рассказ об осени по опорным картинкам)
- Ребята, вот мы и заканчиваем наше путешествие. Сегодня мы повторили наши знания об осени, узнали что-то новое, поиграли. Ребята, выполните мое последнее желание (отрываем лепесток) – скажите, чем вам запомнится наше сегодняшнее путешествие? (Ответы детей)
- Посмотрите, на нашем цветочке остался один лепесток. Давайте в своем последнем желании загадаем то, чего хочется не только нам. Давайте попросим у листочка подарить здоровья нам, нашим родным, близким и всем-всем вокруг. Только главное действительно этого захотеть. Итак, отрываем лепесток, загадываем желание, закрываем глаза…(Дети загадывают желание). Открываем глаза.
- А сейчас я предлагаю вам на следующем занятии нарисовать осень. Нарисуйте осень такой, какой вы увидели ее во время прогулок, а также во время нашего путешествия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «познание», «коммуникация», «социализация», «художественное творчество», «безопасность», «музыка» в подготовительной группе «Лучики» Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки»
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей. Задачи: Образовательные: 1. Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности;2. Повторить и обобщить знания детей по ФЭМП, ...
Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС области «Познание». Для второй младшей группы. По теме: «Дикие и домашнии животные».
Конспект соответствует требованиям современному дошкольному образованию. Охватывает все пять интегративных областей.Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Познание»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС области «познание» для средней группы по теме: «Насекомые». /с использованием презентации/
закрепление знаний детей средней группы о насекомых...
Организованная образовательная деятельность по восприятию искусства на тему «Осенняя пора» подготовительная группа
Организованная образовательная деятельность по восприятию искусства на тему «Осенняя пора»подготовительная группа...
Конспект проведения организованной образовательной деятельности в средней группе образовательная область «Познание» (раздел «Природный мир») по теме «Поздняя осень»
Обобщение и систематизация знаний детей об осени....
Конспект непосредственно образовательной деятельности. По образовательной деятельности «Познание» в подготовительной группе на тему: «Дикие животные средней полосы» (интеграция ФЦКМ и ФЭМП)
Цель: Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе ;учить выкладывать задачи, используя знаки . Образовательные задачи:...
Конспект непосредственно образовательная деятельность в области «Познание» с использованием ЭОР на тему «Осень» в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»(образовательная область «познание»)Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:уточнить и расширить знани...