Занятия в лаборатории (опыты) «Хочу всё знать» в сочетании с наблюдениями на прогулке на тему: «КАКИМИ БЫВАЮТ ПЕСОК И ГЛИНА»
опыты и эксперименты по окружающему миру

Ирина Вячеславовна Романова

Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулках).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад  № 5 «Колокольчик»

города Белёв Тульской области

Занятия в лаборатории (опыты)

«Хочу всё знать»

в сочетании с наблюдениями на прогулке

на тему

«КАКИМИ БЫВАЮТ ПЕСОК И ГЛИНА»

Подготовлено

воспитателем Романовой Ириной Вячеславовной

Цель:

познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулках).

       Материалы и оборудование: стаканчики с песком и глиной для каждого ребенка (можно использовать разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки), стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы. Все это можно разместить на небольшом подносе.

       Во время прогулок предложите ребятам отыскать на земле палочки или ветки, похожие на деревья, которые на занятиях «превратятся» в деревья. У каждого ребенка должно быть личное «дерево».

       Кроме того, необходимо подготовить песок и глину.

       Песок не должен быть слишком мелким и глинистым.

       Хорошо подходит крупнозернистый речной (озерный).

       Глину лучше взять природную, так как имеющаяся в продаже белая глина, используемая для изготовления посуды и поделок, несколько отличается по своим свойствам.

       Где найти глину?

       В ближайшем кирпичном карьере, в строительном котловане, в траншее, в яме для погреба.

       Как определить, что у вас в руках именно глина, а не суглинок?

       Возьмите немного земли и попытайтесь скатать между ладонями продолговатую колбаску. Если получится тонкая колбаска с заостренными кончиками, которая легко сгибается в кольцо, — глина настоящая.

       Это важно, так как в природе глина и песок часто бывают перемешаны в разных пропорциях, и их смесь не даст желаемых результатов во время опытов.

Опыт 1.

       Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги.

       Легко ли сыплется песок? Легко.

       А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.

       Что легче высыпать — песок или глину? Песок.

       Потому и говорят, что песок — «сыпучий».

       Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

       В отличие от глины песок — рыхлый.

Опыт 2.

        С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок).

       Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).

       Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?    

       Одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие — что нет, и не нужно их разубеждать.

       Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

       Затем рассмотрим таким же образом комочек глины.

       Видны ли такие же частички в глине?

       В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам».

       А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.

       Если у вас есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок.

       Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3.

       Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках.

       Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать в трубку воздушный шарик или использовать велосипедный насос.

        Создайте в банке сильный поток воздуха — игрушечный ветер.

       Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются.

       Затем подуем так же на комочки глины. Что мы видим теперь?

       Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки?      

       Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются.

       Подобные опыты можно провести и с увлажненными песком и глиной.

Опыт 4.

      Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце.

       Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно.

       А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.

Опыт 5.

       Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком.

       Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым.

       А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

       Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок.

       В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый?

       Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.

       Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

       Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее.

       Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

       Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт 6.

       Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червячков.

       Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные.

       Если шарики все-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать.

       Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими.

       А что можно сделать из влажного песка?

       Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи.

       Из какого песка получается кулич — из сухого или мокрого?

       Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича.

Опыт 7.

«Сухой песок может сыпаться»

       Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

       Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).

       

       Вывод: 

       О чём мы сегодня узнали? Сухой песок сыплется.

Опыт 8.

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

       Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

       Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).

       Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка.

       Получаются фигурки?

       Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать.

       Он также легко сыплется? (Нет).

       Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается?

       Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).

       Вывод: 

       О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки? (Из мокрого).

Опыт 9.

«На мокром песке остаются следы, отпечатки»

       Воспитатель предлагает на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

       Хорошо видны отпечатки?

       Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

       Теперь получается? Посмотрите, виден каждый пальчик.

       Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).

       Вывод: 

       О чём мы сегодня узнали? На каком песке остаются следы ног и ладошек? (На мокром песке остаются следы, отпечатки).

Опыт 10.

«Песок - это множество песчинок»

       Ребята, что у меня в стаканчике? (Песок).

       Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок.    

       Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги.

       Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок.

       Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины.

       В какой из них больше (меньше) песчинок?

       А в песочнице много песчинок?

       Вывод: 

       О чём мы сегодня узнали? В песочнице много песчинок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какой бывает песок

Какой бывает песок ?......

«Каким бывает песок?»

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста. Пополнить знания детей о свойствах песка (сухой – сыплется, влажный – можно лепить). Учить детей пользоват...

Занятия (опыты с водой) в лаборатории "Хочу всё знать" на тему "КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА"

Опыты и эксперименты по окружающему миру Занятия (опыты с водой) в лабораторииТема: «КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА»Цель:познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то,...

Проект с детьми 3-4 лет "Какой бывает песок?"

Цель: расширение представлений о том каких видов бывает песокЗадачи:1.Формировать представления о разнообразии  песка 2. Способствовать  воспитанию интерес...

Экспериментальная детская деятельность. Тема: «Какими бывают песок и глина».

познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни....

Проект "Какой бывает песок" (младший дошкольный возраст"

  Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом дейс...

Конспект организации тематической прогулки на тему: «Какое бывает небо» в старшей группе

Конспект организации тематической прогулки на тему: «Какое бывает небо» в старшей группе...