НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы "Почему сосулька растет вниз головой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
эксперементальная деятельность с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_eksperimentalnososulka2.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы
«Почему сосулька растет вниз головой»
Цели:
Задачи:
1. Формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные признаки конца зимы (капель).
2. Вспомнить свойства льда и парафина.
3. Учить проводить и объяснять простейшие эксперименты с водой и парафином.
4. Развивать умение детей заботиться о себе самостоятельно или с помощью взрослого.
5. Закрепить правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: не ходить и не играть возле домов,где на крыше большое скопление сосулек.
6. Закрепить правила безопасного поведения при проведении опытов с использованием огня и горячего парафина.
7. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. 2. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова прилагательные.
8. Формировать умение передавать в рисунке свои задумки, рисовать информационные рисунки.
9. Обогащать музыкальные впечатления детей, приобщать к музыкальной культуре.
Оборудование : Сосулька, банка, тарелочка, свеча, спички, альбомные листы, цветные карандаши, компьютер, презентация «Красивые сосульки»
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Здравствуйте дети, сегодня у нас занятие по экспериментированию на весеннюю тему. А для начала мы проведем небольшое игровое упражнение.
Игровое упражнение: «Какой, какая, какое?»
-Ребята, как вы думаете:
- Если зимой выпало очень много снега, то зима какая?
-Если днем светит солнце, то день какой?
-Если ночью холодно, то ночь какая?
-Если утром сильный мороз, то утро какое?
-Если горка сделана изо льда, то горка какая?
-Снег-какой? Сосулька- какая?
2. Сообщение цели занятия
Сегодня на занятии мы с вами могое узнаем о… А сейчас вы угадаете, о чем идет речь:
Прицепилась к крыше ловко
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз (сосулька)
(вытаскиваю сосульку)
-Ой, какая! Прозрачная стекляшка,
Узорная висюлька.
На проводах и крышах
Весёлая сосулька!
3.Повторение и закрепление ранее изученного материала.
На прогулке мы с вами уже познакомились с сосульками.
-- Какая она?
-Длинная, большая, холодная, мокрая, ледяная, блестящая.
А что мы знаем о сосульках?
Например, что такое сосулька, когда появляются сосульки, как они образуются, почему от них можно заболеть. И самый главный вопрос- почему сосульки растут вниз головой?
Сразу столько вопросов. На некоторые вы сразу сможете ответить, они не сложные. Вот, например, что такое сосулька?
-Это лед, замёрзшая вода, замёрзшие капельки воды.
- Когда образуются сосульки?
-Сосульки образуются в тёплую погоду, когда начинает таять снег.
-Правильно, ребята, для образования сосулек необходимо два условия, чтобы было достаточно тепло, для стекания капелек и достаточно холодно для их замерзания.
-Как образуется сосулька?
4. Постановка проблемного вопроса и эксперимент.
Почему сосульки растут вниз головой? Я предлагаю вам поэкспериментировать. Вы сами сейчас вырастите сосульку и тогда только будет понятно, почему сосульки растут вниз головой. Настоящие сосульки в наших условиях мы вырастить не сможем. А почему, как вы думаете?
- Тепло есть, а холода нет. Вода не сможет замёрзнуть.
-Правильно, ребята. Но мы с вами сможем вырастить парафиновую сосульку.
Все вы видели парафиновые свечи, а вот и свеча, посмотрите какая она!
-Парафин при нагревании плавится, а при остывании- застывает.
-Вот этими двумя свойствами парафина мы и воспользуемся, чтобы вырастить наши сосульки и будем внимательно наблюдать, что же происходит. Первую сосульку вырастим вместе в наших маленьких лабораториях. Но прежде чем приступим к исследованиям, повторим правила поведения при проведении опытов.
-1. Очень внимательно смотреть и слушать взрослого. Не толкаться.
2. Осторожно обращаться с огнём. Не подносить огонь к лицу.
3. Не капать парафином на руки. Когда парафин плавится, он горячий.
-Исследователи, занимайте свои рабочие места. Представьте себе, что банка – это дом, а тарелка на банке- это крыша дома. Выглянуло солнышко
(зажигаю свечку). Снег на крыше стал таять—капаю парафином на одно и тоже место. Что происходит?
-Парафин стекает капелька за капелькой вниз и застывает. Ч то появляется на крыше? (сосулька) Что происходит с сосулькой, когда я капаю парафином на одно и тоже место?
-Капли парафина стекают друг по другу и застывают.
-Куда стекают капельки? (вниз) Что происходит с сосулькой?
-Сосулька растет.
-Куда растёт сосулька?
-Сосулька растёт вниз.
-Вот какую замечательную парафиновую сосульку мы с вами вырастили. Какой же вывод мы сделаем? Почему сосулька растёт вниз головой?
Дети. Сосулька растёт вниз головой потому, что капельки воды, когда тают, стекают по крыше вниз, при похолодании – замерзает, поэтому и сосулька растёт вниз.
5.Физкультминутка:
Капель
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)
Ярослав Ф.
Сосульки, сосульки, скажите о чём
Вы плачете горько под нашим окном.
Сказали сосульки, сквозь слезы вздыхая
Мы плачем о том, что на солнышке таем.
Где наша сосулька? Я не вижу ее. Что с ней случилось?
-Она растаяла.
- А почему?
-В комнате тепло, а лёд в тепле превращается в воду.
-Конечно, вы такие молодцы! Ой, очень хочется пить. А как вы думаете, можно пить эту воду? Почему? Не будем гадать. Мы сейчас эту воду профильтруем. Обратите особое внимание на фильтр. Не надо забывать о правилах безопасности при работе со стеклянной посудой. –Давайте посмотрим на фильтр. Какой он?
-Грязный.
-, Почему?
- Потому, что вода была грязная, сосулька была грязная.
-А почему сосулька грязная?
-Потому, что крыша грязная, ржавая, а по ней стекают капельки и они становятся грязными.
-Какой вывод вы сделаете из этого опыта. Можно пить эту воду?
-Э ту воду пить нельзя, потому, что сосулька была грязная. Можно заболеть.
-Молодцы. Будем грызть сосульки?
-Нет. Будем ими только любоваться
6. Закрепление материала, просмотр презентации о сосульках.
- Я предлагаю вам пройти в наш кинозал и полюбоваться красотой настоящих сосулек и послушать музыку капели.
Презентация «Красивые сосульки»
- А чем опасны сосульки? Кто знает?
- Правильно! Сосульки могут упасть с крыши и поранить человека, еще примерзая друг к другу они образуют большую наледь на крыше и падая , образуют целые глыбы льда, которые могут убить человека. Поэтому под крышами домов весной ходить нельзя!
- Не все знают об опасности сосулек. Особенно маленькие дети. Сегодня мы с вами нарисуем рисунки, которые будет рассказывать всем об опасности сосулек во время оттепели. Как вы думаете, что можно нарисовать? ответы детей.
7.Рисование рисунков
Вы молодцы. Много знаете и сможете ответить на все вопросы. А теперь сюрприз от меня.
Что бы вы всегда были живы и здоровы, я угощу вас сосульками, но не ледяными холодными и грязными, а сладкими леденцами. Кушайте на здоровье.
8 Рефлексия:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания" .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: ««Хлеб – всему голова».
Данная деятельность направлена на ознакомление детей с процессом приготовления хлеба...
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
"Почему сосульки растут вниз головой?"
Чтобы узнать это, нам надо посмотреть, а как же образуются сосульки?...
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»
Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....
Опытно экспериментальная деятельность с детьми средней группы. "Почему заболел Незнайка?"
Цель: Расширить знания детей о свойствах воды и снега экспериментальным методом: вода – прозрачная , без вкуса и запаха, не имеет форму; снег- грязные, холодные- в рот его брать нельзя, можно за...