Конспект НОД "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру

Комплексное занятие по экологии ,включающее  проведение опытов и продуктивную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_ekologii_osen.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированное занятие по экологии «Золотая осень»

Воспитатель : Матвеева О.И.

Задачи:

  1. Познакомить детей с осенними изменениями в природе. Учить детей замечать красоту природных явлений.
  2. Различать , узнавать , называть растения.
  3. Научить пользоваться нарисованными схемами – моделями при составлении описательного рассказа о явлениях природы.
  4. Развивать  эмоциональную отзывчивость детей. Переживать радость от общения с природой.
  5. Закрепить умение рисовать кистью, гуашью методом примакивания.
  6. Развивать ритмичность в рисунке.

Материалы и оборудование:

Рисунки – схемы ( холодная, пасмурная, дождливая, солнце за тучами прячется, дует холодный ветер, птицы улетели в теплые края, животные готовятся к зиме,  листья падают с деревьев), большая картина «Осенний лес», образцы сухой почвы на пластмассовых тарелочках. Лейка с холодной водой, модели солнца и тучи, влажные салфетки, корзинка для сбора листьев, засушенные листья рябины, березы ,клена, каштана, муляжи грибов, картинки с изображением деревьев, аудиозапись звуков осеннего леса, листы бумаги, краски, кисточки, баночки с водой на каждого ребёнка.

Предварительная работа :

  • Экскурсия в осенний сквер
  • Сбор листьев для гербария
  • Чтение стихов и рассказов об осени
  • Рассматривание иллюстраций с изображением золотой осени

 Ход занятия:

Воспитатель подходит с детьми к окну, читает стихотворение А.Фета:

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да, как Сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится,

Да стучит в окно.

-Ребята, что вы почувствовали? (Грусть, печаль, холод).

-Мне тоже стало грустно. Прошло лето. Наступила осень.

-Ребята, а какая погода осенью? (Холодная, пасмурная, дождливая, солнце за тучами прячется, дует холодный ветер) (воспитатель рисует схематично)

-Ребята, а куда пропали птицы осенью? ( улетели в теплые края)

- А животные тоже убежали в тёплые края? (Нет, животные готовятся к зиме).

-Ребята, а как попали на тротуар, на дорогу листья? (Листья падают с деревьев)

-Правильно. Осенью листья опадают. Это явление называется листопад. Повторите. (Дети повторяют хором и индивидуально).

-Про какое время года мы с вами рассказали? (Про осень)

-Что за погода осенью? Не поймёшь! То солнышко выглянет, то пойдёт дождь.

Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

Атрибуты: образцы сухой почвы на пластмассовых тарелочках. Лейка с холодной водой, модели солнца и тучи, влажные салфетки.

(опыт проводится с детьми , сидящими за столами)

Воспитатель предлагает рассмотреть детям почву в солнечный день (показывает атрибут «солнышко», вырезанное из желтой бумаги), потрогать почву рукой, какая она: тёплая (её нагрело солнце),сухая (рассыпается в руке) , цвет(светло-коричневый).

Появляется туча( воспитатель показывает атрибут «туча»). Читаем вместе с детьми стихотворение:

Туча, туча, ты откуда?

А от туда.

Туча, туча, ты куда?

А туда.

Туча медленно плывёт,

Дождик маленький идёт.

 Полить землю из лейки (как будто пошел дождь), предложить детям опять потрогать её. Рассмотреть.

Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

-Осенью мы с вами не унываем и сейчас поиграем.

Хороводная экологическая игра «Лети, лети листок, ко мне в кузовок»

Цель: Закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание, умение соотносить движения со словами.

Материал: корзинка для сбора листьев, засушенные листья рябины, березы ,клена, каштана.

Ход игры:

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Дети берутся за руки и идут по кругу.

Ветер дует, задувает,

С веточек листву срывает.

Поднимают руки вверх и качают ими из сторону в сторону.

Листья по ветру кружатся

И под ноги нам ложатся.

Ребята разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают.

Ну, а мы гулять пойдём

И листочки соберём.

Ребята опять собираются в кружок.

Ведущий («осень») выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Рябиновый листок, лети в мой кузовок».

Ребята, в руках которых листочки рябины, подбегают и кладут их в корзину.

(играем 3 раза).

Осень: - Молодцы, ребята, хорошо со мной поиграли. А сейчас я приглашаю вас на прогулку в осенний лес.(Звучит музыка «Прогулка в осеннем лесу)

( Воспитатель подводит детей к макету леса)  Лес бывает за городом или деревней. В лесу нет никаких домов, там растут разные деревья и кустарники. Их очень много. Вот как раз сейчас лес особенно красив, выглядит нарядно, празднично, он покрыт ковром из листьев. Многие люди любят лес, ходят любоваться его красотой, дышать лесным воздухом, очень полезным для здоровья. Послушаем звуки осеннего леса, Что вы услышали?

(звуки шуршащих листьев под ногами, крики улетающих птиц( журавли или гуси), журчание лесной речки)

Осенью на деревьях созревают плоды и семена. Их можно найти среди опавшей листвы. Попробуйте угадать их название. ( «осень» показывает детям желуди, каштаны, крылатки клена и картинки с изображением деревьев)

Осень:

В лес грибной тебя зову

Тихим утром осени.

Видишь под ноги листву

Нам деревья бросили.

Под стволами двух дубов

Помолчим немножко,

Принесём домой грибов

Полное лукошко.

-Вы знаете ,какие грибы растут в лесу? Попробуем угадать.

Тишина ещё в лесу,

Не щебечут птички,

Но уже собрались в круг

Рыжие лисички.(воспитатель показывает гриб)

Там где ёлочки шумят,

 И трава примята,

Дружно шляпками блестят

Скользкие маслята. (воспитатель показывает гриб)

За кустом, где ручеек

Плещется и скачет,

Белый гриб боровичок

Свою шляпку прячет. ( Воспитатель показывает гриб)

Шляпку, сдвинув набекрень,

Смотрят виновато,

Облепи беднягу пень,

Малыши опята. (воспитатель показывает гриб)

И как красный светофор

На изящной ножке,

Разместился мухомор

На лесной дорожке.( воспитатель показывает гриб)

-Какой гриб не съедобный?( мухомор)

-Кто пойдёт в лес за грибами?(Паша) Вот тебе корзинка.

-Паша грибы собирает, а мы поиграем в игру «Грибы»

Физкультминутка «Грибы»

Паша шёл, шел, шел,

Белый гриб нашел,

Раз- грибок,

Два- грибок,

Три- грибок,

Положи их в кузовок.

-Одного гриба здесь нет. Почему?( мухомор не съедобный)

Осень:- А сейчас с моими угощениями возвращайтесь в детский сад .До свидания!

-Красивое время года осень? (Да). Осень хорошая художница?(Да). Вы хотите нарисовать картину об осени?(Да)

(Дети дорисовывают каждый свою картину со стволом дерева, на дереве дорисовывают листья, под деревьями ковёр из листьев)Воспитатель склеивает скотчем рисунки в одно целое. Получается большой осенний лес, заполняет пустые места листочками. Рисует солнце и облака. –какое время года мы с вами нарисовали?(осень)Как называется явление опадения листьев?(листопад)

-Этот рисунок останется нам на память о прогулке в осенний лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....