Методическая разработка.Презентация "Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе у детей 5 года жизни"
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)

Левашова Алена Николаевна

В презентации представлена эффективность использования неживой природы,как формирование знаний о неживой природе у детей 5 года жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила воспитатель Левашова Алена Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе у детей 5 года жизни

Слайд 2

Цель исследования: Изучение эффективности использования экспериментирования как средства формирования знаний о неживой природе у детей 5 года жизни. Предмет исследования - детское экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования знаний об объектах неживой природы у детей 5 года жизни.

Слайд 3

Гипотеза: Детское экспериментирование с объектами неживой природы будет способствовать формированию знаний у детей 5 года жизни при соблюдении следующих условии: 1.Организации систематической, планомерной экспериментальной деятельности с детьми. 2.Подборки и апробации серии опытов и экспериментов с объектами неживой природы. 3. Создании предметно-развивающей среды в группе, обеспечивающую опытно экспериметальную деятельность 4. совместной работе педагогов и родителей.

Слайд 4

Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. Определить значение и особенности детского экспериментирования как средства формирования знаний. Выявить уровень сформированности знаний детей дошкольного возраста об объектах неживой природы. Подобрать и апробировать серию опытов и экспериментов с объектами неживой природы для детей 5 года жизни.

Слайд 5

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), также опыт, — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, средство познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности . Эксперимент-это метод исследования ,который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и дает идентичный результат. Термин « экспериментирование»понимается как особый способ праткического освоения действительности,направленный на создание таких условий,в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Слайд 6

Экспериментальная база: ГБДОУ «Ягодка»№61 Фрунзенского района, средняя группа. Цель: Определение эффективности использования экспериментирования для формирования знаний детей об объектах неживой природы. Задачи: 1. Выявить знания детей 5 года жизни об объектах неживой природы и их свойствах; 2. Выявить уровень представлений детей об объектах неживой природы и их свойствах.

Слайд 7

Для О пределения сформированности знаний детей об объектах неживой природы, их свойствах и выявления уровня этих знаний были использованы диагностические методики: - диагностика знаний детей по теме «Вода» (автор Т.М. Бондаренко). - диагностика знаний детей по темам «Воздух» и «Песок» (автор Андреева В.В.).

Слайд 8

Диагностика знаний детей по теме «Вода» (автор Т.М. Бондаренко). Что такое вода? Где в природе встречается вода? Для чего используют воду? Всегда ли в природе вода бывает одинаковая? Какие свойства воды ты знаешь? Кому нужна вода? Во что можно превратить воду? Кто живет в воде? Нужно ли беречь и охранять воду? Ответы детей заносились в протокол с их дальнейшим анализом.

Слайд 9

Уровень знаний детей о «Воде» (автор Т.М. Бондаренко). по результатам констатирующей диагностики

Слайд 10

Диагностика знаний детей по темам «Воздух» и «Песок» (автор Андреева В.В.) Что такое песок? Как люди используют песок? Каким может быть песок? Для чего человеку нужен воздух? Можно ли увидеть воздух? Что такое ветер? Что умеет делать ветер? Ответы детей также заносились в протокол и анализировались .

Слайд 11

Уровень знаний детей о воздухе и песке по результатам констатирующей диагностики

Слайд 12

На основании результатов диагностики, мы подобрали и апробировали серию опытов и экспериментов с объектами неживой природы для детей 5 года жизни. Цель нашей практической деятельности - повысить уровень знаний детей об объектах неживой природы. Серия опытов и экспериментов представлена по трем направлениям: - экспериментирование с водой «Волшебница вода» ; - экспериментирование и опыты с воздухом ; - экспериментирование и опыты с песком.

Слайд 13

№ п/п Опыт /эксперимент Цель Материалы и оборудование 1. «Вода –прозрачная». Формировать знание, что вода прозрачная Стаканы с водой и молоком, ракушки. 2. «Вода бесцветная» Формировать представление, что вода не имеет цвета Крышки, тазик с водой 3. «Вода не имеет вкуса». Формировать представление, что вода не имеет вкуса Стаканы с водой, сахар,соль 4. »Вода не имеет запаха» Формировать представление, что вода не имеет запаха. Стаканы с водой, дольки лимона. 5. »Вода умеет отражать» Формировать представление, что вода отражает окружающие предметы. Тазик с водой. Раздел 1 «Волшебница вода»

Слайд 14

Раздел 2 "Воздух -невидимка" № п/п Опыт /эксперимент Цель Материалы и оборудование 1. «Поймай невидимку» Обнаружить воздух в окружающем пространстве Полиэтиленовый пакет и фонарик 2. «Воздух в человеке». Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Горох, трубочки 3. "Что легче: вода или воздух?" Доказать, что воздух, легче воды. Тазик с водой,пустые банки 4. «Где живет воздух?» Доказать, что коробка не пустая, в ней находится невидимый воздух. Коробка с игрушками «Овощи» 5. «Движение воздуха» Доказать, что воздух движется. Веер

Слайд 15

Раздел 3 «Волшебный песок" № п/п Опыт /эксперимент Цель Материалы и оборудование 1. «Сухой песок» Формировать представление детей о сухом песке. Песок,тарелки 2. «Из чего состоит песок» Формировать представление о составе песка. Песок,белая бумага,увеличительное стекло 3. «Поток ветра» Формировать представление о воздействии ветра на песок. Тарелки,трубочки 4. «Влажность» Формировать знание о влажном песке. Чашечки с песком,вода 5. «Форма» Показать, что мокрый песок, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания. Чашечки с влажным песком

Слайд 16

Работа с родителями Организовывая познавательно – исследовательскую деятельность в ДОУ воспитатель в первую очередь организовывает работу с родителями. В задачу воспитателя входит выявить степень участия родителей в экспериментальной а также привлечь к организации и пополнению познавательно – экспериментального уголка в группе. В связи с вышесказанным, были подобраны рекомендации и опросы. - Анкета для родителей.«Детское экспериментирование в семье».( см.Приложение 6). - Памятка для родителей. «Организация познавательно-исследовательской деятельности дома» (см.Приложение7). - Анкеты-отзывы.( см.Приложение 8).

Слайд 20

Контрольный этап исследования

Слайд 21

Контрольный этап исследования

Слайд 22

Сравнительные результаты уровня знаний детей об объектах неживой природы. Уровень знаний Диагностика знаний по теме «Вода» Диагностика знаний по темам «Воздух» и «Песок» констатирую- щий этап контрольный этап констатирую- щий этап контрольный этап Низкий уровень 40% - 40% 20% Средний уровень 40% 40% 40% 30% Высокий уровень 20% 60% 20% 50% Повторная диагностика и анализ полученных результатов показали, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, воздуха и песка.

Слайд 23

Вывод : проведенное исследование подтвердило правомерность нашей гипотезы Детское экспериментирование с объектами неживой природы способствовало формированию знаний у детей 5 года жизни дошкольного возраста при условии: 1.Организации систематической, планомерной экспериментальной деятельности с детьми. 2.Разработки и использовании цикла занятий по экспериментированию с объектами неживой природы.

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Здравствуйте, вашему вниманию представляется презентация  на тему «Экспериментирование как средство формирования знаний

о неживой природе у детей 5 года жизни «.

СЛАЙД 2:

Целью нашего исследования, изучение эффективности использования экспериментирования как средства формирования знаний о неживой природе у детей 5 года жизни.

Предмет и объект представлены на слайде.

СЛАЙД 3(ГИПОТЕЗА – нами была выдвинута гипотеза которая представлена на слайде.

СЛАЙД 4(задачи)

Также были определены задачи, которые также представлены на слайде

СЛАЙД 5(АКТУАЛЬНОСТЬ ):

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

   Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования

СЛАЙД 6

Практическая часть нашего исследования проходило в ДОУ №61 Фрунзенского района,  средней  группы.

Цель и задачи представлены на слайде.

СЛАЙД 7: Для определения сформированности знаний детей об объектах неживой природы, их свойствах и выявления уровня этих знаний были использованы  диагностические методики:

 - диагностика знаний детей по теме «Вода» (автор Т.М. Бондаренко).

  - диагностика знаний детей  по темам «Воздух» и «Песок» (автор Андреева В.В.).

СЛАЙД 8:

 Сначала была проведена диагностика по выявлению знаний детей о свойстве воды и ее значении.. Задавалось несколько вопросов, по теме вода, которые вы видите на экране. Все  ответы детей заносились в протокол для дальнейшего анализа

СЛАЙД 9: 

Результаты  диагностики  показали, что знания детей о воде находятся на достаточно низком уровне. Многие ответы  говорили о том, что дети имеют представления о воде на бытовом уровне. Наиболее характерные ответы детей - «воду пьют, ею моются, из нее делают чай и варят суп».

По результатам проведенной диагностики было установлено:

высокий уровень знаний показали – 20% ;

средний уровень – 40 % правильных ответов;

низкий уровень – 40% .

СЛАЙД 10;.

Затем была проведена диагностика по выявлению знаний детей о свойстве и значении воздуха и песка. Задавалось несколько вопросов,по теме воздух и песок,которые представлены на слайде. Ответы детей также заносились в протокол и анализировались.

СЛАЙД 11: Результаты диагностики  показали, что дети не смогли ответить на вопрос о том, что такое песок. Об использовании песка человеком  большая часть детей  имеет представление, основанное на личном опыте  игр с песком  (делать куличики, играть, делать замки, туннели).

 Результаты проведенной диагностики  знаний детей о воздухе показали,в целом,  дети показали низкий уровень знаний о воздухе. На вопрос о том, что умеет делать ветер,  большинство детей  дали однотипные ответы  -  «дует,  качает деревья».

По результатам проведенной диагностики было установлено:

высокий уровень знаний показали – 20% ;

средний уровень – 40 % правильных ответов;

низкий уровень – 40% .

СЛАЙД 12:

На основании результатов диагностики, мы подобрали и апробировали серию опытов и экспериментов с объектами неживой природы для детей 5 года жизни.

Цель нашей практической деятельности - повысить уровень знаний детей об объектах неживой природы.

Нами была подобрана серия  экспериментов с объектами неживой природы для детей 5 года жизни, которые можно использовать в работе с детьми.

Серия опытов и экспериментов представлена на слайде

СЛАЙД 13:

Первая серия экспериментов была проведена на тему «Волшебница вода»,в которую входила 5 экспериментов на свойства и значения воды. Дети с интересом и увлечением участвовали в каждом эксперименте

СЛАЙД 14..Самый эмоциональный и интересный эксперимент по мнению детей, является «Вода прозрачна» Детям было предоставлено тазики с водой и тазик с краской, также различные предметы(ракушки,крышечки и тд),каждый ребенок имел возможность окунуть и поискать свой предмет.

СЛАЙД 15.

Вторая серия экспериментов была проведена  на тему «Воздух неведимка»,в которую входило 5 экспериментов на свойства и значения воздуха. Дети принимали активное участие с положительным настроем.

СЛАЙД 16.

Самый увлекательный эксперимент,по мнению детей, является "Что легче: вода или воздух?"Детям был предоставлен тазик с водой и пустые бутылки.Затем  дети набирают воду в бутылку ,под наклоном,из таза,под давлением вода выталкивает воздух,и образуются пузыри.

        

СЛАЙД 17.

Третья серия экспериментов была проведена на тему «Волшебный песок»в которую входило 5 экспериментов о свойствах и значении песка.Все дети принимали активность и любознательность.

СЛАЙД18

Самый любимый эксперимент,по мнению детей «Влажность», в котором происходит вливание воды в сухой песок,благодаря чему песок становится мокрым и поддается лепке

СЛАЙД 19; Основная задача родителей– поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Развитие ребенка не останавливается ни на минуту, задача воспитателя использовать как можно больше время для организации учебного процесса, опираясь на помощь родителей. Поэтому мы подготовили материалы для работы с родителями ,которые представлены на слайде.

СЛАЙД 20: После проведения формирующего эксперимента, нами была проведена  повторная диагностика   по определению  знаний детей  об объектах неживой природы, их свойствах и выявлению уровня этих знаний.

 В контрольном эксперименте использовались те же методики, которые применялись в ходе констатирующего эксперимента.

По результатам проведенной диагностики высокий уровень знаний показали –  60% правильных ответов, средний уровень – 40 % правильных ответов, низкий уровень – 0%.

СЛАЙД:21
Затем была проведена контрольная  диагностика знаний  детей по  темам «Воздух» и «Песок».  . На основании обследования был выведен общий уровень знаний детей.

В результате  мы получили следующие результаты:

Высокий уровень – показали  50% детей;

Средний уровень –30%

Низкий уровень –  имеют  20% детей.

Результаты говорят о том, что  у  детей средней группы повысились знания о неживой природе: воздухе, песке и воде.

СЛАЙД 22: Сравнивая результаты  констатирующего и контрольного этапов исследования, мы  пришли выводу, что  проведенные эксперименты оказали положительное влияние на знания детей

СЛАЙД 23: Принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод, что проведенное исследование подтвердило правомерность нашей гипотезы.

А именно: Детское экспериментирование с объектами неживой природы  способствовало формированию знаний у детей 5 года жизни дошкольного возраста при условии:

  1. Организации систематической, планомерной экспериментальной деятельности с детьми.
  2. Разработки и использовании цикла занятий по экспериментированию с объектами неживой природы.

Повторная диагностика и анализ полученных результатов показали,  что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, воздуха и песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: "Программа формирования представлений о неживой природе у детей среднего дошкольного возраста".

Программа расчитана на средний возраст, формирует представления о неживой природе  через игры-экспериментирования. Содержит цели, задачи, представления детей, которые должны быть сформированы, пл...

Перспективное планирование в системе педагогического взаимодействия, направленного на формирование интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста.

Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста на год по экспериментированию в неживой природе...

Календарно-тематическое планирование на тему «Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях как средство формирования представлений о неживой природе у детей 4-5 лет»

Календарно-тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности для средней группы с января по апрель...

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».

Мониторинг формирования знаний о мире природы у детей  дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».(с...

Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе детей дошкольного возраста

Экспериментирование – это самый эффективный метод познания всех закономерностей и явлений окружающего мира. Экспериментирование в дошкольном возрасте имеет огромный развивающий потенциал. Самое ...

Средства формирования знаний о неживой природе у детей дошкольного возраста

Средства формирования знаний о неживой природе у детей дошкольного возраста.Являясь важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, природа оказывает положительное влияние на ребен...