Педагогический проект "Золотая осень"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.

Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_osen_5_gr.docx43.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Золотая осень»

Тип проекта: информационно – творческий, познавательный,  краткосрочный.

По времени проведения: 3 недели

Срок реализации: с 9.09-30.09.2019

Состав участников: групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность: 

У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.

Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Цель проекта:

    Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Золотая осень».

Задачи проекта:

1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

2. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

3. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

4. Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения, познавательный интерес;

5. Способствовать развитию памяти, восприятия;

6. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

 Предполагаемый результат:

1. Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках;

2. Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

3. Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

4. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

5. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Этапы проекта:

 1. Подготовительный этап:

Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме. Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала.

2. Основной этап:

Реализация проекта «Золотая осень».

3. Результат проекта:

Развлечение «Осень»

Выставка поделок из природного материала

Выставка детских работ

Спортивный досуг « Осенние старты»

Комплексно - тематическое планирование

Образовательные области

Вид

деятельности

тема

задачи

Познавательное развитие

Беседы

«Золотая осень»

«Животный и растительный мир осеннего леса»

« Уборка урожая»)

«Жизнь природы осенью»

Почему осенью птицы прилетают к жилищу человека?

« Грибы: съедобные и ядовитые» ОБЖ

расширять и систематизировать знания детей об осени, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь детей по теме

развивать представления детей о способах приспособления животных и растений к изменениям в окружающей природе

продолжить знакомство с видами сельских хозяйственных работ (копка картофеля, уборка моркови и т.д.).Воспитывать у детей уважение к людям сельскохозяйственных профессий

( агроном, овощевод и т.д)

продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях из жизни природы; развивать речь, как средство общения. Воспитывать эстетическое видение природы.

обогащать представления детей о способах приспособления птиц к условиям окружающей природы. Воспитывать желание оберегать и заботиться о живой природе

развивать представления детей о разновидностях грибов; закрепить правила обращения с грибами - запрещено трогать незнакомые грибы

Позн-исслед д-ть

« Фрукты: как их можно есть?»  

« Почему осенью листья желтеют?»  

«Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха»

«Почему осенью цветы вянут?»

 «Летающие семена»

показать детям различные способы приготовления блюд из фруктов

показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растений

выявить зависимость состояния почвы от погодных условий

установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

Развивать представления детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит

Речевое развитие

Чтение художественной. литературы

В. Сутеева «Под грибом»

В. Сутеева «Мешок яблок»

И. Соколова – Микитова

« Листопадничек»

Чтение рассказа М, Пришвина «Лисичкин хлеб»

 « Пословицы и поговорки»  

Чтение стихотворения А.. Пушкина « Уж небо осенью дышало…»

Заучивание стихотворения  А.С. Пушкина « Унылая пора! »

продолжать учить детей внимательно слушатьпроизведение, развивать интерес к художественной литературе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

продолжить знакомить детей с устным народным творчеством, понимать их смысл, умение пояснить смысл пословиц и поговорок

учить детей внимательно слушать, понимать характер  стихотворения; эмоционально откликаться на него. Соотносить услышанное с собственным опытом и делиться впечатлениями

Помочь детям запомнить стихотворение А.С. Пушкина

Р/И

«Подбери словечко»

упражнять детей в подборе прилагательных к заданному существительному по теме «Осень»

Художественно-

Эстетическое развитие

рисование

« Веселые листочки»

 «Нарисуй осеннее дерево»

 « Дождливый день»

«Золотая осень»

« Придумай, чем может стать осенний листок»

развивать моторику рук, учить штриховать не выходя за край рисунка, уметь подобрать теплые цвета

Развивать умение предавать в рисунке свои впечатления об окружающем мире

развивать умение детей передавать настроение дождливой погоды; развивать умение использовать изобразительные материалы для передачи замысла рисунка

развивать умение детей передавать в рисунке красоту осенней природы; развивать умение правильно рисовать кистью, карандашами

лепка

Корзинка с грибами

аппликация

« Листики»

«Осенний ковер»

коллективная аппликация из природного материала « Осенние мотивы»

упражнять детей в вырезании осенних листиков, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук; повторить правила работы с ножницами;

развивать умение детей создавать композицию из листьев

Д/И

 « Составь натюрморт»

« Составь пейзаж»

развивать у детей представления о жанрах живописи, их отличительными особенностями

развивать у детей представления о жанрах живописи, умение соотносить размер предмета с его положением в пространстве

музыка

Слушание произведения П.И. Чайковского «Осенняя песнь. (октябрь)» из альбома «Времена года».

А. Вивальди « Осень» из альбома « Времена года»

развивать умение детей эмоционально откликаться на музыку, слышать ее печальный характер. Развивать ассоциативные связи.

воспитывать у детей умение слушать классическую музыку; развивать ассоциативное мышление, воображение

Ознакомление с изо искусством

«Краски осени в картинах Алтайских художников»

Рассматривание картины И. Левитана« Осень»

Воспитывать у детей эстетическое восприятие природы

формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей природы; закреплять представления об отличительных жанрах живописи (пейзаж)

Социально – коммуникативное

развитие

Д/И

« Осенние приметы»

«Часть и целое»

«Чудесный мешочек»

« Запасы зверей»

« Когда это бывает?»

« Что за чем?»

 закреплять знания детей о типичные приметах осени; развивать наблюдательность, внимание, память; развивать связную речь

 развивать умение подбирать пары картинок с изображением части фрукта/овоща и целого; развивать внимание, память, мышление

развивать тактильные ощущения детей умение определять  фрукт или овощ по его форме.

развивать представления детей о том , каким образом животные запасают зиму на зиму, Развивать познавательный интерес к окружающей природе

систематизировать имеющиеся знания о приметах времен года

закрепить с детьми знание последовательности дней недели, месяцев в году

С/Р игры

 « Осеннее кафе»

« Овощной магазин»  

развивать умение обустраивать игровое поле, договариваться о сюжете игры. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

развивать умение дополнять сюжет игры новыми действиями; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

конструирование

« Трактор»  

« Красивый терем Осени»

развивать у детей умение сооружать из строительного материала несуществующие транспортные средства; развивать воображение, конструктивные способности

 развивать умение детей сооружать необычные конструкции зданий; развивать воображение.

Труд в природе

«Собираем семена»

привлекать детей к сбору семян цветов на цветнике

Физическое развитие

М/П И « Вершки и корешки»

П/«Съедобное - несъедобное!»,

«Собери урожай»,

«Осенние листочки»,

« «Перелёт птиц»,

«Гуси – лебеди».

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Гриб», «Осень», «Солнце вышло из-за тучки»;

Пальчиковые игры  «Листья»; «Собираем листочки»;

Спортивный досуг «Осенние старты

развивать быстроту реакции, закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки; и плоды – вершки

развивать двигательную активность детей

Снять статическое напряжение с мышц спины и шеи при проведении НОД

Способствовать развитию у детей быстроты, ловкости , скоорденированности движений

Работа с родителями

предложить родителям побеседовать с детьми на тему «Жизнь природы осенью», посетить ближайший к дому парк, понаблюдать за птицами, рассмотреть деревья и пр.

предложить родителям прочитать дома с детьми стихотворение Бальмонта «Осень» ( поспевает брусника)

рекомендовать родителям принять участие в детско-родительской акции « Поделки из природного материала»

рекомендовать родителям почитать с детьми рассказ Г. Скребицкого «Четыре художника. Осень»

Итоговое мероприятие

Выставка детских работ

Выставка детско – родительских поделок из природного материала

Проведение развлечения « Осень»

                                                                                                       Приложение к проекту

Беседа  с детьми об осени.  

Задачи: 

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениям, между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных, птиц и приспособлением их к зиме.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Ход беседы:

Воспитатель: Я предлагаю вам отгадать загадку:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь елочек и сосен.

Кто я, дети? … (осень)

— Какое сейчас время года?

— Назовите признаки осени. (солнце светит реже, и не греет, день становятся короче, а ночь длиннее, на улице стало холоднее, люди тепло одеваются; часто идут холодные, моросящие дожди, листья становятся разноцветные и опадают; птицы собираются стаями и улетают на юг и др.)

— Почему происходят  эти изменения в природе? (солнце меньше светит и не греет)

— Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Сентябрь — первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей.) (дети объясняют, почему так называют.)

— Как называют октябрь в народе? (листопадом, грязник) Почему? 

— Как в народе называют ноябрь? («предзимник», «ворота зимы», месяц молодого звонкого льда) Почему? 

— Почему деревья сбрасывают листья? (готовятся к зиме)

— Что произойдет, если листья с деревьев не опадут? (под тяжестью ветки нагнутся и сломаются)

— Что ещё может произойти, как вы думаете? (весной лес будет стоять голый, не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей, в воздухе не будет кислорода, который выделяют зеленые листья,  людям и животным нечем будет дышать.)

— Почему птицы собираются стаями и улетают на юг? (стало холодно, все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки, нечего есть)

—  Какие птицы улетают первыми? Почему? (стрижи, ласточки, т.к. они питаются только насекомыми)

— Какие улетают чуть попозже? Почему? (журавли, грачи и кукушки, т.к. остался корм: зерна, плоды, ягоды)

— Какие птицы улетают последними? Почему? (гуси, утки и лебеди, пока водоемы не замерзли, корма им хватает.)

— Как называются птицы, которые улетают на юг?  (перелетные)

— Как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие) 

— Как  животные готовятся к зиме?  (строят норы, впадают в спячку, делают запасы, меняют шубы)

— Какие работы осенью у людей в саду, в поле? (с полей и огородов убирают урожай, заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных, поля вспахивают, в сентябре на полях сажают озимые хлеба- рожь и пшеницу.)

— Осень бывает разная. Какая? (ранняя, золотая, рыжая, золотистая, багряная, дождливая, хмурая, унылая, разноцветная, красивая, грустная, пёстрая)

— Золотую осень очень любил А.С. Пушкин. Он написал много стихов про осень.

Педагог читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье…»

Беседа «Животный и растительный мир осеннего леса»

Задачи: развивать представления детей о способах приспособления животных и растений к изменениям в окружающей природе

Ход беседы:

Воспитатель: скажите какое сейчас время года? Скоро к нам придет зима. А как люди готовятся к зиме?

Дети:  Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.).

Воспитатель: А как вы думает , как же звери готовятся к зиме?(Ответы детей)

Воспитатель: действительно звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы. Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами, как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
 Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? ( ответы детей)
  Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

  Следующее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они  под заснеженными кустами.


Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

   Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

   Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

    Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

    Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

    Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

    Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках
.

Подвижная игра «Съедобное – несъедобное».

Цель: развивать внимание, быстроту мышления, координацию движений.

Атрибуты: мяч

Ход игры: Дети становятся в шеренгу, а ведущий по очереди кидает им мяч.

В момент кидания, ведущий произносит одно слово, являющееся предметом, например: (ручка, молоко, стакан и т. д.). Если слово означает съедобный предмет, то ребенок должен поймать мяч, если несъедобный, то должен оттолкнуть мяч. Если ребенок ловит мяч или просто прикасается руками к мячу при несъедобном предмете, то он проиграл и меняется с ведущим местами.

Подвижная игра «Перелет птиц»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.

Подвижная игра « Вершки и корешки».

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание,

зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают

движениями, где он растёт.

Дидактическая игра « С какого дерева лист? ».

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,

правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я - чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «Целое и часть».

Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части ,развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты:
картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Запасы зверей».

Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Физкультминутки

«Осень»

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело.

Съежилось,

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

«Гриб»

Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

«Солнце вышло из-за тучки»

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

Пальчиковые игры 

«Осень»

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (шагаем» по столу средним и указательным пальцем

Пословицы, поговорки, приметы про осень

Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.
От осени к лету назад поворота нету. 
Весна и осень - всё на дню погод восемь. 
Весна красна цветами, а осень снопами.
Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме. 
Гром в сентябре предвещает теплую осень. 
Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу. 
Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме. 
Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая. 
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме. 
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы. 
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме. 
Осень - запасиха, зима - подбериха. 
Осень-то матка: кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди.
Осень хвастлива, а весна справедлива. 
Осенью и воробей богат. 

Отложил бы на осень, а там бы и бросил. 
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина. 
Придет осень, да за всё спросит. 
Брюзжит, как худая муха в осень. 
Весна и осень на пегой кобыле ездят. 
Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил. 
Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
Летом поём, осенью воем. 
На будущую осень, годков через восемь.
Не плачь, овес, что осенью продавать повез, - втридорога заплачу да весной ворочу.

Осенние приметы

  1. Теплая осень — к долгой зиме.
  2. Осенью серенько утро, так жди красного денька.
  3. Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.
  4. Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.
  5. Гром в сентябре предвещает теплую осень.
  6. Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
  7. Паутина стелется по растениям — к теплу.
  8. С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета.
  9. Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.
  10. Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
  11. Если с дерева лист не чисто спадет — будет холодная зима.
  12. Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
  13. Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу — то поздняя.
  14. В октябре гром — зима бесснежная.
  15. Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
  16. Дмитриев день (8 ноября) — зима уж лезет на плетень. Если в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
  17. В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
  18. Если много кизила — будет холодная зима.
  19. Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.
  20. Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
  21. Осиновые листья ложатся лицом вверх — к студенной зиме, навыворот — зима будет мягкая, а если на обе стороны — и зима средняя будет.

Загадки про осень.

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(
Осенью)

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(
Осень)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
(
Осень)

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(
Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(
дождь)

Крупно, дробно зачастило, и всю землю намочило.
(
дождь)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(
Ветер)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
(
Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(
Листопад )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Осенние фантазии"

В этой методической разработке представлено комплексно-тематическое планирование в форме проекта с учетом ФГТ и интеграцией в образовательные области....

Педагогический проект "Осенние фантазии"

В этой методической разработке представлено комплексно-тематической планирование в форме проекта с учтетом ФГТ и интеграцией в обазовательные области....

Конспект проведения открытого итогового педагогического мероприятия «Осеннее путешествие» 2 младшая группа с презентацией "Осень"

Образовательная область.    Задачи.Коммуникация.    Формировать правильное звукопроизношение, стимулировать речевую активность.Социализация.    Продолжать учить детей про...

Педагогический проект "Осенние листья"

Участники проекта:  воспитатели; дети подготовительной к школе группы, родители, музыкальный работник.Вид проекта:  Среднесрочный, исследовательский - творческий, групповой.Проблема:...

Проект (педагогический) "Здравствуй, осень золотая!"

Педагогический проект предназначен для детей среднего возраста. Длительность проекта месяц....

Педагогический проект "Осенние деревья" в средней группе

Педагогический проект по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника аппликации) направлен на развитие творческих способностей дошкольников, развитие мелкой моторики, а , следовательно, и инт...

Психолого-педагогический проект "Осень, осень в гости просим!"

Проект для старших дошкольников содержит описание деятельности, которую может организовать педагог-психолог ДОО по теме осень....