Педагогический проект "Осенние листья"
проект (подготовительная группа) на тему
Участники проекта: воспитатели; дети подготовительной к школе группы, родители, музыкальный работник.
Вид проекта: Среднесрочный, исследовательский - творческий, групповой.
Проблема: хотим узнать, «для чего нужны листья?»
Цель проекта
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический проект "Осенние листья" | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации
Балаковского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад компенсирующего вида №3 «Радуга»
г. Балаково Саратовской области
Педагогический проект
«Осенние листья»
Авторы: воспитатели
Умершева Марина Сергеевна,
Барабонина Надежда Викторовна
Педагогический проект
«Осенние листья»
Актуальность темы:
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.
Через проект возможно показать на доступном для дошкольников уровне круговорот веществ в природе, дать представление о связи растений и почвы, о том. Как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания
Знакомя ребенка с природой Родного края, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного
Участники проекта: воспитатели; дети подготовительной к школе группы, родители, музыкальный работник.
Вид проекта: Среднесрочный, исследовательский - творческий, групповой.
Сроки реализации: с 15.09.12г. по 15.10.12г.
Проблема: хотим узнать, «для чего нужны листья?»
Цель проекта
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
Задачи:
- Дать детям знания о листьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения, пользе для человека , животных, насекомых.
- Научить детей пользоваться простейшими способами обследования листьев.
- Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
- Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.
- Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Разработка проекта
- Поставить вопрос
- Подобрать методическую литературу, иллюстрации, аудио и видеозаписи.
- Подобрать материал для продуктивной деятельности детей
- Составить перспективный план
Формы работы:
Индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Формы и методы реализации проекта
Познавательная деятельность
Занятия
Беседы
Игротека
Читальный зал
Музыкальная гостиная
Художественная мастерская
Познавательная деятельность.
Занятия:
«Лист – часть растения» (воспитатель), (Приложение №1)
«Прогулка в осенний лес» (учитель-логопед), (Приложение №2)
«Осень» (учитель-дефектолог)(Приложение №3)
«Осенний пейзаж» (воспитатель по рисованию) (Приложение №4)
Заучивание стихотворения Е. Трутневой “Осень” (воспитатель), (Приложение №5)
«Беседа:«Беседа с рассматриванием альбома «Листья лечат» (Приложение№6)
Экскурсия в осенний парк (Приложение №7)
Опыт: «Распускание листьев».(Приложение №8)
Презентация «Музей опавших листьев»(Приложение № 9)
Игротека.
(Приложение № 10 )
Дидактические игры:
Угадай лист по описанию
Найди листок, какой покажу
Найди в букете такой же листок
Такой листок, лети ко мне!
Найди листок
Найди, о чем расскажу
Найди свой дом
Кто быстрее найдет березу, ель, дуб
Дидактическое упражнение «Составьте изображение из прозрачных картинок».
Дидактическое упражнение «Найди, что неверно».
Дидактическое упражнение «Подбери к дереву листья».
Подвижные игры:
«Найди дерево»
«Найди такой же лист»
«Гуляй, да присматривайся»
Читальный зал.
(Альбом «Поэты о листьях» (Приложение №11) Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о листьях
Разучивание стихов, загадок о листьях. Обсуждение пословиц и поговорок.(Приложение №12)
Музыкальная гостиная.
Слушание:
- «Листопад» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко
- «Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского).
- «Октябрь», из альбома «Времена года» П.Чайковского
Художественная мастерская.
Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий в альбомах
«Художники о листьях» (Приложение№ 13
«Фотографы о красоте осенних листьев» (Приложение №14)
Выставка детских работ «Наш вернисаж» (Приложение №15 )
Работа с родителями
1Консультации:
-«Воспитание у детей любви к родной природе»(Приложение №16)
-«Листья лекарственных растений в помощь зрению»(Приложение №17)
-« Как правильно составить гербарий»(Приложение №18)
2 -Приглашение родителей на занятия, на выставку детских работ «Наш вернисаж»
3- Участие родителей в развлечении
Ресурсное обеспечение проекта
1 Кадры и социальные партнеры:
- Дети
- Взрослые – воспитатели, родители, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог
2.Материальная база:
- Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, интернет.
- Программное обеспечение: Microsoft Office Word
Microsoft Office Excel
Microsoft Office Publisher
Microsoft Office Power Point
- Дидактические игры
- Иллюстрации
- Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.
- Конспекты занятий, сценариев, развлечений
- Подборка художественной литературы
- Материал для художественного творчества
- Интернет ресурсы
Этапы реализации проекта:
Название этапа | Мероприятия |
Подготовительный | Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстраций, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей. Составление плана проекта |
Организационный | Определение видов работ по проекту Определение детских задач в рамках проектной деятельности |
Основной | Реализация всех видов работ по проекту |
Итоговый | ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА -Создание и показ мультимедийной презентации «Музей опавших листьев» -Тематический праздник «Осенняя ярмарка» - Презентация выставки «Наш вернисаж» |
Предполагаемые результаты проекта.
Краткосрочные:
- Расширится кругозор детей о растительном мире родного края.
- Дети смогут использовать схемы для составления загадок, модели для
обозначения условий для роста растений.
- Дети смогут использовать полученные знания и умения в художественном творчестве
- повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;
- пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;
- будет созданы новые печатные продукты;
- повысится профессиональный уровень воспитателей по применению в работе современных педагогических технологий;
Долгосрочные:
- станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детыми;
- возникнет потребность у воспитателей в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми.
- появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Рабочий план реализации проекта
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение |
Первая неделя | |||
Понедельник Первая половина дня | Групповая комната | Приглашение на выставку репродукций картин (постановка вопроса проекта перед детьми) | воспитатель |
Диагностика по теме: «Какие листья ты знаешь?» | воспитатели | ||
Вторая половина дня | Групповая комната | Чтение «Рябина покраснела» М. Пришвин | воспитатели |
Работа с родителями: приглашение к участию в проекте. (анкета, поиск материала по теме проекта) Дидактическая игра: «От какого дерева листок?» | воспитатели | ||
Вторник Первая половина дня | Экскурсия в осенний парк | Воспитатель Учитель- дефектолог | |
Вторая половина дня | Групповая комната | Беседа с детьми: «Кто спрятался под листьями?» Консультация для родителей: Воспитание у детей любви к родной природе | Воспитатель Воспитатель |
Среда первая половина дня | Кабинет ИЗО | Занятие: Рисование «Осенний пейзаж» | Воспитатель по рисованию |
Вторая половина дня | Групповая комната | Опыт : «Сколько весит лист»
| Воспитатель |
Четверг Первая половина дня | Групповая комната | Занятие: «Лист – часть растения» Наблюдение на прогулке за листьями в теплый период | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Дидактическая игра: «Узнай по описанию»; | Воспитатель |
Пятница Первая половина дня | Групповая комната | Рассматривание альбома «Художники о листьях». | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Составление загадок с использованием символов « Отгадай лист по описанию» | Воспитатель |
Вторая неделя | |||
Понедельник Первая половина дня | Групповая комната | - Изготовление макета почвы | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Дидактическая игра «Чем отличаются и чем похожи листья?» | Воспитатель |
Вторник Первая половина дня | Групповая комната | Дидактическая игра: «Осенний вальс»; | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Изготовление поделок для выставки «Наш вернисаж» | Воспитатель |
Среда Первая половина дня | Наблюдение на прогулке | Воспитатель | |
Вторая половина дня | Групповая комната | Чтение «Осинке холодно» М. Пришвин | Воспитатель |
Четверг Первая половина дня | Групповая комната | Занятие Заучивание стихотворения Е.Трутневой “Осень” | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Рассматривание макета: «Из чего состоит почва?» | Воспитатель |
Пятница Первая половина дня | Групповая комната | Рассматривание альбома «Листья лечат» | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Работа с родителями: Консультация для родителей «Как правильно составить гербарий» | Воспитатель |
Третья неделя | |||
Понедельник Первая половина дня | Групповая комната | Занятие по логоритмике «Прогулка в осенний лес» | Учитель-логопед |
Вторая половина дня | Групповая комната | Изготовление макета «Листья служат укрытием! | Воспитатель |
Вторник Первая половина дня | Групповая комната | Опыт«Распускание листьев». | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Дидактическая игра: «От какого дерева листок»; | Воспитатель |
Среда Первая половина дня | Групповая комната | Опыт «Изучаем почву» | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Изготовление поделок для выставки «Наш вернисаж» | Воспитатель |
Четверг Первая половина дня | Групповая комната | Наблюдение на прогулке | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»; | Воспитатель |
Пятница Первая половина дня | Групповая комната | Беседа с показом папки - передвижки«От почки до почвы» | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Дидактическая игра: «Времена года». | Воспитатель |
Четвертая неделя | |||
Понедельник Первая половина дня | Групповая комната | Загадки по теме проекта | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Изготовление макета «Листья кормят» | Воспитатель |
Вторник Первая половина дня | Групповая комната | Наблюдение на прогулке за листьями в холодный период. | Воспитатель |
Вторая половина дня | Групповая комната | Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»; Организация выставки детских работ «Наш вернисаж» | Воспитатель |
Среда Первая половина дня | Групповая комната | Занятие по ориентировке в пространстве «Осень» | Учитель-дефектолог |
Вторая половина дня | Групповая комната | Чтение «Осень» Г. Скребицкий | Воспитатель |
Четверг Первая половина дня | Групповая комната | Консультация в родительский уголок: «Листья лекарственных растений в помощь зрению».
| Воспитатель |
Вторая половина дня | Дидактическая игра: «Собери букет» | Воспитатель | |
Пятница Первая половина дня | Тематический праздник «Что нам осень принесла?» | Воспитатель | |
Вторая половина дня | Мультимедийная презентация «Музей опавших листьев» | Воспитатель |
Эффективность реализации проекта
В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей и анкетирование родителей (Приложение №19). В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
- Дети узнали много интересного о листьях, их пользе для природы, о значении листьев для жизни растений, и пришли к выводу, что действительно, листья являются важной частью растений и приносят пользу человеку и животным.
Одним из видов педагогической фиксации результатов работы была фиксация детских открытий (Приложение №20)/
- Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех
предложенных мероприятиях:
- рисование листьев вместе с детьми;
- создание гербария;
- придумывание рассказов и сказок о листьях;
- посещение открытого занятия;
- чтение предложенной им литературы и поиск новой.
- Были созданы:
- новые пособия для дидактических игр;
- альбомы «Листья лечат», «Художники о листьях», «Поэты о
листьях»,»Фотографы о листьях»;
4. По окончании проекта повысился уровень знаний детей о листьях.
Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о
природе, повышению у них познавательного интереса.
5.Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод - очень
интересный и продуктивный вид педагогической деятельности. Появилась идея
для разработки и реализации нового педагогического проекта
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния
Риск:
Недостаточная компетентность педагогов в освоении новых форм работы. Увеличение учебной нагрузки. Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.
Пути минимизации рисков:
Повышение квалификации педагогических кадров посредством проведения консультационной работы. Помощь педагогам путем создания на базе дошкольного учреждения методической службы.
Оптимизация количества занятий и приведения его к нормам СанПиН Проведение мероприятий в увлекательной форме.
Дальнейшее развитие проекта
Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Использовать этот проект в работе с другими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический лист
педагогический лист...
«Лист белой бумаги» - педагогические экспромты для конкурса воспитателей
"Лист белой бумаги"-педагогические экспромты для конкурса воспитателей - здесь приведены экспромты по основным областям...
Листая педагогический альбом 2013-2014г.г.
В данной презентации отражена вся педагогичекая работа в рамках реализации 2013-2014 учебного года. Была представлена на итоговом педагогическом совете в мае 2014г. в МБДОУ №90 "Незабудка"....
Педагогический проект "Чей дом под листом?"
педагогический проект с детьми средней группы по ознакомлению детей с насекомыми...
Оценочный лист педагогической деятельности воспитателей и других педагогических работников ДОУ (первая категория)
№Наименование1Ф.И.О. Успун Алдын-Чечек Бадылаар-ооловна2Образование: ГОУ ВПО Тувинский государственный университет, по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» квалифи...
2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 2.1. Педагогическое мероприятие № 1 (экспертные листы)
НОД "Состав числа 5"...
Оценочный лист педагогической деятельности воспитателей и других педагогических работников ДОУ
Оценочный лист педагогической деятельности воспитателей ДОУ...