Педагогический проект "Осенние листья"
проект (подготовительная группа) на тему

Умершева Марина Сергеевна

Участники проекта:  воспитатели; дети подготовительной к школе группы, родители, музыкальный работник.

Вид проекта:  Среднесрочный, исследовательский - творческий, групповой.

Проблемахотим узнать«для чего нужны листья?»

Цель проекта

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации
Балаковского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение -
детский сад компенсирующего вида №3 «Радуга»
г. Балаково Саратовской области

Педагогический проект

 «Осенние листья»

 

                         

                                           Авторы: воспитатели

                                                          Умершева Марина  Сергеевна,

                                                                       Барабонина Надежда Викторовна

 

Педагогический проект  

«Осенние листья»

Актуальность темы: 

         Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

        Детский сад сегодня  это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности.  

Через проект возможно показать на доступном для дошкольников уровне круговорот веществ в природе, дать представление о связи растений и почвы, о  том. Как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания

Знакомя ребенка с природой Родного края, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного

 

Участники проекта:  воспитатели; дети подготовительной к школе группы, родители, музыкальный работник.

Вид проекта:  Среднесрочный, исследовательский - творческий, групповой.

Сроки реализации: с 15.09.12г. по 15.10.12г.

Проблемахотим узнать«для чего нужны листья?»

Цель проекта

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Задачи:


  • Дать детям знания о листьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения, пользе для человека , животных, насекомых.
  • Научить детей пользоваться простейшими способами обследования листьев.
  • Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
  • Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.
  • Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Разработка проекта

  • Поставить вопрос
  • Подобрать методическую  литературу, иллюстрации, аудио и видеозаписи.
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности детей
  • Составить перспективный план

Формы работы:

Индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Формы и методы реализации проекта

Познавательная деятельность

Занятия

Беседы

Игротека

Читальный зал

Музыкальная гостиная

Художественная мастерская

Познавательная деятельность.

Занятия:

«Лист – часть растения» (воспитатель), (Приложение №1)

«Прогулка в осенний лес» (учитель-логопед), (Приложение №2)

«Осень» (учитель-дефектолог)(Приложение №3)

«Осенний пейзаж» (воспитатель по рисованию) (Приложение №4)

 

Заучивание стихотворения   Е. Трутневой  “Осень” (воспитатель), (Приложение №5)

«Беседа:«Беседа с рассматриванием альбома «Листья лечат» (Приложение№6)

 Экскурсия в осенний парк   (Приложение №7)

Опыт: «Распускание листьев».(Приложение №8)

Презентация    «Музей опавших листьев»(Приложение № 9)

Игротека.

 (Приложение № 10 )  

Дидактические игры:

Угадай лист по описанию

Найди листок, какой покажу

Найди в букете такой же листок

Такой листок, лети ко мне!

Найди листок

Найди, о чем расскажу

Найди свой дом

Кто быстрее найдет березу, ель, дуб

Дидактическое упражнение «Составьте изображение из прозрачных картинок». 

 Дидактическое упражнение «Найди, что неверно».

 Дидактическое упражнение «Подбери к дереву листья».

  Подвижные игры:

«Найди дерево»

«Найди такой же лист»

«Гуляй, да присматривайся»

Читальный зал.

 (Альбом «Поэты о листьях» (Приложение №11) Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о листьях

 Разучивание стихов, загадок о листьях. Обсуждение пословиц и поговорок.(Приложение №12)

Музыкальная гостиная.

 

Слушание:

- «Листопад» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко

- «Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского).

-   «Октябрь», из альбома «Времена года» П.Чайковского

Художественная мастерская.

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий  в альбомах

«Художники о листьях» (Приложение№  13

«Фотографы о красоте осенних листьев» (Приложение №14)

 Выставка детских работ «Наш вернисаж» (Приложение №15 )

Работа с родителями

1Консультации:

-«Воспитание у детей любви к родной природе»(Приложение №16)
-«Листья лекарственных растений в помощь зрению»(Приложение №17)

-« Как правильно составить гербарий»(Приложение №18)

2 -Приглашение родителей на занятия, на выставку детских работ «Наш вернисаж»

3- Участие родителей в развлечении

 Ресурсное обеспечение проекта

1 Кадры и социальные партнеры:

  • Дети
  • Взрослые – воспитатели, родители, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог

2.Материальная база:

  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, интернет.
  • Программное обеспечение:  Microsoft Office Word

                                                 Microsoft Office   Excel

        Microsoft Office    Publisher

        Microsoft Office    Power Point

  • Дидактические игры
  • Иллюстрации
  • Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.
  • Конспекты занятий, сценариев, развлечений
  • Подборка художественной литературы
  • Материал для художественного творчества
  • Интернет ресурсы

Этапы реализации проекта:

Название этапа

Мероприятия

Подготовительный

Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления

Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстраций, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.

 Составление плана проекта  

Организационный

Определение видов работ по проекту

Определение детских задач в рамках проектной деятельности

Основной

Реализация всех видов работ по проекту

Итоговый

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

-Создание и показ мультимедийной презентации «Музей опавших листьев»

-Тематический праздник «Осенняя ярмарка»

- Презентация выставки «Наш вернисаж»

 

Предполагаемые результаты проекта.

Краткосрочные:

 - Расширится кругозор детей о растительном мире родного края.

- Дети смогут использовать схемы для составления загадок, модели для    

   обозначения условий для роста растений.

 - Дети смогут использовать полученные знания и умения в художественном творчестве

  • повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;
  • пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;
  • будет созданы новые печатные продукты;
  • повысится профессиональный уровень воспитателей  по применению в работе современных педагогических технологий;

Долгосрочные:

  • станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детыми;
  • возникнет потребность у воспитателей  в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми.
  • появится возможность представить данный проект  в  профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Рабочий план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

Первая неделя

Понедельник

Первая половина дня

Групповая комната

Приглашение на выставку репродукций картин (постановка вопроса проекта перед детьми)

воспитатель

 Диагностика по теме: «Какие листья ты знаешь?»

воспитатели

Вторая половина дня

Групповая комната

Чтение «Рябина покраснела» М. Пришвин

воспитатели

Работа с родителями: приглашение к участию в проекте. (анкета, поиск материала по теме проекта)

Дидактическая игра:

«От какого дерева листок?»

воспитатели

Вторник

Первая половина дня

Экскурсия в осенний парк

Воспитатель Учитель- дефектолог

Вторая половина дня

Групповая комната

Беседа с детьми:

«Кто спрятался под листьями?»

Консультация для родителей: Воспитание у детей любви к родной природе

Воспитатель

Воспитатель

Среда

первая половина дня

Кабинет ИЗО

Занятие: Рисование

«Осенний пейзаж»  

Воспитатель по рисованию

Вторая половина дня

Групповая комната

Опыт :

«Сколько весит лист»

 

Воспитатель

Четверг

Первая половина дня

Групповая комната

Занятие: «Лист – часть растения»

Наблюдение на прогулке за листьями в теплый период

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

«Узнай по описанию»;

Воспитатель

Пятница

Первая половина дня

Групповая комната

Рассматривание альбома «Художники о листьях».

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Составление загадок с использованием символов 

« Отгадай лист по описанию»

Воспитатель

Вторая неделя

Понедельник

Первая половина дня

Групповая комната

 - Изготовление макета почвы

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра «Чем отличаются и чем похожи листья?»

Воспитатель

Вторник

Первая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

 «Осенний вальс»;

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Изготовление поделок для выставки «Наш вернисаж»

Воспитатель

Среда

Первая половина дня

Наблюдение на прогулке

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Чтение   «Осинке холодно» М. Пришвин

Воспитатель

Четверг

Первая половина дня

Групповая комната

Занятие

Заучивание стихотворения

Е.Трутневой “Осень” 

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Рассматривание макета:

«Из чего состоит почва?»

Воспитатель

Пятница

Первая половина дня

Групповая комната

Рассматривание альбома «Листья лечат»

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Как правильно составить гербарий»

Воспитатель

Третья неделя

Понедельник

Первая половина дня

Групповая комната

Занятие по логоритмике

«Прогулка в осенний лес»

Учитель-логопед

Вторая половина дня

Групповая комната

Изготовление макета «Листья служат укрытием!

Воспитатель

Вторник

Первая половина дня

Групповая комната

  Опыт«Распускание листьев».

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

 «От какого дерева листок»;  

Воспитатель

Среда

Первая половина дня

Групповая комната

Опыт «Изучаем почву»

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Изготовление поделок для выставки «Наш вернисаж»

Воспитатель

Четверг

Первая половина дня

Групповая комната

Наблюдение на прогулке

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

 «Четвёртый лишний»;

Воспитатель

Пятница

Первая половина дня

Групповая комната

Беседа с показом папки - передвижки«От почки до почвы»

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

 «Времена года».

Воспитатель

Четвертая неделя

Понедельник

Первая половина дня

Групповая комната

Загадки по теме проекта

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Изготовление макета «Листья кормят»

Воспитатель

Вторник

Первая половина дня

Групповая комната

Наблюдение на прогулке за листьями в   холодный период.

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

 «Бывает – не бывает»; Организация выставки детских работ «Наш вернисаж»

Воспитатель

Среда

Первая половина дня

Групповая комната

Занятие по ориентировке в пространстве «Осень»

Учитель-дефектолог

Вторая половина дня

Групповая комната

Чтение «Осень»

Г. Скребицкий

Воспитатель

Четверг

Первая половина дня

Групповая комната

Консультация в родительский уголок:

«Листья лекарственных растений в помощь зрению».

 

Воспитатель

Вторая половина дня

Дидактическая игра:

«Собери букет»

Воспитатель

Пятница

Первая половина дня

Тематический праздник «Что нам осень принесла?»

Воспитатель

Вторая половина дня

Мультимедийная презентация «Музей опавших листьев»

Воспитатель

Эффективность реализации проекта

В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей и анкетирование родителей (Приложение №19). В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

  • Дети узнали много интересного о листьях, их пользе для природы, о значении листьев для жизни растений, и пришли к выводу, что действительно, листья являются важной частью растений и приносят пользу человеку и животным.

Одним из видов педагогической фиксации результатов работы была фиксация детских открытий (Приложение №20)/

  • Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех

предложенных мероприятиях:

  • рисование листьев вместе с детьми;
  • создание гербария;
  • придумывание рассказов и сказок о листьях;
  • посещение открытого занятия;
  • чтение предложенной им литературы и поиск новой.
  1. Были созданы:
  • новые пособия для дидактических игр;
  • альбомы «Листья лечат», «Художники о листьях», «Поэты о      

  листьях»,»Фотографы о листьях»;

   4. По окончании проекта повысился уровень знаний детей о листьях.          

      Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о  

       природе, повышению у них познавательного интереса.

   5.Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод - очень    

      интересный и продуктивный вид педагогической деятельности. Появилась идея  

      для разработки и реализации нового педагогического проекта  

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния

таких факторов риска

Риск:

Недостаточная компетентность педагогов в освоении новых форм работы. Увеличение учебной нагрузки. Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.

 Пути минимизации рисков:

Повышение квалификации педагогических кадров посредством проведения консультационной работы. Помощь педагогам путем создания на базе дошкольного учреждения методической службы.

Оптимизация количества занятий и приведения его к нормам СанПиН Проведение мероприятий в увлекательной форме.

 Дальнейшее развитие проекта

Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Использовать этот проект в работе с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический лист

педагогический лист...

«Лист белой бумаги» - педагогические экспромты для конкурса воспитателей

"Лист белой бумаги"-педагогические экспромты для конкурса воспитателей - здесь приведены экспромты по основным областям...

Листая педагогический альбом 2013-2014г.г.

В данной презентации отражена вся педагогичекая работа в рамках реализации 2013-2014 учебного года. Была представлена на итоговом педагогическом совете в мае 2014г. в МБДОУ №90 "Незабудка"....

Педагогический проект "Чей дом под листом?"

педагогический проект с детьми средней группы по ознакомлению детей с насекомыми...

Оценочный лист педагогической деятельности воспитателей и других педагогических работников ДОУ (первая категория)

№Наименование1Ф.И.О. Успун Алдын-Чечек Бадылаар-ооловна2Образование: ГОУ ВПО Тувинский государственный университет, по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» квалифи...