Сообщение для педагогов "Экологическая тропа"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Елена Александровна  Капаева

Расширение знаний у детей об объектах и процессах окружающей природы. Способствовать воспитанию экологической культуры поведения детей, развивать экологическую сознательность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_ekologicheskaya_tropa.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ  КСТОВСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №41 с. Чернуха

Сообщение

на тему: «Экологическая тропа»

   Провела: воспитатель Капаева Е. А.

2018 г.

Содержание

 

1. Экологическая тропа  как форма  экологического образования   дошкольников.

Цели и задачи экологической тропы                  

2.  Типы и этапы создания экологической тропы.  

3. Объекты экологической тропы.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений.

4. Паспорт  экологической тропы.

5. Организация работы с детьми.

                                                                 

 

1. Экологические тропы

как форма  экологического образования  дошкольников.

Цели и задачи экологической тропы

     Экологическая тропа – обустроенные прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту информационные стенды.  

    У детей первых семи лет жизни мышление наглядно-действенное и наглядно-образное. Следовательно, в работе должны использоваться такие методы обучения, которые базируются на наблюдениях, экспериментах и собственной продуктивной деятельности детей.

     Усвоение экологических понятий происходит значительно легче и быстрее, если дети видят проявление биологических закономерностей в реальности, в своем ближайшем окружении. Экологическая тропа позволяет систематизировать знания, показывает живые организмы в единстве со средой их обитания.

    Экологическая тропа  преследует ряд целей и задач:

          а). Образовательную – расширение у детей знаний об объектах и процессах окружающей природы.

     б). Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность взаимоотношений Человечества и Природы.

в). Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха детей на природе как в зимний период, так и во время летнего отдыха.

Экологическая тропа Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – учебного специально оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4 – 7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе. С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года, заучивать пословицы и народные приметы, знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми занимается воспитатель, но свои впечатления об увиденном он затем выражают в разных видах деятельности.

2. Типы и этапы создания экологической тропы

Можно выделить три основных типа экологических тропинок:

1. на территории дошкольного учреждения;

2. в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер);

3. в здании детского сада.

     Экологическую тропу можно организовать за пределами детского сада, если есть разрешение местных властей и имеются соучредители (школа, станция юных натуралистов, дом пионеров и т.п.). При этом следует иметь в виду, что создание тропы и поддержание ее в нормальном состоянии требует значительных материальных затрат и организационных усилий. Проще создать тропу на территории детского сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Здесь обсуждается именно этот вариант оборудования тропы. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов.

Этапы создания и оформления тропинки

     Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения; в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малыша можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

Картосхема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

5. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

 Таким образом экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

3. Объекты экологической тропы.

1. Отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей ствол) ; растения с разными по размеру (крупными и мелкими, форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п., цвету (светло-зелеными и темно-зелеными, характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле, пни; крупные травянистые растения (лопух, крапива) .

2. Сообщества растений — фрагменты ландшафтов луговой, лесной (в северных регионах — тундровой, в южных — степной) растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как. дикорастущие заросли, так и растения специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков. Заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений — участки сада, огорода.

3. Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности — естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи столбы», муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых (например, весной можно наблюдать за клопами-«солдатиками», обитателей пруда или озера, реки.

4. Участки  с интересными объектами неживой природы — овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками.

5. Специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега, высотой стояния Солнца (солнечные часы) ; поляна сказок (сказочные скульптуры, строения).

6. Птичья столовая с кормушками.

7. Клумбы — обычные и особого назначения (с растениями - часами, растениями-барометрами) .

8. Огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур

9. Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного) : места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи и т. п.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

     Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку)» тропинки – сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок закрепляется на дереве. (Концы полос прикладываются к стволу и соединяются, например, с помощью скрепки или липкой бумаги).

     В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей – просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы – конфеты, орехи на деревьях.

     План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зеленый, пищевого – в синий.

4. Паспорт экологической тропы.

     Для организации работы на экологической тропинке разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна более сложная схема – для педагогов, вторая – простая – для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождения, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.  

         

Экологическая тропа Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – учебного специально оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4 – 7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей. Экологическую тропу можно организовать за пределами детского сада, если есть разрешение местных властей и имеются соучредители (школа, станция юных натуралистов, дом пионеров и т.п.). При этом следует иметь в виду, что создание тропы и поддержание ее в нормальном состоянии требует значительных материальных затрат и организационных усилий. Проще создать тропу на территории детского сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Здесь обсуждается именно этот вариант оборудования тропы. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. В этой работе у педколлектива должны быть консультанты (преподаватели биологии, географии, сотрудники ВООП, краеведческого музея, СЮН). На большом листе ватмана рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Ими могут быть: небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т.д. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями. Картосхема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Вдоль тропы или вблизи от нее можно: 1. Посадить типичные для данной местности деревья и кусты, что поможет показать детям многообразие растительного мира. 2. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды – в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту. Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными деревьями. Можно посадить 2 – 3 дерева. 3. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение: каштан, белую акацию, пирамидальный тополь, тую и т.д.

. При необходимости спилить старый тополь, нужно оставить пень высотой 40 – 50 см, а рядом на земле положить часть ствола (1 – 1,5 м), тогда может появиться молодая поросль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они станут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) – оба явления интересны детям для наблюдения. 5. Устроить фитоогород – посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.). 6. Посадить редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу или охраняемые. 7. Под старой елью (если такая есть) устроить «барометр»: на пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными делениями – место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость воздуха, вниз – его насыщенность влагой. Всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз, и наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой «барометр». 8. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, красивое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабовидящие дети) – пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например: 1. Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает его незаметным. Необходимо оградить это место и пометить его на картосхеме. 2. На лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) – это тоже объект для наблюдения детей. Один-два больших камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука. 3. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме. 4. Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания. Иногда участок посещают белки, на огороде живет жаба, встречаются следы мышей – все эти явления, если они постоянны, могут быть включены в экологическую тропу. Это же относится и к домашним животным, если они есть на участке детского сада. Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых: 1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») – место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.). 2. Площадка для отдыха – последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.

Информационные щиты, которые, как правило, сопровождают учебную тропу, на территории детского сада необязательны. Намного важнее иметь паспорт: описание тропы и каждого объекта, а также экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести по тропе гостей детского сада.

Литература:

Светлана Николаевна Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду Серия «Экологическое воспитание в детском саду». Светлана Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.

Интернет-ресурсы:

http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/ekologicheskaya-tropa-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html.

http://sch1440.mskobr.ru/files/sozdanie_e_kologicheskoj_tropy.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

Сообщение для родителей "Мы шагаем по тропинке здоровья"

Приобщение детей к здоровому образу жизни...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...