Конспект НОД «Зима» с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Активизация мыслительной деятельности дошкольника.
Задачи:
1. Развивать у детей творческие навыки и умения.
2. Активировать лексический материал по теме «Зима».
3. Развивать фразовую речь.
4. Учить детей размышлять, сравнивать; учить системному анализу, познакомить с противоречивостью явлений через понятие «хорошо- плохо».
5. Учить составлять загадки с опорой на графическую модель ТРИЗ.
6. Развивать умение задавать умные вопросы.
7. Воспитывать умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Зима» с элементами ТРИЗ
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Активизация мыслительной деятельности дошкольника.
Задачи:
1. Развивать у детей творческие навыки и умения.
2. Активировать лексический материал по теме «Зима».
3. Развивать фразовую речь.
4. Учить детей размышлять, сравнивать; учить системному анализу, познакомить с противоречивостью явлений через понятие «хорошо- плохо».
5. Учить составлять загадки с опорой на графическую модель ТРИЗ.
6. Развивать умение задавать умные вопросы.
7. Воспитывать умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение.
Оборудование: Сюжетная картинка «Зима», листок с надписью «снегирь». Музыка Вивальди «Зима». Графическая модель загадки о зиме. Пенек, дерево. Листики и карандаши на каждого ребенка. Заготовки с изображением зимы на каждого ребенка.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Сядет тот, чье имя начинается на звук В, звук А, С, Ю и т.д.
- Отгадывание темы занятия.
- О чем мы сегодня будем говорить, станет известно, если вы отгадаете, что я загадала. Я вам помогу, послушайте для начала музыку.
Дети слушают музыку Вивальди «Зима».
-Ребята, о чем говорит нам музыка? Что вы слышали?
- Мы слышали, как завывает метель, как дует сильный ветер.
- О каком времени года эта музыка?
- О зиме.
-Верно, о зиме. Вы отгадали, сегодня мы с вами поговорим о нашей долгожданной зиме.
- Игра «Какая бывает?» (расширение словаря).
- Ребята, давайте назовем красивые слова о зиме. Зима какая?
- Долгая, долгожданная, снежная, морозная, холодная, голодная, сытная.
- А какие приметы зимы мы знаем?
Дети перечисляют приметы зимы.
- А теперь скажите мне, какой характер у зимы?
- Зима злая, а может быть добрая.
- Когда она злая?
- Когда морозит зверей в лесу, людей.
- Когда зима добрая?
- Когда укрывает своим снегом деревья, норки, берлоги, чтобы согреть, укутать, уберечь от мороза.
- Какого цвета может быть зима?
- Белого, серебристого, блестящего.
- Есть ли у зимы запах?
- Зима пахнет морозом, свежестью, холодом.
- Что изменилось в жизни растений, животных, птиц с приходом зимы?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
- Чем нам запомнится зима?
- Белым снегом, морозом, зимними забавами.
- Какие зимние забавы мы знаем?
- Катание на лыжах, на коньках, на санках, на ледянках. Зимой можно лепить снеговиков, играть в снежки.
- Я вижу, вы многое знаете про зиму, а теперь давайте немножечко поиграем.
4. Игра «Согласен- не согласен».(составление противоположных мнений).
- Я вам буду говорить утверждения, а вы соглашаться с ними или нет.
- Я говорю, что зимой медведь бродит по лесу.- Нет, мы не согласны, медведь спит в своей берлоге.
- Я говорю, что все птицы остаются зимовать в лесу.- Нет, мы не согласны, перелетные птицы улетают на юг.
- Я говорю, что зимой бегут ручейки по земле.- Нет, мы не согласны, ручейки бегут по земле весной.
- Я говорю, что зимой на улице очень тепло.- Нет, мы не согласны, зимой на улице очень холодно.
- Я говорю, что зимой можно играть в снежки. - Да, мы согласны, зимой можно играть в снежки.
5. Физкультурная минутка.
Игра «Зимние слова».
- У зимы есть много слов, которые называются зимними. Я предлагаю вам поиграть в игру. Если вы услышите слово, связанное с зимой, подпрыгните: снежинка, жара, Новый год, санки, лед, одуванчик, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, бабочки, коньки, снежки, ледянки, загорание, снегопад, лыжи, елка, снег, вьюга, мороженое.
6.Игра «Хорошо- плохо» (противоречивость явлений).
- Ребята, вы рады, что наступила зима?
- А что хорошо зимой? (Дед Мороз дарит подарки, Новый год, много зимних игр).
- А что плохого зимой? (холодно, дует ветер, можно простудиться и заболеть, птицы улетают в теплые края, звери засыпают, деревья стоят голые).
7.Игра «Продолжай» (составление предложений, постепенное увеличение количества слов).
- Ребята, давайте отправимся в лес. Там снеговик оставил для нас письмо.
Одевайтесь теплее. Дети имитируют одевание шапочек, шарфиков и отправляются в лес. В лесу находят пенек. А на нем листок.
-Ребята, какое – то маленькое письмо оставил нам снеговик. Смотрите, тут написано всего одно слово: СНЕГИРЬ (дети, умеющие читать, читают это слово).
- Ребята, видимо снеговик хотел, чтобы мы поиграли с этим словом. Давайте вернемся на свои места, снимем теплую одежду. Давайте придумаем предложение со словом снегирь. Я говорю: снегирь. Юля какое слово скажешь ты? Продолжи меня.
-Летает.
-Настя, что добавишь ты? Как он летает?
-Быстро.
- Ребята, у нас получилось целое предложение: Снегирь быстро летает. Скажите, сколько это слов? Какое слово первое, второе, третье?
Дети отвечают на вопросы.
- А теперь начертите схему этого предложения.
Дети чертят схему предложения:
_____________________________.
_________ ________ _________
Аналогично дети составляют еще одно предложение со словом снегирь и чертят схему этого предложения. При этом дети по просьбе логопеда называют слова по порядку, в разнобой.
8. Составление загадки о зиме с опорой на графическую модель ТРИЗ.
- Ребята, а давайте я вас научу составлять загадки.
Педагог выставляет графическую модель для составления загадки.
В составлении загадки нам поможет вот эта табличка.
-Скажите, какая зима?
- Холодная.
- А что еще бывает холодное?
- Мороженое, вода, лед, ветер, снег.
- А еще какая зима?
- Белая.
- А что еще бывает белое?
- Заяц, мел, потолок, краска, машина.
По ходу обсуждения педагог заполняет таблицу:
Холодная
КАК
Мороженое, вода, лед, ветер, снег
Белая
НО НЕ
Заяц, потолок, краска, машина, мел
Педагог и дети проговаривают текст построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки «как» или «но не». Выбираются наиболее удачные варианты сравнения. Состаляется загадка: не называя объект, перечисляются признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами:
«Холодная, как мороженое,
Белая, но не заяц».
9. Итог занятия.
- Все наши впечатления о зиме мы можем выразить в рисунках. Я вам раздам вот такие листики, на них вы вечером раскрасите зиму так, какой она вам представляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".
Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами. В конспекте даётся ...
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы".
НОД по экологическому воспитанию "Зимующие птицы" проводилась с использованием мультимедийного оборудования....
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения....
Конспект НОД по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста «Согласный звук [П], [П’].Буква П»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Буквы являются графическим си...
Тема: «Зима» с элементами ТРИЗ для старшего дошкольного возраста (старший дошкольный возраст)
Тема: «Зима» с элементами ТРИЗ для старшего дошкольного возраста(старший дошкольный возраст)Цель: создать условия для детей в познавательном развитии, активизация мыслительной ...