Тема: «Зима» с элементами ТРИЗ для старшего дошкольного возраста (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: «Зима» с элементами ТРИЗ для старшего дошкольного возраста
(старший дошкольный возраст)
Цель: создать условия для детей в познавательном развитии, активизация мыслительной деятельности дошкольника.
Задачи:
Образовательные: - систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях; сформировать представления о свойствах твёрдых и жидких веществ, переходе твёрдого вещества в жидкое (лёд-вода).
Развивающие: - развивать качества мышления: анализ, синтез (хорошо-плохо, сравнение, обобщение; развивать умение давать аргументированные ответы используя в речи разные типы предложений, развивать творческое воображение.
Воспитательные: - формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе разнообразной деятельности.
Методы и приёмы: наглядные - презентация к занятию, картинки с изображением «МЧ» в твёрдом и жидком состоянии, вопросники, признаки.
словесные - диалогическая беседа, поощрения.
практические - игра: «Хорошо-плохо», физкульминутка «Снеговик».
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация к занятию, картинки с изображением «МЧ» в твёрдом и жидком состоянии, замороженные льдинки с кристаллами разноцветными на каждого ребёнка (камушки для аквариума, 2 контейнеры с тёплой водой и холодной, бумажные салфетки на каждого ребёнка
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра «Мы ладошку к ладошке сложили».
Подойдите ко мне, встаньте в круг и поиграем
«Мы ладошку к ладошке сложили».
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили.
Будем слушать, отвечать и играть,
Чтобы умными, добрыми стать.
- Проходите, присаживайтесь на стульчики, садитесь поудобней. Ребята, посмотрите на экран и скажите, СЛАЙД 2 как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на занятии? (О зиме.)
- Правильно. Зима, это волшебное время года, которое дарит нам много красок, морозных и весёлых деньков, семейных праздников. И сегодня мы поговорим о красавице зиме, её особенностях. Вы готовы?
- Во всем, что нас окружает, есть хорошее и плохое.
Сейчас мы поиграем в игру: «Хорошо-плохо»
- Как вы думаете зимой хорошо или плохо? (ответы детей)
- Почему зимой хорошо? (ответы детей). Верно, зимой хорошо, потому что выйдя на улицу, можно вдохнуть зимний морозный воздух, пройтись по хрустящему снегу.
- Но, зимой, бывает и плохо! Когда мы говорим, что зимой плохо?
- Что может случиться на льду? (ответы детей)
- Конечно, зимой можно простудиться, поскользнуться, получить травму; но если вы будите осторожными, то с вами ничего не случится.
- В зиме есть что-то хорошее, что-то плохое. Но несмотря ни на что, зима прекрасное время года!
- А сейчас отгадайте загадку:
«С метлой в руке, с ведром на голове.
Стою зимой я на дворе»
Снеговик.
СЛАЙД 3
- Верно. Вот и наш друг снеговик – почтовик. Давайте на снеговика посмотрим через «Волшебный экран».
- Ребята, вспомните, а чем снеговик был раньше? (до того, как его слепили)- ответы детей (снегом).
- А как вы думаете, чем снеговик станет в будущем, например весной? – ответы детей (водой)
- Ребята, из каких частей состоит снеговик? – ответы детей.
- А где вы видели снеговика? – ответы детей.
- Снеговик является частью зимы, об этом нам говорит «Волшебный экран».
Составление загадки о зиме с опорой на графическую модель ТРИЗ.
СЛАЙД 4
- А снеговик принес нам вот такие картинки ( Мороженное, вода, лед, снег, ветер, белый заяц, мелок, белая машина) и просит сочинить загадку.
- Ребята, а хотите я вас научу составлять загадки. (ответ детей)
- Скажите, какая зима?
- Холодная.
- А что еще бывает холодное?
- Мороженое, вода, лед, ветер, снег.
- А еще какая зима?
- Белая.
- А что еще бывает белое?
- Заяц, мел, потолок, краска, машина.
По ходу обсуждения педагог заполняет таблицу:
СЛАЙД 5
Холодная
КАК
Мороженое, вода, лед, ветер, снег
Белая
НО НЕ
Заяц, потолок, краска, машина, мел
- Давайте, вместе проговорим еще раз. Педагог и дети проговаривают текст
«Холодная, как мороженое,
Белая, но не заяц».
СЛАЙД 6
- Про, что мы сочинили с вами загадку? (ЗИМА)
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
- Молодцы, ребята! Всё верно сказали, ничего не забыли. Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Снеговик», поскорее вкруг вставайте и за мною повторяйте (движения по тексту):
«Раз рука-два рука, лепим мы снеговика,
Мы большой скатаем ком – вооот такой,
А потом поменьше ком – вот такой,
А затем скатаем мы маленький комок,
Получился снеговик – очень милый почтовик».
- Ой, какие весёлые снеговики получились!
- Ребята, смотрите, что это? (воспитатель замечает в углу посылку) – ответы детей.
- Как вы думаете, от кого она? (ОТВЕТЫ – от снеговика)
- Действительно от снеговика. Интересно, что же нам прислал снеговик! Что это? (внутри посылки контейнер со льдом и замороженными внутри кристаллами) – воспитатель даёт детям потрогать содержимое посылки, рассмотреть.
- Что же там как вы думаете?
- А тут ребята, еще карточки, посмотрите на них внимательно.
|
|
ЛЕД , ЛЕД
- Какой лёд по температуре ? (ответы детей - холодный,).
- Какой лёд по рельефу? (ответы детей - гладкий).
- А еще какой?
(ответы детей - прозрачный, холодный, твёрдый).
- Лёд – это твёрдое вещество. Всё, что нас окружает: вода, лужи, камни, деревья, игрушки и даже мы с вами, состоит из мельчайших частиц – молекул. Молекулы – это «маленькие человечки» (мч). Во льду и во всех твёрдых веществах «маленькие человечки» крепко держаться за руки. (показ картинок «мч» твёрдого вещества)
- Что получается, когда лёд тает? (ответы детей – вода).
- Верно, а в воде и во всех жидкостях, «маленькие человечки» ведут себя по другому, они стоят рядом, опустив руки.
- Это волшебные кристаллы, но они во льду.
Ребята, а как вы думаете, вода растопит лёд? (ответы детей)
- У нас есть вода, давайте проверим (на столах стоят заранее подготовленные ёмкости с тёплой водой).
- Откроем контейнеры и положим льдинку в воду (дети кладут в воду льдинки с кристаллами и наблюдают).
- Что происходит со льдом? Он тает? Быстро или медленно? (если медленно –почему, вспомните, как живут человечки в твёрдых и жидких веществах).
- Лёд растаял? Возьмите, ребята себе каждый по одному кристаллу, осушите их салфеткой.
- Покажите кристаллы, какие они красивые, яркие, сияют, переливаются – действительно волшебные! А сейчас спрячьте кристаллы в ладошку, опустите руки.
Рефлексия:
- Ребята, вспомните, из чего состоят все вещества? (из «Маленьких Человечек»).
Верно, а как «Маленькие Человечки» живут в твёрдых веществах, а в жидких? (ответы детей).
- Правильно, молодцы! Запомнили!
- Ребята, Вам понравилось сегодня заниматься, а что для вас было самым интересным? (ответы)
Сочиняли загадку, узнали о маленьких человечках,
Конечно, всем понравилось доставать кристаллы!
- Эти волшебные кристаллы исполняют желания, вы можете загадать любое желание и оно обязательно сбудется!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_konspekt_nod_starshaya_gruppa_snegovik.docx | 68.73 КБ |
snegovik.pptx | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект от 14.12.2020
Тема: «Зима» с элементами ТРИЗ для старшего дошкольного возраста
(старший дошкольный возраст)
Цель: создать условия для детей в познавательном развитии, активизация мыслительной деятельности дошкольника.
Задачи:
Образовательные: - систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях; сформировать представления о свойствах твёрдых и жидких веществ, переходе твёрдого вещества в жидкое (лёд-вода).
Развивающие: - развивать качества мышления: анализ, синтез (хорошо-плохо, сравнение, обобщение; развивать умение давать аргументированные ответы используя в речи разные типы предложений, развивать творческое воображение.
Воспитательные: - формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе разнообразной деятельности.
Методы и приёмы: наглядные - презентация к занятию, картинки с изображением «МЧ» в твёрдом и жидком состоянии, вопросники, признаки.
словесные - диалогическая беседа, поощрения.
практические - игра: «Хорошо-плохо», физкульминутка «Снеговик».
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация к занятию, картинки с изображением «МЧ» в твёрдом и жидком состоянии, замороженные льдинки с кристаллами разноцветными на каждого ребёнка (камушки для аквариума, 2 контейнеры с тёплой водой и холодной, бумажные салфетки на каждого ребёнка
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра «Мы ладошку к ладошке сложили».
Подойдите ко мне, встаньте в круг и поиграем
«Мы ладошку к ладошке сложили».
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили.
Будем слушать, отвечать и играть,
Чтобы умными, добрыми стать.
- Проходите, присаживайтесь на стульчики, садитесь поудобней. Ребята, посмотрите на экран и скажите, СЛАЙД 2 как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на занятии? (О зиме.)
- Правильно. Зима, это волшебное время года, которое дарит нам много красок, морозных и весёлых деньков, семейных праздников. И сегодня мы поговорим о красавице зиме, её особенностях. Вы готовы?
- Во всем, что нас окружает, есть хорошее и плохое.
Сейчас мы поиграем в игру: «Хорошо-плохо»
- Как вы думаете зимой хорошо или плохо? (ответы детей)
- Почему зимой хорошо? (ответы детей). Верно, зимой хорошо, потому что выйдя на улицу, можно вдохнуть зимний морозный воздух, пройтись по хрустящему снегу.
- Но, зимой, бывает и плохо! Когда мы говорим, что зимой плохо?
- Что может случиться на льду? (ответы детей)
- Конечно, зимой можно простудиться, поскользнуться, получить травму; но если вы будите осторожными, то с вами ничего не случится.
- В зиме есть что-то хорошее, что-то плохое. Но несмотря ни на что, зима прекрасное время года!
- А сейчас отгадайте загадку:
«С метлой в руке, с ведром на голове.
Стою зимой я на дворе»
Снеговик.
СЛАЙД 3
- Верно. Вот и наш друг снеговик – почтовик. Давайте на снеговика посмотрим через «Волшебный экран».
- Ребята, вспомните, а чем снеговик был раньше? (до того, как его слепили)- ответы детей (снегом).
- А как вы думаете, чем снеговик станет в будущем, например весной? – ответы детей (водой)
- Ребята, из каких частей состоит снеговик? – ответы детей.
- А где вы видели снеговика? – ответы детей.
- Снеговик является частью зимы, об этом нам говорит «Волшебный экран».
Составление загадки о зиме с опорой на графическую модель ТРИЗ.
СЛАЙД 4
- А снеговик принес нам вот такие картинки ( Мороженное, вода, лед, снег, ветер, белый заяц, мелок, белая машина) и просит сочинить загадку.
- Ребята, а хотите я вас научу составлять загадки. (ответ детей)
- Скажите, какая зима?
- Холодная.
- А что еще бывает холодное?
- Мороженое, вода, лед, ветер, снег.
- А еще какая зима?
- Белая.
- А что еще бывает белое?
- Заяц, мел, потолок, краска, машина.
По ходу обсуждения педагог заполняет таблицу:
СЛАЙД 5
Холодная
КАК
Мороженое, вода, лед, ветер, снег
Белая
НО НЕ
Заяц, потолок, краска, машина, мел
- Давайте, вместе проговорим еще раз. Педагог и дети проговаривают текст
«Холодная, как мороженое,
Белая, но не заяц».
СЛАЙД 6
- Про, что мы сочинили с вами загадку? (ЗИМА)
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
- Молодцы, ребята! Всё верно сказали, ничего не забыли. Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Снеговик», поскорее вкруг вставайте и за мною повторяйте (движения по тексту):
«Раз рука-два рука, лепим мы снеговика,
Мы большой скатаем ком – вооот такой,
А потом поменьше ком – вот такой,
А затем скатаем мы маленький комок,
Получился снеговик – очень милый почтовик».
- Ой, какие весёлые снеговики получились!
- Ребята, смотрите, что это? (воспитатель замечает в углу посылку) – ответы детей.
- Как вы думаете, от кого она? (ОТВЕТЫ – от снеговика)
- Действительно от снеговика. Интересно, что же нам прислал снеговик! Что это? (внутри посылки контейнер со льдом и замороженными внутри кристаллами) – воспитатель даёт детям потрогать содержимое посылки, рассмотреть.
- Что же там как вы думаете?
- А тут ребята, еще карточки, посмотрите на них внимательно.
ЛЕД , ЛЕД
- Какой лёд по температуре ? (ответы детей - холодный,).
- Какой лёд по рельефу? (ответы детей - гладкий).
- А еще какой?
(ответы детей - прозрачный, холодный, твёрдый).
- Лёд – это твёрдое вещество. Всё, что нас окружает: вода, лужи, камни, деревья, игрушки и даже мы с вами, состоит из мельчайших частиц – молекул. Молекулы – это «маленькие человечки» (мч). Во льду и во всех твёрдых веществах «маленькие человечки» крепко держаться за руки. (показ картинок «мч» твёрдого вещества)
- Что получается, когда лёд тает? (ответы детей – вода).
- Верно, а в воде и во всех жидкостях, «маленькие человечки» ведут себя по другому, они стоят рядом, опустив руки.
- Это волшебные кристаллы, но они во льду.
Ребята, а как вы думаете, вода растопит лёд? (ответы детей)
- У нас есть вода, давайте проверим (на столах стоят заранее подготовленные ёмкости с тёплой водой).
- Откроем контейнеры и положим льдинку в воду (дети кладут в воду льдинки с кристаллами и наблюдают).
- Что происходит со льдом? Он тает? Быстро или медленно? (если медленно –почему, вспомните, как живут человечки в твёрдых и жидких веществах).
- Лёд растаял? Возьмите, ребята себе каждый по одному кристаллу, осушите их салфеткой.
- Покажите кристаллы, какие они красивые, яркие, сияют, переливаются – действительно волшебные! А сейчас спрячьте кристаллы в ладошку, опустите руки.
Рефлексия:
- Ребята, вспомните, из чего состоят все вещества? (из «Маленьких Человечек»).
Верно, а как «Маленькие Человечки» живут в твёрдых веществах, а в жидких? (ответы детей).
- Правильно, молодцы! Запомнили!
- Ребята, Вам понравилось сегодня заниматься, а что для вас было самым интересным? (ответы)
Сочиняли загадку, узнали о маленьких человечках,
Конечно, всем понравилось доставать кристаллы!
- Эти волшебные кристаллы исполняют желания, вы можете загадать любое желание и оно обязательно сбудется!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НО НЕ КАК?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста.
Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения старших дошкольников....
Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей подготовительного дошкольного возраста.
Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения детей подготовительной группы....
Конспект по теме: «Встреча зимы» с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
Конспект с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возрастапо теме: «Встреча зимы». Цели: 1. Развивать у детей творческие навыки и умения.2. Активировать лексический материал п...
«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».
Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. Статья о том, как влияет на развитие связной речи дошкольников технология ТРИЗ и как правильно использовать ...
Конспект НОД «Зима» с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Активизация мыслительной деятельности дошкольника.Задачи:1. Развивать у детей творческие навыки и умения.2. Активировать лексический материал по теме «Зима».3. Развивать фразовую реч...
Картотека игр с элементами ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Сборник игр с элементами ТРИЗ....