Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительного возраста «Животный мир морей и океанов» с использованием ИКТ технологий
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бахвалова Наталья Владимировна

Конспект

НОД по познавательному развитию для детей подготовительного возраста

«Животный мир морей и океанов»

с использованием ИКТ технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно-эстетическому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга.

Конспект

НОД по познавательному развитию для детей подготовительного возраста

«Животный мир морей и океанов»

с использованием ИКТ технологий

воспитатель: Бахвалова Н.В.

Санкт – Петербург

2018 г.

Конспект познавательной НОД «Животный мир морей и океанов» (с использованием ИКТ)

1. Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

2. Задачи:

Образовательные: 

  • Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.
  • Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.

        Развивающие:

  • Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.
  • Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.
  • Развивать и стимулировать внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.
  • Воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно.

3. Индивидуальная работа:

  • Следить за речью детей, добиваться полных ответов.
  • Оказывать помощь при ответах на вопросы.

4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:

 Ноутбук, проектор, слайды.

5. Предварительная работа: 

Чтение произведений: А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», К.И.Чуковского «Айболит»,

Чтение книги «Что мы знаем о рыбах»
Отгадывание загадок по теме.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»
Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей.
Рассматривание картинок с изображением различных рыб; проводили беседы о среде их обитания.

Интеграция областей

Этапы деятельност-

ного подхода

Организация работы

Деятельность педагога

Примечания

1.ОО Познавательное развитие

ОО Речевое развитие

1.Введение в игровую ситуацию

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное послание. Посмотрите (показывает бутылку с письмом внутри). Здесь написано: «Детский сад №6». Детям подготовительной к школе группы «Почемучки». Как вы думаете, от кого может быть это послание?  Ну что ж, давайте достанем письмо и прочтем его. «Здравствуйте, ребята! Я – Нептун, великий царь всех морей и океанов приглашаю вас ознакомиться с подводным миром.» Отправляемся в путешествие.

Читаем письмо

Ответы детей

2.ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Физическое развитие

2.Актуализация опыта.

Люди придумали специальный подводный исследовательский корабль для изучения морских глубин. Это корабль называется батискаф. Он помогает разгадать многие неизведанные тайны морей и океанов. Посмотрите на экран. Слайд №2 Это батискаф. Ну что, готовы вы отправиться в морское путешествие? Все смелые и отважные? Тогда занимаем места в батискафе.  

В глубинах морей и океанов существует удивительный мир. Нельзя представить себе это мир без кораллов. Слайд №3 В подводном мире, как и на Земле, растут леса. И леса эти состоят из водорослей и кораллов. Коралловые полипы строят известковые домики. Домики срастаются, и на них нарастают новые полипы- получаются целые острова. Расцветку коралловые рифы имеют сказочную: ярко зеленую, оранжево-желтую, красную.

Кто живет в океане? 

Дети с воспитателем рассаживаются на стульчики перед экраном

Ответы детей

3. ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Физическое развитие

3.Открытие детьми новых способов действий и знаний.

На горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

 Кит! Слайд №4

Почему его сравнили в загадке с островом? (Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.)

А что это за «пальма водяная» у него на спине? Откуда этот фонтан?

(Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе?

Кит -   самое крупное животное в мире. Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Кит – это рыба или нет?

Киты -   не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

Дельфин! Слайд №5

 Что вы знаете о дельфинах?

Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)

Физкультминутка

Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду!  Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты!

 А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Поплавали и опять в путь. На корабль!

        Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

Акула. Слайд №6

 Что вам известно об акулах?

Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

 Краб. Слайд №7

Что вы можете сказать об этом животном?

Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

 Осьминог. Слайд №8

Как вы думаете, почему его назвали осьминогом?

Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога -  присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).

 А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог  - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физкультминутка

Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:

Я сам себя не узнаю:

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

Черепаха. Слайд №9

Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).

Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно.  Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

Конек. Слайд №10

Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Медуза. Слайд №11

Что вы можете сказать о медузе?

Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

Дети отгадывают загадку

Ответы детей

Ответы детей

Дети отгадывают загадку

Ответы детей

Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»

Дети изображают «дельфинов»

Дети отгадывают загадку

Ответы детей

Дети отгадывают загадку

Ответы детей

Дети отгадывают загадку

Ответы детей

Дети изображают «осьминога»

Дети отгадывают загадку

Ответы детей

Дети отгадывают загадку

Ответы детей

Дети отгадывают загадку

Ответы детей

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Социально-коммуникативное развитие

4.Включение нового материала.

Игра «Четвёртый лишний»

Слайд №12

Скат, водоросли, акула, морской конёк

Слайд №13

Щука, акула, осьминог, дельфин.

Игра «Составь слово».

Слова «размыло морской водой» и остались только слоги. Слайд №14

 ДУ-ЗА-МЕ — медуза

КУ-А-ЛА — акула

БА-РЫ — рыба

ФИН-ДЕЛЬ — дельфин

ПА-ЧЕ-РЕ-ХА — черепаха

Игра «Какое слово не подходит?»

Слайд №15

кит, китовый, кот, китёнок;

дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;

рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;

море, морской, моряк, марка, приморский; 

Игра «Отгадай, какое слово задумано» Слайд №16-22

Слова: скат, акула, черепаха, краб.

 

Ребёнок запоминает слова, повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.

Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.

Дети определяют лишнее слово и объясняют свой выбор

Воспитатель   называет   первый   и   последний   звук   в слове, а дети   отгадывают,   какое   слово   задумано

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Социально-коммуникативное развитие

ОО Художественно-эстетическое

5.Осмысление содержания ситуации (рефлексия)

Ну вот, ребята, подошла к концу наша прогулка по морскому дну. Пора возвращаться домой. Занимаем места в батискафе. Снимаем водолазные костюмы. Все готовы к подъему на поверхность океана? Замечательно! Можете закрыть глаза, расслабиться и вспомнить, с какими морскими обитателями мы встретились во время путешествия. 

Подъем успешно завершен, выходим из батискафа, вот мы и в нашей группе. Ребята, как вы ощутили себя в подводном мире? Что нового узнали о морских обитателях?

Звучит спокойная музыка

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: «Море в опасности»

Цель НОД: Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать, что такое нефть, познакомить с его свойствами. Вызвать интерес детей к проблеме экологического криз...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста «Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ технологий

КонспектНОД по познавательному развитию для детей среднего возраста«Блокада Ленинграда»с использованием ИКТ технологий...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Первобытные люди» с использованием ИКТ-технологий

Цель: Формировать у старших дошкольников представлений о возникновении и истории экономики в цивилизации человечества.Задачи:1.ОбразовательныеПознакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного ч...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий "В гости к Незнайки"

Цель:формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.Задачи:учить беречь свое здоровье и заботиться о нем;продолжать прививать культурно-гигиенические навы...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема «Обитатели морей и океанов»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы  Тема «Обитатели морей и океанов»Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обита...

Конспект занятия по познавательному развитию №23 в подготовительной группе Тема: «По морю, по океану…»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе  «По морю, по океану…»...