ФЦКМ занятие для старшей группы - "В лес за грибами и ягодами"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

ФЦКМ. Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_starshey_gruppy.docx54.83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для старшей группы  с  использованием ИКТ

                                 «В лес за грибами и ягодами»

Цель:

  1. расширять представления детей о лесных грибах и ягодах;
  2. продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;
  3. учить быть осторожными с неизвестными грибами и ягодами;
  4. воспитывать бережное отношение к природе;
  5. способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Материал: слайды; варенье (малиновое, земляничное, черничное) в блюдцах; разовые ложки по количеству детей.

       

                                             Ход занятия.

                                                   

Воспитатель: Ребята  сегодня я хочу пригласить вас  в лес за грибами и ягодами.

- Ну что согласны? (Да)

- Что возьмем с собой?  (Корзинку)

- А  что еще возьмем с собой? (Ножик, чтобы срезать грибы) Правильно.

- Я предлагаю поехать в лес на поезде.

Представьте, что к платформе подали поезд с очень маленькими вагонами. В каждом может ехать только один человек.

- Сколько вагонов должно быть в поезде? (Столько же, сколько детей)

- Садимся в поезд. (Его можно сделать из стульев)

- Кто едет в первом вагоне? Кто в последнем? Кто после Алеши? А перед Машей? Между Сережей и Ирой?

- Отправляться в лес надо очень рано. Говорят: «Кто рано встает, тот гриб берет, а сонливым да ленивым идет после за крапивой» («Крепко поспал – гриба не видал»)

- Приехали. Входим в лес.

Появляется  на мультимедийной доске картинка осеннего леса

- Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.

Дети ходят по группе, изображая сбор грибов.

- Вот возле березы стоит грибок .

Появляется  на мультимедийной доске картинка подберезовика

Я родился в день дождливый

Под березой молодой

Круглый,  гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой.

- Что за гриб? (Подберезовик) Как вы догадались?  (Ответы детей)

- А вот недалеко еще один (Появляется  на мультимедийной доске картинка белого гриба)

- Наверное, тоже подберезовик? Посмотрите.

Стоял на крепкой ножке,

 Теперь лежит в лукошке.

- Что за гриб? (Белый гриб)

- Давайте сравним белый гриб и подберезовик.

- Чем они похожи? (Ответы детей)

- Чем отличаются? (Ответы детей)

- А почему его называли белым, ведь шляпка – то коричневая? (Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть, что мякоть у этого гриба белая.)

- Идем дальше. Смотрите какие интересные грибы торчат из травы, как яркие желтые пуговицы. (Появляется  на мультимедийной доске картинка лисичек)

- Что это за грибы? (Люди назвали их лисичками.)

- Как вы думаете почему?

- Посмотрите, сколько грибов в нашем лукошке? Назовите их. Давайте еще побродим по лесу, может быть, найдем еще грибы.

 (Появляется  на мультимедийной доске картинка мухомора)

- Вот стоит красавец! Вы знаете этот гриб? Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому –то другому.

- Идем дальше. (Появляется  на мультимедийной доске картинка сыроежек)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай не мешкай!

Это … (сыроежки)

- Шляпки сыроежек бывают всех цветов радуги. Они как цветы, рассыпаны по всему лесу. А название грибов обманчивое. Ни в коем случае их нельзя есть сырыми!

- Устали мы, гуляя по лесу. Давайте сядем, отдохнем и вспомним главное правило грибников!

(Собирать можно только известные  съедобные грибы!)

- И еще запомните:

Ядовитые грибы обходим стороной, не топчем их.

Собирая грибы, срезаем их ножом.

- А что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные)

- Вот какие подарки приготовил нам лес!

Физминутка

Мы с лесной поляны вышли,

Поднимаем ноги выше –

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас мы сядем, отдохнем,

А потом опять пойдем.

 - Что еще дарит нам лес? (Ягоды)

-  Отгадайте что это за ягода?

Я капелька лета на тоненькой ножке.

 Плетут для меня кузовки и лукошки.

 Кто любит меня, тот и рад поклониться.

 А имя дала мне родная землица (земляника)

Появляется  на мультимедийной доске картинка земляники

- Весной на кустах земляники появляются белые цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянках, тени не любит. Ягоды на солнце краснеют, поспевают. Это бывает летом.

- А можно есть зеленые ягоды? (Нет ) Почему? (Можно отравиться)

- Послушайте, а про какую ягоду эта загадка.

Бусы красные висят,

 Из кустов на нас глядят.

 Очень любят бусы эти

 Дети, пчёлы и медведи. (Малина)

- А когда поспевает малина? (Летом)

Появляется  на мультимедийной доске картинка малины

- Послушайте, а про какую ягоду эта загадка.

Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила.

(Черника)

Появляется  на мультимедийной доске картинка с черникой

- Как вы думаете почему эту ягоду так назвали?

- Ребята  ягоды надо собирать очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год их не будет.

- И еще запомните. Ягоды никогда не собирайте все до одной – оставьте часть зверям и птицам. Которые тоже ищут корм в природе.

-Что можно приготовить из ягод?  (Варенье, компот)

- Как называется варенье из земляники? (Земляничное)

- А из черники, малины? (Ответы детей)

                         Д/игра «Узнай на вкус»

Детям предлагается по вкусу определить и назвать варенье.

- Ну что устали? Но уже нам надо отправляться опять в детский сад.

- Давайте закроем глазки повернемся вокруг себя. Вот мы и опять в нашем садике.

        

Тема: «Путешествие за грибами в осенний лес»

Направление: «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество

Старшая группа

Виды детской деятельности: 

игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.

Программные задачи: 

  1. учить видеть красоту осеннего пейзажа;
  2. уточнить и закрепить правила поведения в лесу;
  3. закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах,
  4. уточнить представления об особенностях внешнего вида и роста грибов;
  5. познакомить с правилами сбора грибов;
  6. воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  7. обогащать и активизировать словарь детей;
  8. закреплять умение согласовывать движения с текстом песни, выполнять движения ритмично, петь выразительно;
  9. закреплять умение в рисунках передавать характерные особенности окраски грибов.

Предварительная работа: 

беседа об осенних приметах («Гром в сентябре – тёплая осень», «Октябрьский гром – к белоснежной зиме», «В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало–сухая»), заучивание стихотворений (А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А.К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»), беседа о грибах, о правилах поведения в лесу, разучивание песни «Корзиночки» (музыка и слова Г.Ф.Вихаревой).

Материал и оборудование:

ширма, украшенная осенним пейзажем центральная стена, картинки съедобных грибов (белый, подосиновик, опята, лисички), несъедобных (желчный гриб, ложные опята и лисички); для дидактической игры – грибы съедобные и несъедобные; для изодеятельности – силуэты грибов, краски; костюм Осени.

Словарная работа:

грибница, на изломе, назойливый.

Содержание непосредственно образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Воспитатель:

– Дети, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес, чтобы ещё раз полюбоваться его красотой. (Звучит тихая музыка «Времена года» А. Вивальди).

– Скажите, какой лес осенью? (Красивый, разноцветный, нарядный, расписной, волшебный и т.д.).

– Как поэты России описывают красоту осенней природы? (Чтение детьми стихов про осень).

– Какие народные приметы об осени вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: 

– А теперь мы с вами отправляемся на прогулку в осенний лес (дети подходят к центральной стене, украшенной осенним пейзажем).

– Вот мы с вами и в лесу. Давайте вспомним, какие существуют правила поведения в лесу.

Воспитатель:

Когда в лесу гуляешь,

Бегай, прыгай и играй,

Но никогда не забывай…

1 ребёнок:

В лесу нельзя шуметь.

Чтоб зверей нам не пугать,

Надо тихо здесь играть

2 ребёнок:

Ветки деревьев не ломай,

Цветы в букет не собирай.

Помни – ты лишь гость в лесу,

Сохраняй его красу!

– Дети, давайте полюбуемся красотой осеннего леса! (звучит музыка – из-за ширмы появляется Осень (взрослый в костюме Осени).

Осень:

– Здравствуйте, дети! А что вы делаете в моём осеннем лесу?

Воспитатель:

– Мы пришли за грибами.

Осень:

– Я случайно услышала, как вы рассказывали о правилах поведения в лесу, вы молодцы, всё правильно сказали, и я рада видеть вас у себя в гостях. Грибов в моём лесу много, но чтобы их собирать, о них нужно многое знать. Что вы знаете о грибах?

Воспитатель:

– Ребята, давайте расскажем Осени, что мы знаем о грибах.

– На какие две группы делятся все грибы? (съедобные и не съедобные).

– Какие съедобные грибы вы знаете?

Осень:

– Совершенно верно, молодцы.

– Расскажите, как выглядит белый гриб (шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки как губка – губчатый, у молодого гриба – белого цвета, у зрелого – желтоватого с зеленоватым оттенком. Ножка толстая. А сам гриб на изломе белый).

– Как ещё называют белый гриб? (Боровик).

– Где чаще всего можно встретить белый гриб? (В лиственных и хвойных лесах, чаще всего рядом с елью, берёзой и дубом).

– А как называется этот гриб? (показ картинки – подосиновик).

– Расскажите о нём (шляпка у подосиновика красная, желтоватая или бурая, ножка серая с чёрными чешуйками).

– Где растёт подосиновик? (Подосиновик с красной шляпкой растёт в осиновых рощах, с жёлтой или бурой шляпкой – среди берёз и сосен).

– Как называются эти грибы? (Лисички).

– Расскажите о них (Лисичка имеет ярко-жёлтый цвет, по форме напоминает перевёрнутый зонтик).

– Где растёт лисичка? (В хвойных и смешанных лесах, растут они большими группами).

– Расскажите, как называются эти грибы? (Опята).

– Опишите их. (Шляпка опёнка сначала выпуклая, позднее плоская с бугорком посередине, буроватая, с мелкими чешуйками, ножка тонкая, длинная, сверху светлая, внизу коричневато-бурая, с белым кольцом).

– Где растут опята? (На пнях и на живых деревьях, чаще всего на сухих берёзах и старых пнях, растут опята большими группами).

Осень:

– Молодцы, вы многое знаете о грибах, а ещё очень важно знать, что многие съедобные грибы имеют ядовитых двойников. К примеру, у белого гриба –  желчный гриб, у лисичек – ложные лисички, у опят – ложные опята (показ картинок).

Воспитатель:

– Да, Осень, дети знают эти ядовитые грибы.

– Какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка).

– Правильно, самый опасный из ядовитых  грибов – бледная поганка.

– Как выглядит бледная поганка? (Шляпка у неё в центре как шар, по краям плоская шелковистая, бледно – зеленого или серо-зеленого цвета, ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху. Растет она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных).

– Ну, а мухомор, Осень, ни с чем не спутаешь. Кто расскажет, как выглядит мухомор? (Шляпка у него ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо как будто юбочка).

Осень:

– Дети, а вы знаете мухомор – гриб не такой простой. Людям его есть нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Могут полакомиться мухомором сороки и белки. А лоси проглатывают его целиком, так как мухомор для лосей лекарство.

– Что вы сделаете, если встретите мухомор в лесу? (Нужно пройти мимо).

– Правильно нужно помнить о лесных жителях.

Осень:

– Существуют очень важные правила сбора грибов: незнакомых грибов не брать и даже не трогать их руками.

– Грибы надо аккуратно срезать ножом, чтобы не повредить корешки, которые у грибов называются грибницей. (Демонстрация рисунка, на котором изображено строение гриба).

Воспитатель:

– Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не трогает. Настоящему грибнику лес радуется как другу, и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем забывать об этом.

  1. Дидактическая игра «Съедобные – несъедобные»

Осень:

– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, чтобы проверить, как хорошо вы знаете грибы.

(Грибы разложены на полу).

– Дети, выберите съедобные грибы и сложите их в корзину.

– А почему вы не взяли грибы, оставшиеся на поляне? (Эти грибы несъедобные).

– Скажите, какие грибы вы положили в корзину? (Дети называют).

Осень:

Осень чудная пора,

Её любит детвора.

Мы корзиночки возьмём

И грибочков наберём.

  1. Музыкальная пауза. («Корзиночки» музыка и слова Г. Вихаревой)

Осень:

– Давайте все вместе споём песню «Корзиночки».

Бывает осень грустная, (поют, стоя в кругу)

С назойливым дождём, (держат корзинки обеими руками)

Бывает и весёлая,

Когда мы в лес идём.

Припев:

Корзиночки, корзиночки (выполняют «пружинку»)

В руках у всех ребят, (слегка вытянув руки…)

Грибочками наполнить их, (…с корзинками вперёд)

Конечно, все хотят.

Проигрыш (кружатся).

У каждого грибочек свой, (поют, двигаясь врассыпную)

И вот мы разбрелись.

«Ау, Ау! Грибочек мой, (останавливаются)

Пожалуйста, найдись!»

Припев

(На каждую строку припева наклоняются, «берут гриб», кладут в корзину).

Проигрыш (кружатся).

Довольные, счастливые, (идут по кругу, держа…)

Из леса мы идём (…корзинки на вытянутых…)

И полные корзиночки (…руках)

Красавчиков несём!

Припев (выполняют «пружинку»).

Проигрыш (кружатся).

Осень:

– Спасибо вам, ребята, я была рада встретиться с вами. До свидания!

Воспитатель:

– Мы с вами отдохнули, а теперь нарисуем грибы, чтобы показать их нашим родителям. (Дети выбирают силуэты грибов, раскрашивают их шляпки в зависимости от вида гриба. Проводится индивидуальная работа: «Какой у тебя гриб? Какого цвета шляпка?»).

  1. Рефлексия

– О чём мы беседовали?

– Что нового вы узнали о грибах?

– В какую игру играли?

– Что мы рисовали?

Конспект занятия в старшей группе

по формированию целостной картины мира

на тему: «Хлеб – всему голова»

Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу.

Задачи:Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.

Оснащение: демонстрационный материал: «Хлеб – всему голова», мука, пшеница, хлеб, булочки, печенье, зерно, тесто, кекс.

Форма проведения: Открытое занятие.

Возрастная категория: 5-6 лет.

Ход занятия

1. Организационный момент:

- Добрый день! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.

2. Сообщение темы:

А вот о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

- Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе, наше занятие называется:

«Хлеб – всему голова».

3. Актуализация опорных знаний:

А почему говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей)

Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера? (плов, салат, хлеб, чай). А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб)

Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на нашем столе.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Ответы детей)

Цели полагания:

- Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии? (Ответы детей)

- Запомните свои желания, а в конце занятия мне скажите, - всё ли мы выполнили.

Дети, у меня для вас сюрприз. (Вношу поднос с хлебом накрытый салфеткой).

Как вы думаете, что у меня на подносе? (Ответы детей) А как одним словом мы можем назвать эти изделия?

- Не знаете? Они называются хлебобулочные изделия, повторите все вместе.

Назовите хлебобулочные изделия, которые вы видите. (батон, баранка, буханка, каравай, булочка,, пирожок, лаваш, сухари) Вот как много хлебобулочных изделий!

Ребята, а как к ним нужно относиться? К хлебу нужно относиться бережно.

- Ребята, а хлебобулочные изделия одинаковой формы? (Ответы детей)

Я, предлагаю вам подойти по одному к столу, взять любое хлебобулочное изделие: назвать его и сказать какой оно формы. (Например: хлеб прямоугольной формы).

Умники, вы у меня.

А теперь, я предлагаю вам встать в круг.

Дидактическая игра: «Какой он наш хлеб. (Подбор определений к существительному)

Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).

(дети становятся в круг и передают хлеб, при этом называют какой он)

Молодцы, садитесь, да конечно, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный.

Ребята, а кто знает, как к нам на стол попадает хлеб? (Ответы детей)

4. Приобретение новых знаний

Конечно, же, его покупают в магазине.

- А, как хлеб попал в магазин? Скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

-Хлеб пекут из муки.

- А, из чего её получают? (Ответы детей)

Правильно. Из зёрен. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить зерно, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.

Ребята, так кто такие хлеборобы? (Ответы детей)

Хлеборобы – это люди, которые выращивают хлеб.

Наступила весна, снег сошел.

Какие машины выходят на поля? Кто ведет эти машины? (Ответы детей)

- У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.

Какими семенами засеивают поля? Ребята, посмотрите что у меня есть! Кто знает, что это за зернышко? (пшеница, кукуруза, ячмень)

Посмотрите на картинку: хлеборобы засевают зёрна в землю.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Быстро прорастают семена, тянутся зелеными стебельками к солнышку.

Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами.

Вот и созрело наше зерно и превратилось в? (Ответы детей) (картинка «Хлебное поле»)

После того, как колосья вырастут, их убирают с помощью специальных машин. Как они называются?

(картинка «Комбайн») (Ответы детей)

После этого зерна везут на мельницу, (картинка «Мельница») чтобы перемолоть их в муку.

Игра: «Мельница»

А теперь давайте немного поиграем. Встаньте все в круг.

Мели, мели мельница!

Зёрнышки вертятся!

Мели, мели, мельница

Зёрна в муку превращай

И в мешок собирай.

Хорошо мы поработали! Полный мешок муки набрали.

Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь.

- Да, рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая.

После муку с мельницы отправляют в пекарню. Что делает пекарь?

Пекарь из муки делает тесто и печёт хлебобулочные изделия. В пекарне стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины вымешивают тесто для хлебобулочных изделий.

Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает

хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

Практическая работа с тестом.

-Ребята, я принесла вам тесто с пекарни

- А вот теперь я раздам каждому по кусочку теста, а вы сделаете из него шарики и поместите их в форму для кекса.

(дети работают с тестом)

-Молодцы, какие ровные и красивые у вас получились шарики. Мы их сейчас отдадим на кухню нашему повару, она нам испечёт кекс.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно относиться к нему, ведь он – богатство нашей Родины. А, сколько много людей работает, чтобы хлеб оказался у нас на столе!

Сюрпризный момент.

- А вот и кекс наш уже и готов, да какой красивый, румяный, он получился. После занятия вы кекс, который сами сделали и попробуете.

5. Заключительная часть

Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие.

Что нового вы узнали сегодня на занятии? А вспомните, что вы хотели узнать и чем занимались на занятии? Мы всё выполнили?

6. Итог. Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста

Тема: «Фруктовый сад»

Цель: закрепление знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях.

Интеграция областей: Познание, коммуникация,  безопасность, здоровье, физическая культура, художественное творчество.

 Задачи:

- Расширить и уточнить знания детей о фруктовых деревьях, уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов. 

- Упражнять детей в образовании имен прилагательных.
- Совершенствовать навыки вырезания одинаковых силуэтов из сложенной гармошкой бумаги.
- Развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор.

- Закрепить  у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.
- Воспитывать любознательность.                                                                      

Словарь: косточковые, семечковые.

Предварительная работа: дидактические игры «Овощи, фрукты», «Кто, чем работает».
Оборудование: Муляжи фруктов, фишки цветные, конверты по цвету фишек (с разрезными картинками внутри), фруктовые косточки и семечки, лупы, картинки с изображением этапов роста дерева, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей, салфетки.

Ход совместной деятельности

Воспитатель предлагает взять детям по одной фишки.  Каждый ребенок находит себе пару по цвету фишки.

Воспитатель: У меня на подносе  для вас лежат конверты разного цвета.  Как вы думаете, какой конверт кому достанется?

Ответы детей: Каждая пара возьмёт конверт по цвету фишки.

Воспитатель: Правильно. Разбирайте конверты и посмотрите что в них.

В конвертах лежат разрезные картинки. Дети по парам собирают их.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. Расскажите, у кого что изображено.

 Ответы детей: Фрукты;  фруктовый сад; человек, работающий в саду; магазин «Овощи и фрукты», разные соки.

Воспитатель: Как вы считаете, что общего у всех этих картинок?

Ответы детей: На всех картинках есть фрукты.

Воспитатель: Правильно. Ребята у вас есть картинка- человек, работающий в саду. Как называется этот человек? И в чем заключается его работа?

Ответы детей: Это садовник. Он выращивает фрукты и ухаживает за садом.

Появляется садовник.

Садовник: Я слышу, что кто-то обо мне говорит. Здравствуйте ребята.

Воспитатель: Как хорошо, что вы к нам в гости пришли. Расскажите как вы выращиваете фрукты?

Садовник: Фруктовые деревья в саду требуют много внимания и заботы. Вокруг дерева вскапывают землю, защищают деревья от паразитов, подрезают ветви, чтобы плоды были более крупными.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Дети расставляют картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами)

Садовник: Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.

- Посмотрите на свои картинки, и проверьте сами, правильно ли вы их расставили?  (дети  сами проверяют правильность выполненной работы)

Садовник: Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения.
Но в некоторых плодах есть только одно семя. Оно крупное и покрыто прочной оболочкой. Его называют косточкой. А все фрукты с косточкой называют косточковыми.
Косточковые фрукты — это персик, абрикос, слива.

А есть фрукты, внутри которых находится несколько семян. Они небольшого размера и не очень твердые. Такие фрукты называют семечковыми.
Семечковые фрукты — это яблоки, груши, айва.
Взгляните на семечки и косточки, можете рассмотреть их с помощью лупы.

(Дети рассматривают косточки и семена и выделяют их отличие)

Садовник: Ребята, предлагаю вам побыть сейчас садовниками...

Физминутка «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли,               Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали.                  «Выкапывают»  яму и «сажают» в нее куст.

Починили мы забор,                     «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор:                     «Грозят» указательным пальчиком правой

— Ты скажи, садовник наш,            руки,  затем левой.

Что ты нам в награду дашь?

-  Дам в награду слив лиловых,                Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

Воспитатель: 

Дети здоровыми растут,

Если фрукты жуют,

Потому что фрукты -

Лучшие продукты.

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из них вкуснее,

Кто из них нужнее.

Чтобы быть здоровыми,

Ешьте дары садовые!

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

Воспитатель:- Ребята а вы знаете, что можно приготовить из фруктов?

Ответы детей: Из фруктов делают напитки - сок, компот, лимонад.               Из фруктов делают начинку для тортов, пирогов, пирожных.                        Еще можно приготовить фруктовый салат, фруктовый йогурт, фруктовое желе, мороженое.

В магазинах можно купить конфеты с фруктовой начинкой, фруктовый мармелад.

Воспитатель:  Ваши бабушки и мамы наверное умеют варить варенье их фруктов. А как называется варенье из разных фруктов, мы сейчас выясним.

Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»

Из яблок варят … какое варенье? Яблочное.

Из слив варят … какое варенье? Сливовое.

Из груш варят … какое варенье? Грушевое.

Из айвы варят … какое варенье? Айвовое.

Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.

Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.

Садовник: Ребята, может, мы соберем свой урожай? (дети  согласны)                                 Воспитатель: Посмотрите, что для вас приготовлено на столах. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?                                                          Ответы детей: Аппликация.

Садовник: Правильно, но аппликация у нас будет не простая. Сегодня мы сделаем объемные фрукты. А вот какие, сейчас узнаем.

В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, 
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.(Груша)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.(Яблоко)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики —

Из далёкой Африки. (Апельсин)

Дети рассматривают муляжи и сами выбирают какой фрукт будут делать. Но перед началом работы все вспоминают правила работы с ножницами.

Воспитатель объясняет ход работы: Каждому ребенку нужно будет взять полоску бумаги цвета выбранного фрукта и сложить ее втрое гармошкой. Затем наметить карандашом контур и вырезать фрукт или овощ по линии. Получится три одинаковых силуэта. Каждую деталь нужно сложить пополам, нанести клей на одну из половинок. Нужно склеить две половинки разных деталей так, чтобы вторые половинки остались свободными. Потом нужно нанести клей на половинки, оставшиеся свободными, и так же вклеить третий силуэт. Получится объемный фрукт.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Садовник: Какие красивые фрукты мы сделали. Давайте соберем наш урожай в корзину.  Ну, вот пришла пора прощаться. До свидание ребята!

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы узнали много интересного  о фруктах и фруктовых деревьях.                                                                                                          

  - А сейчас предлагаю вам полакомиться фруктовым соком.

Проводится дегустация фруктового сока.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

ТЕМА «ОВОШИ. ОГОРОД»

(старшая группа)

Цели:

  • Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды

растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).

  • Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических

связях между неживой и живой природой.

  • Уточнить представления о многообразии овощей.
  • Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат

обобщения в развернутом речевом суждении.

  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Материал:

  • Поднос с овощами.
  • Карточки для раскрытия стадий и условий роста растений.
  • Два обруча (зеленый и черный), набор овощей (морковь, свекла, лук, петрушка,

огурец, капуста, горох, помидор, картофель, репа) для фланелеграфа.

  • Предметные картинки «Овощи».

Ход занятия

Воспитатель. Дети, скажите, что лежит на подносе? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор).

Воспитатель. Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей - это овощи).

Воспитатель. Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зелёные огурчики, сочные красные помидоры - овощи. Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель. Верно! Свёкла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, укроп и петрушка - овощи.

(Воспитатель по мере называния овощей выставляет их на демонстрационную доску).

Воспитатель. Овощи - это плоды растения, его часть. Овощей много и все разные. Давайте найдём с вами признаки различия овощей.

(Дети рассматривают овощи и делают заключения о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность).

Воспитатель. Где растут овощи? (Ответы детей). Да, овощи растут на огороде, в поле, на садовом участке, некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице.

(В процессе беседы воспитатель выставляет на демонстрационную доску карточки для раскрытия стадий и условий роста растений).

Воспитатель. А кто выращивает овощи? (Ответы детей). Верно, дети, человек сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай овощей. Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно! Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используют на корм скоту. Кролики, например, любят морковь, капусту. А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).

Воспитатель.

  • Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
  • Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.
  • Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
  • Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
  • Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.
  • А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.

Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).

Воспитатель. Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.

А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей - да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений. Xopoшee время года - осень. В огороде поспели овощи. Давайте их соберем.

Физкультурная минутка «Убираем урожай»

Собирайся народ,

Взрослые и дети!

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Выходи на огород,

Пока солнце светит.

(Идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)

Дергай свёклу,

Чтобы не засохла,

(«Таскают»)

Капусту срезай,

(«Срезают»)

Картошку копай -

(«Копают»)

Собирай урожай!

(Встают лицом в круг, выполняют наклоны).

Воспитатель. А сейчас, дети, расскажите всё, что узнали об овощах.

(Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационную доску, где выставлены карточки, на которых изображены «ответы» на вопросы).

  • Где растут овощи? (Карточки 1-2).
  • Кто и с помощью какого инвентаря ухаживает за овощами? (Карточки 3-7).
  • Для чего человеку нужны овощи? (Карточка 8).
  • В каком виде едят овощи? (Карточки 9-10).
  • Кто, кроме человека помогает овощам? (Карточки 11-19).

(Дети рассказывают об овощах по цепочке)

Воспитатель. Молодцы! А теперь, дети, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.

Овощи - основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и моркови, колечки лука, листья петрушки и укропа.

Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи богаты витаминами, необходимыми человеку.

Лук, чеснок, редька, баклажан, перец обладают целебными свойствами и способны излечивать болезни.

Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).

Воспитатель. Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки».

Воспитатель. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.

(Воспитатель показывает овощ и спрашивает, в какой обруч его поместить. Ребенок называет нужный обруч, объясняет, почему этот овощ нужно положить именно сюда. После того, как все овощи разложены по обручам, воспитатель обращает внимание детей на область пересечения обручей)

Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему я положила эти овощи сюда? (Ответы детей). Верно, есть овощи, у которых в пищу идут вершки и корешки. Назовите их (ответы детей - это лук, петрушка, свёкла). Кто назовёт овощи, у которых используются только вершки? (Ответы детей — помидор, огурец, горох, капуста). А кто назовёт овощи, у которых можно есть только корешки? (Ответы детей — морковь, репа, картофель).

В конце занятия дети вспоминают все, о чем говорили на занятии.

Литература:

  • Шорыгина Т.А. «Овощи. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и

родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  • Целищева И., Большакова М. «Обучение математике при ознакомлении с природой». - Дошкольное воспитание № 7'99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "В лес за грибами и ягодами" с использованием ИКТ

Занятие для старшей группы с использованием ИКТ «В лес за грибами и ягодами». На занятии дети продолжают знакомиться с лесными грибами и ягодами; их внешним видом и местом произростания....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "В лес по грибы и ягоды"

Сценарий образовательной ситуации "В лес по грибы и ягоды" с использованием интерактивной доски Smart Touch...

Конспект НОД по окружающему миру для старшей группы «В лес за грибами и ягодами».

Создать условия для расширения знаний детей о лесных грибах и ягодах...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема «Ягоды и грибы»

В документе представлен конспект фронтального занятия в старшей группе детского сада. На тему "Ягоды и грибы"....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «В лес за грибами и ягодами».

Цель: Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи: Расширить представления детей о лесных грибах и ягодах.Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и с местами их...

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы Тема: «В царстве грибов и ягод»

Цель: расширить знания детей о грибах и ягодах лесов средней полосы России.О.О. «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуни...