Экологическое воспитание дошкольников через «погружение в профессию»
консультация по окружающему миру

Мыскова Татьяна Николаевна

Знакомство с профессиями флориста, библиотекаря, ветеринара, биолога, ихтиолога, орнитолога, эколога, дворника, воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников через «погружение в профессию»

Мыскова Татьяна Николаевна

МБДОУ «Детский сад №27»,ЗАТО Северск, Томская область

         В настоящее время экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребёнка.

          Важным показателем экологической воспитанности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное отношение к природе.

        Наш детский сад разработал программу по ранней профессиональной ориентации детей «Калейдоскоп профессий», где одним из приоритетных направлений является экологическое.  Основной формой работы  стали «погружение в профессию», экскурсии и походы. В эту работу включены не только дети, но и родители. В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно – исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

      Одной их продуктивных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых, является экскурсия на предприятия. При тематическом планировании были выбраны экскурсии с экологической направленностью. Это посещение цветочного  салона и знакомства с профессией флорист.  Флорист – это человек, который занимается не только составлением, оформлением букетов из живых цветов, но и украшением помещений, витрин, интерьеров засушенными листьями, оригинальными ветками кустарников и деревьев, цветами, ягодами, мхом. Посещение цветочного салона позволило детям получить конкретные впечатления и знания о профессии флориста. Ребята попробовали себя в данной роли и составили очаровательные букеты.

           Ещё одна экскурсия с экологической направленностью – посещение библиотеки и знакомство с профессией библиотекарь. Библиотекарь – это хранитель книг. Библиотекари сотрудничают с комитетом по охране природы и проводят в своих стенах «недели экологических знаний», экологические беседы, викторины, выставки, акции, где в увлекательной форме дают информацию об экологии, о правилах поведения и технике безопасности на природе, рассказывают интересные факты из жизни животных и растений.

    Одна из интересных экскурсий   - экскурсия в зоопарк. Ребята узнали, что в зоопарке наблюдают   за повадками и образом жизни животных учёные – зоологи.  Ухаживают  за зверями, убирают клетки и вольеры, моют питомцев, приносят корм и воду – служители зоопарка.   За   здоровьем животных следят ветеринары.  Биологи     - изучают природные сообщества, экосистемы. Ихтиологи – изучают рыб, а орнитологи – птиц.    Экологи – изучают взаимоотношение живых организмов между собой и с окружающей средой. Считаю, что подобные встречи детей с животными очень полезны, т.к. они воспитывают в них любовь ко всему живому, заботу о братьях наших меньших, расширяют знания о редких и малоизвестных профессиях.

    В рамках проекта «Кем быть» мы побывали на экскурсии в ЖЭКе. В ходе экскурсии ребята узнали, представители каких профессий здесь работают и какие рабочие функции они выполняют.  Дворник - это экологическая профессия, связанная с поддержанием чистоты и порядка во дворе и на улице города.  Ребята задумались о трудной и важной профессии, сделали вывод, что мусор, где попало бросать нельзя, для этого установлены контейнеры и мусорные урны.  На помощь дворникам приходят трактористы. Они работают с прицепами, куда грузят мусор, листву, ветки, снег и вывозят всё в специально отведённое место.

     Ещё одна увлекательная форма при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых с экологической направленностью является туристический поход.  Туристический поход – это одна из активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. В непринуждённой обстановке родители в игровой форме здесь могут провести познавательные беседы о своих профессиях. Так, например, одна мама рассказала о своей профессии воспитателя.  Она, переодевшись Доктором Чистотелом, поиграла с детьми. Поставив перед  ребятами проблемную ситуацию, что делать, если в походе случилась неприятность – царапина, ушиб или укус,  какого – либо насекомого, а врача рядом нет, дети пришли к выводу, что у нас под ногами есть аптека: подорожник, одуванчик, чистотел, полевая ромашка, мята, которые всегда придут на помощь. В походах дети приобретают навыки практической природо – охранительной деятельности: они убирают место привала, сухие ветки, учатся правильно выбирать место для костра, утилизировать бытовой мусор, следовать по тропе, не нарушая естественный покров вокруг, делать кормушки для птиц. Систематическое включение детей в туристическую деятельность расширяет его представления о спектре профессий, связанных с исследованием живой природы. Для ребят это может стать необходимым условием профессионального самоопределения.

Таким образом, «погружение в профессию», экскурсии на предприятия и туристические походы с экологической направленностью   повышают у дошкольников уровень биологических и экологических знаний, что способствует повышению экологической культуры.

Используемая литература:

  1. Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIмеждународной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015г.).- Пермь: Меркурий, 2015. – с. 97 – 101
  2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001 -432с.
  3. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель ДОУ.  2012 №2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.

Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...

"Экологическое воспитание дошкольников через экологическую тропу на участке детского сада»

laquo;Экологическое воспитание дошкольников через экологическую тропу на участке детского сада»Абильева Зарина Миндваевна,старший воспитательМБДОУ «ЦРР – детский сад № 332» г....

«Экологическое воспитание дошкольников через экологическую тропу на участке детского сада»

В соответствии с календарем мероприятий в сфере воспитания и дополнительного образования детей Самарской области на 2024-2025 учебный год, утвержденным распоряжением Министерства образования и науки С...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание дошкольников через экологические игры"

Консультация для родителей о том, что сущьность игры как ведущий вид деятельности и дети в игре отражают различные стороны жизни....