Исследовательская и опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Теория, практика, технологии.
консультация по окружающему миру (средняя группа)
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperem.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская и опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Теория, практика, технологии.
2
Эксперимент — планомерное проведение наблюдения.
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
3
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
4
Актуальность проблемы в том, что, несмотря на изученность и новшества в экологическом воспитании, мало внимания уделяется исследовательской деятельности дошкольников. А ведь дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
5
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
6
Технологию детского экспериментирования в ДОУ можно представить себе, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта
7
Цель и задачи технологии экспериментирования:
- Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
- Формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.
8Предполагаемый результат:
1. Сформированное эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
3. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
4. Сформированы коммуникативные навыки.
9
Эксперименты делятся:
- Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением (исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи)).
- Фронтальные эксперименты лучше проводить в остальных случаях, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей.
10
Успешность эксперимента:
- Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
- Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
- Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.
11
Последовательность детского экспериментирования.
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
12
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создавать условия для самостоятельного нахождения ответом на интересующие вопросы
13
Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.
- Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.
- На этапе открытости предлагаю детям дома совместно с родителями провести эксперимент на выбор.
- Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка.
14
За короткий период педагогической деятельности я пришла к выводу о том, что в процессе совместной экспериментальной деятельности у детей появляется огромный интерес к знаниям, которые они получают через этот вид познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность на тему "Значение воздуха" в подготовительной к школе группе
исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе "Значение воздуха"...
Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".
Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности....
Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность. Конспект НОД в старшей группе на тему: "Лучок-наш витаминчик"
Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность. Конспект НОД в старшей группе на тему: "Лучок-наш витаминчик"...
КОНСПЕКТ НОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНО -ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ТЕМА : " ВОЗДУХ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ "
Цель: 1 .Познакомить детей с понятием Воздух. 2 Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха т.е перемещение в пространстве в виде мелких частиц и запахов .3 Дать представление о значения воздуха...
Конспект НОД исследовательской и опытно -экспериментальной деятельности на тему: " Магнит"
В этом занятии дети знакомятся с таким металлом как магнит, его свойствами и значении в жизни людей....
Конспект НОД исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.Тема:"Волшебные краски"
В конспекте описывается прием получения оранжевого цвета путем смешивания двух других цветов- красный,желтый. ...
Исследовательская и опытно -экспериментальная деятельность
Исследовательская и опытно -экспериментальная деятельность воспитателя Гревцевой Натальи Васильевны с детьми разновозрастной группы МДОУ «Детский сад п. Чапаевский» Пояснительная запискаВ дошкольных...