Исследовательская и опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Теория, практика, технологии.
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Голошевская Ирина Александровна

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperem.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская и опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Теория, практика, технологии.

2

         Эксперимент — планомерное проведение наблюдения.

        Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.

        Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

3

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

4

Актуальность проблемы в том, что, несмотря на изученность и новшества в экологическом воспитании, мало внимания уделяется исследовательской деятельности дошкольников. А ведь дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

5

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

        В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

6

Технологию детского экспериментирования в ДОУ можно представить себе, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта

7

                     Цель и задачи технологии экспериментирования:

  •  Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.
  •  Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
  •  Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.

8Предполагаемый результат:

1. Сформированное эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

4. Сформированы коммуникативные навыки.

9

Эксперименты делятся:

  •  Демонстрационные  проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением (исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи)).
  •  Фронтальные эксперименты лучше проводить в остальных случаях, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей.

10

Успешность эксперимента:

  •  Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
  •  Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
  •  Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.

11

Последовательность детского экспериментирования.

  •  Проблемная ситуация.
  •  Целеполагание.
  •  Выдвижение гипотез.
  •  Проверка предположения.
  •  Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

12

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создавать условия для самостоятельного нахождения ответом на интересующие вопросы

13

Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования. 

  •  Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.
  •  На этапе открытости предлагаю детям дома совместно с родителями провести эксперимент на выбор.  
  •  Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка.

14

За короткий период педагогической деятельности я пришла к выводу о том, что в процессе совместной экспериментальной деятельности у детей появляется огромный интерес  к знаниям, которые они получают через этот вид познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность на тему "Значение воздуха" в подготовительной к школе группе

исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе "Значение воздуха"...

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность. Конспект НОД в старшей группе на тему: "Лучок-наш витаминчик"

Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность. Конспект НОД в старшей группе на тему: "Лучок-наш витаминчик"...

КОНСПЕКТ НОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНО -ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ТЕМА : " ВОЗДУХ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ "

Цель: 1 .Познакомить детей с понятием Воздух. 2 Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха т.е перемещение в пространстве в виде мелких частиц и запахов .3 Дать представление о значения воздуха...

Конспект НОД исследовательской и опытно -экспериментальной деятельности на тему: " Магнит"

В этом занятии дети знакомятся  с таким металлом как магнит, его свойствами и значении в жизни людей....

Конспект НОД исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.Тема:"Волшебные краски"

В  конспекте описывается прием получения оранжевого цвета путем смешивания двух других цветов- красный,желтый. ...

Исследовательская и опытно -экспериментальная деятельность

Исследовательская и опытно -экспериментальная деятельность воспитателя Гревцевой Натальи Васильевны с детьми разновозрастной группы МДОУ «Детский сад п. Чапаевский» Пояснительная запискаВ дошкольных...