Занятие в подготовительной группе "Литературная гостиная"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Подольская Анна Сергеевна

Конспект: Литературная гостиная «Русские поэты и писатели-детям»

 

Цель: Продолжать закреплять знания детей ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи, малые формы фольклора).

Задачи:

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Обогащение словарного запаса детей.

Развитие словесно-логического мышления, внимания у детей.

Закрепление знаний о жанровых особенностях рассказа, сказки, стихотворения, малым формам фольклора.

Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Развивать способность включаться в коллективную работу, умение обсуждать и договариваться о совместных действиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО  ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ   КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект совместной деятельности

 с детьми подготовительной группы 6-7 лет

 Литературная гостиная: «Русские поэты и писатели-детям»

Технологии: Здоровьесберегающие технологии, ИКТ технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Авторская разработка

воспитатель

Подольская А.С.

Санкт-Петербург

2019г.

Конспект: Литературная гостиная «Русские поэты и писатели-детям»

Цель: Продолжать закреплять знания детей ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи, малые формы фольклора).

Задачи: 

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

 Обогащение словарного запаса детей.

 Развитие словесно-логического мышления, внимания у детей.

Закрепление знаний о жанровых особенностях рассказа, сказки, стихотворения, малым формам фольклора.

Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Развивать способность включаться в коллективную работу, умение обсуждать и договариваться о совместных действиях.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, иллюстрации по заданиям, волшебная книга, чудесный мешочек с игрушками, музыкальные инструменты, платки, кепки.  

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю отправится в путешествие по интереснейшему миру литературы, а находимся мы с вами в литературной гостиной. Мне на почту пришла посылка, очень странная такая…давайте вместе откроем и посмотрим, что там внутри?  

(Дети с воспитателем отрывают коробку, достают книгу)

Ой..ребята! Здесь книга,… может откроем? (Открывают). Посмотрите, в ней совсем нет страниц! Как вы думаете, что могло произойти, ведь книга волшебная!

Дети: ответы.

Воспитатель: Давайте наполним нашу книгу иллюстрациями и предметами, чтобы наша книга ожила. Книги бывают разные. А, вы знаете какие бывают литературные произведения?

Ответы детей: сказка, рассказ, стихотворение, загадки, басни, заклички, колядки.

Воспитатель: В этой литературной гостиной, сегодня могут происходить разные истории. Вот и давайте с вами отправимся в интересное путешествие, в котором вашими знаниями мы наполним нашу волшебную книгу.

Предлагаю вам пройти к стульчиками и присесть.

Воспитатель: Здесь мы с вами поговорим о том, что такое рассказ?

Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

- Как называют человека, который пишет рассказы?

Ответы детей: Писатель.

- Назовите о каком известном детском писателе мы недавно свами говорили и знакомились с его творчеством?

Ответы детей: Николай Николаевич Носов.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали этого писателя, он много писал для детей, и главные герои его произведений были дети. Давайте, вспомним с вами некоторые его произведения. Всё внимание на экран. Вам надо догадаться, какое произведение спряталось в картинках.

На экране появляются парные картинки по ним надо угадать название рассказа Н.Н.Носова.

(Презентация Носов)

Кремль- Фото альбом. (Метро)

Кастрюля- Крупа. (Мишкина каша)

Пугало- Знамя. (Огородники)

Нитки- заплатка. (Заплатка)

Свисток- Кот. (Карасик)

Ягоды рябины- Крыша. (Тук-тук-тук)

(Наполнение волшебной книги иллюстрациями из этих произведений).

Воспитатель: А, что же приготовила нам ещё наша литературная гостиная?  Сейчас на экране появится отрывок из произведения, надо догадаться из какого он рассказа.

-Конечно, «Москвич»- говорит Мишка.

-Посмотри, какой у него капор.

(Автомобиль)

- Они знаете какие! - говорил он.

-Они сверкают, как серебро, и рассыпаются во все стороны брызгами….

(Бенгальские огни)

-Мишка поставил чемодан на землю, открыл его……, и мы остолбенели…

(Дружок)

Но Васька ничего не ответил. Он только фыркал и жмурился от света.

(Живая шляпа)

Перед нами на экране мелькнула надпись- «Конец».

(Замазка)

(Пополнение волшебной книги, данными иллюстрациями)

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, кто-то мешок свой оставил. Это не вы? А может это гости? Интересно, что в нём? Давайте посмотрим! Дети, давайте я первая проверю, что находится в этом мешке?!

(Воспитатель вынимает игрушку).

- Что нужно сделать? Ну раз мы находимся в литературной гостиной, значит, наверное что про неё прочитать?

(… игрушка… Согласно которой читается стихотворение).  

Отгадайте к какому литературному жанру относится это произведение?  Пример (Зайку бросила хозяйка…)

Дети: Это стихотворение.

Воспитатель: Правильно. Как вы поняли,  что это стихотворение?

Ответы детей:  это короткие произведения, в которых находится рифма. Чаще всего рифмуются слова.

Воспитатель: Как называют человека, который сочиняет стихи?

Ответы детей: Поэт.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам, достать из мешка предмет.

(Игра: «Продолжи стихотворение» Педагог начинает первую строчку, дети продолжают всё стихотворение)

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель: Дети, может вы вспомните как зовут этого поэта, который написал такие замечательные стихи?

Дети: Агния Барто

(Воспитатель предлагает детям сесть по-турецки, в кругу).

Давайте свами попробуем стать поэтами и сочинить маленькие стихи. Я буду начинать, а вы постарайтесь продолжить.

Зайка, зайка где ты был?

За морковкой я ходил…(пример)

 

Как у наших у ворот…

Кошка песенки поет…(пример)

(Наполнение волшебной книги иллюстрациями из произведений А.Л.Барто)

Воспитатель: А, ещё в нашей гостиной, можно поиграть. Вы ведь любите играть?  Немножко отдохнём.

Физминутка:

Потрудились-отдохнём,

Встанем-глубоко вздохнём.

Руки в стороны-вперёд,

Влево, вправо-поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз, и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Воспитатель: Ой, ребята…прислушайтесь? Вы ничего не слышите?    (МУЗЫКА-В гостях у сказки). Как вы думаете где мы с вами оказались?

Дети: В сказке. (Пока звучит музыка воспитатель приглашает детей, занять свои места)

Воспитатель: Есть большое количество сказок, которые написали писатели- сказочники. А вот раньше, на Руси кто сочинял сказки деткам?

Дети: Народ.

Воспитатель: Да конечно, русский народ, который рассказывал и передавал сказки из уст в уста. Поэтому такие сказки называются русскими народными сказками. Вы их конечно же знаете.

Так чем же отличается русская народная сказка от других литературных произведений?

Дети: герои- животные умеют  разговаривать, умеют превращаться в других героев,  есть волшебные предметы, в сказках чаще всего есть присказка и концовка. В сказках всегда добро побеждает зло.

Воспитатель: Я приглашаю, вас перенестись в мир сказок. Какие волшебные сказочные предметы вы знаете?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, вы много знаете предметов. Тогда давайте сравним

правильно ли вы назвали, предметы из русских народных сказок?

(Презентация: волшебные предметы)

(На доске появляются семь волшебных предметов из русских народных сказок: метла и ступа Бабы- Яги, волшебная стрела, русская печка, волшебный клубочек, игла Кощеева смерть, пёрышко, скатерть- самобранка).

(Наполнение волшебной книги, иллюстрациями сказочных предметов).

Воспитатель: Ребята! В нашей гостиной произошло неожиданное событие. Герои сказок потерялись, и не могут найти свою сказку.

Подойдите, пожалуйста к столам. Вам надо найти к какой сказке этот герой принадлежит, и составить её.  А потом, вы проверите друг у друга. Договорились?

(Дети работают в командах по 4 человека, стоя около столов).

Герои сказок говорят вам спасибо, за помощь! И давайте мы их соберём по сказкам, и отправим жить в нашу волшебную книгу.

(Дети стоят около воспитателя)

Воспитатель: Дети, послушайте строчки из стихотворения С.А.Есенина:

«Белая берёза под моим окном, Принакрылась снегом точно серебром»…

О каком времени года идёт речь?  -

Дети:  (Зима)

Воспитатель: Зима это волшебное время года, когда в наши дома приходит Новый год, Рождество, а после этого- Рождественские святки и длятся они двенадцать дней. И в это время приходит Коляда.

А что вы, ребята, знаете про Коляду?

Дети:  Ответы детей.

Воспитатель: Может кто-то скажет, как можно назвать такие произведения как: колядки, песенки, потешки, загадки, заклички, дразнилки, колыбельные песни?

Дети: Русский народный фольклор.

Воспитатель: Сегодня мы с вами пришли в гости в другой детский сад, и я вам хочу предложить спеть колядки, которые мы с вами учили, когда готовились к празднику.

Воспитатель: Предлагаю вам подойти к корзине, и взять из неё кому что понравится, и показать нашим гостям как вы исполняете колядки.

(Музыкальные инструменты, платки и кепки, куколка Колядка)

1. Дети рассказывают колядки:

Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

 Наши прабабушки и прадедушки,

 Веселились две недели.

2. От Рождества и до Крещенья

 Приготовив угощенье.

 Пели разные колядки

 По дворам ходили в святки

 Наряжались и шутили,

 Праздник ждали и любили.

Вместе: Коляда – коляда прикатила молода

  Мы искали коляду в девятнадцатом саду.

  Как на улице мороз подмораживает нос

  Не велит долго стоять, велит скоро подавать.

   Или тепленький пирог, или маслице творог

   Или денежку копьем, или рубль серебром!

3. Колядин, колядин, я у мамки один,

 По колено кожушок, подай, тетя, пирожок!

Открывай сундуки, подавай пятаки!

 Что есть в печи – в мешок мечи!

Воспитатель: Молодцы, ребята вы сегодня нас повеселили. В нашу волшебную книгу мы можем положить куклу Колядку. Таким образом в нашей книге появится страничка русского фольклора. И я вам предлагаю забрать эту книгу с собой в группу и дополнить её, но уже своими рисунками, которые вы нарисуете по другим сказкам, стихам, рассказам, песенкам, потешкам. Которые вам нравятся.

Понравилось ли вам сегодня в литературной гостиной? Что вам больше всего понравилось?

Вы были большие молодцы, а так как святочная неделя ещё продолжается, то вот вам угощение.    

(Дать угощение)

(Дети прощаются и уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».

Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...

"Сказка в жизни и в музыке" Занятие в литературно-музыкальной гостиной.

Знакомство с оперой Красева "Муха Цокотуха" Сходство и отличие сказки и детской оперы....

Тематическое занятие в подготовительной группе по творчеству П. И. Чайковского «Музыкальная гостиная»

Создать условия для прослушания музыкальных произведений, доступных для восприятия образов классической, народной музыки через творчество П. И. Чайковского...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»

Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»

Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»

Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...