Занятие в подготовительной группе "Литературная гостиная"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект: Литературная гостиная «Русские поэты и писатели-детям»
Цель: Продолжать закреплять знания детей ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи, малые формы фольклора).
Задачи:
С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Обогащение словарного запаса детей.
Развитие словесно-логического мышления, внимания у детей.
Закрепление знаний о жанровых особенностях рассказа, сказки, стихотворения, малым формам фольклора.
Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Развивать способность включаться в коллективную работу, умение обсуждать и договариваться о совместных действиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe_literaturnaya_gostinaya.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12 |
Конспект совместной деятельности
с детьми подготовительной группы 6-7 лет
Литературная гостиная: «Русские поэты и писатели-детям»
Технологии: Здоровьесберегающие технологии, ИКТ технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Авторская разработка
воспитатель
Подольская А.С.
Санкт-Петербург
2019г.
Конспект: Литературная гостиная «Русские поэты и писатели-детям»
Цель: Продолжать закреплять знания детей ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи, малые формы фольклора).
Задачи:
С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Обогащение словарного запаса детей.
Развитие словесно-логического мышления, внимания у детей.
Закрепление знаний о жанровых особенностях рассказа, сказки, стихотворения, малым формам фольклора.
Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Развивать способность включаться в коллективную работу, умение обсуждать и договариваться о совместных действиях.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, иллюстрации по заданиям, волшебная книга, чудесный мешочек с игрушками, музыкальные инструменты, платки, кепки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю отправится в путешествие по интереснейшему миру литературы, а находимся мы с вами в литературной гостиной. Мне на почту пришла посылка, очень странная такая…давайте вместе откроем и посмотрим, что там внутри?
(Дети с воспитателем отрывают коробку, достают книгу)
Ой..ребята! Здесь книга,… может откроем? (Открывают). Посмотрите, в ней совсем нет страниц! Как вы думаете, что могло произойти, ведь книга волшебная!
Дети: ответы.
Воспитатель: Давайте наполним нашу книгу иллюстрациями и предметами, чтобы наша книга ожила. Книги бывают разные. А, вы знаете какие бывают литературные произведения?
Ответы детей: сказка, рассказ, стихотворение, загадки, басни, заклички, колядки.
Воспитатель: В этой литературной гостиной, сегодня могут происходить разные истории. Вот и давайте с вами отправимся в интересное путешествие, в котором вашими знаниями мы наполним нашу волшебную книгу.
Предлагаю вам пройти к стульчиками и присесть.
Воспитатель: Здесь мы с вами поговорим о том, что такое рассказ?
Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
- Как называют человека, который пишет рассказы?
Ответы детей: Писатель.
- Назовите о каком известном детском писателе мы недавно свами говорили и знакомились с его творчеством?
Ответы детей: Николай Николаевич Носов.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали этого писателя, он много писал для детей, и главные герои его произведений были дети. Давайте, вспомним с вами некоторые его произведения. Всё внимание на экран. Вам надо догадаться, какое произведение спряталось в картинках.
На экране появляются парные картинки по ним надо угадать название рассказа Н.Н.Носова.
(Презентация Носов)
Кремль- Фото альбом. (Метро)
Кастрюля- Крупа. (Мишкина каша)
Пугало- Знамя. (Огородники)
Нитки- заплатка. (Заплатка)
Свисток- Кот. (Карасик)
Ягоды рябины- Крыша. (Тук-тук-тук)
(Наполнение волшебной книги иллюстрациями из этих произведений).
Воспитатель: А, что же приготовила нам ещё наша литературная гостиная? Сейчас на экране появится отрывок из произведения, надо догадаться из какого он рассказа.
-Конечно, «Москвич»- говорит Мишка.
-Посмотри, какой у него капор.
(Автомобиль)
- Они знаете какие! - говорил он.
-Они сверкают, как серебро, и рассыпаются во все стороны брызгами….
(Бенгальские огни)
-Мишка поставил чемодан на землю, открыл его……, и мы остолбенели…
(Дружок)
Но Васька ничего не ответил. Он только фыркал и жмурился от света.
(Живая шляпа)
Перед нами на экране мелькнула надпись- «Конец».
(Замазка)
(Пополнение волшебной книги, данными иллюстрациями)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, кто-то мешок свой оставил. Это не вы? А может это гости? Интересно, что в нём? Давайте посмотрим! Дети, давайте я первая проверю, что находится в этом мешке?!
(Воспитатель вынимает игрушку).
- Что нужно сделать? Ну раз мы находимся в литературной гостиной, значит, наверное что про неё прочитать?
(… игрушка… Согласно которой читается стихотворение).
Отгадайте к какому литературному жанру относится это произведение? Пример (Зайку бросила хозяйка…)
Дети: Это стихотворение.
Воспитатель: Правильно. Как вы поняли, что это стихотворение?
Ответы детей: это короткие произведения, в которых находится рифма. Чаще всего рифмуются слова.
Воспитатель: Как называют человека, который сочиняет стихи?
Ответы детей: Поэт.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам, достать из мешка предмет.
(Игра: «Продолжи стихотворение» Педагог начинает первую строчку, дети продолжают всё стихотворение)
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Воспитатель: Дети, может вы вспомните как зовут этого поэта, который написал такие замечательные стихи?
Дети: Агния Барто
(Воспитатель предлагает детям сесть по-турецки, в кругу).
Давайте свами попробуем стать поэтами и сочинить маленькие стихи. Я буду начинать, а вы постарайтесь продолжить.
Зайка, зайка где ты был?
За морковкой я ходил…(пример)
Как у наших у ворот…
Кошка песенки поет…(пример)
(Наполнение волшебной книги иллюстрациями из произведений А.Л.Барто)
Воспитатель: А, ещё в нашей гостиной, можно поиграть. Вы ведь любите играть? Немножко отдохнём.
Физминутка:
Потрудились-отдохнём,
Встанем-глубоко вздохнём.
Руки в стороны-вперёд,
Влево, вправо-поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз, и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Воспитатель: Ой, ребята…прислушайтесь? Вы ничего не слышите? (МУЗЫКА-В гостях у сказки). Как вы думаете где мы с вами оказались?
Дети: В сказке. (Пока звучит музыка воспитатель приглашает детей, занять свои места)
Воспитатель: Есть большое количество сказок, которые написали писатели- сказочники. А вот раньше, на Руси кто сочинял сказки деткам?
Дети: Народ.
Воспитатель: Да конечно, русский народ, который рассказывал и передавал сказки из уст в уста. Поэтому такие сказки называются русскими народными сказками. Вы их конечно же знаете.
Так чем же отличается русская народная сказка от других литературных произведений?
Дети: герои- животные умеют разговаривать, умеют превращаться в других героев, есть волшебные предметы, в сказках чаще всего есть присказка и концовка. В сказках всегда добро побеждает зло.
Воспитатель: Я приглашаю, вас перенестись в мир сказок. Какие волшебные сказочные предметы вы знаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, вы много знаете предметов. Тогда давайте сравним
правильно ли вы назвали, предметы из русских народных сказок?
(Презентация: волшебные предметы)
(На доске появляются семь волшебных предметов из русских народных сказок: метла и ступа Бабы- Яги, волшебная стрела, русская печка, волшебный клубочек, игла Кощеева смерть, пёрышко, скатерть- самобранка).
(Наполнение волшебной книги, иллюстрациями сказочных предметов).
Воспитатель: Ребята! В нашей гостиной произошло неожиданное событие. Герои сказок потерялись, и не могут найти свою сказку.
Подойдите, пожалуйста к столам. Вам надо найти к какой сказке этот герой принадлежит, и составить её. А потом, вы проверите друг у друга. Договорились?
(Дети работают в командах по 4 человека, стоя около столов).
Герои сказок говорят вам спасибо, за помощь! И давайте мы их соберём по сказкам, и отправим жить в нашу волшебную книгу.
(Дети стоят около воспитателя)
Воспитатель: Дети, послушайте строчки из стихотворения С.А.Есенина:
«Белая берёза под моим окном, Принакрылась снегом точно серебром»…
О каком времени года идёт речь? -
Дети: (Зима)
Воспитатель: Зима это волшебное время года, когда в наши дома приходит Новый год, Рождество, а после этого- Рождественские святки и длятся они двенадцать дней. И в это время приходит Коляда.
А что вы, ребята, знаете про Коляду?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Может кто-то скажет, как можно назвать такие произведения как: колядки, песенки, потешки, загадки, заклички, дразнилки, колыбельные песни?
Дети: Русский народный фольклор.
Воспитатель: Сегодня мы с вами пришли в гости в другой детский сад, и я вам хочу предложить спеть колядки, которые мы с вами учили, когда готовились к празднику.
Воспитатель: Предлагаю вам подойти к корзине, и взять из неё кому что понравится, и показать нашим гостям как вы исполняете колядки.
(Музыкальные инструменты, платки и кепки, куколка Колядка)
1. Дети рассказывают колядки:
Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный
Наши прабабушки и прадедушки,
Веселились две недели.
2. От Рождества и до Крещенья
Приготовив угощенье.
Пели разные колядки
По дворам ходили в святки
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Вместе: Коляда – коляда прикатила молода
Мы искали коляду в девятнадцатом саду.
Как на улице мороз подмораживает нос
Не велит долго стоять, велит скоро подавать.
Или тепленький пирог, или маслице творог
Или денежку копьем, или рубль серебром!
3. Колядин, колядин, я у мамки один,
По колено кожушок, подай, тетя, пирожок!
Открывай сундуки, подавай пятаки!
Что есть в печи – в мешок мечи!
Воспитатель: Молодцы, ребята вы сегодня нас повеселили. В нашу волшебную книгу мы можем положить куклу Колядку. Таким образом в нашей книге появится страничка русского фольклора. И я вам предлагаю забрать эту книгу с собой в группу и дополнить её, но уже своими рисунками, которые вы нарисуете по другим сказкам, стихам, рассказам, песенкам, потешкам. Которые вам нравятся.
Понравилось ли вам сегодня в литературной гостиной? Что вам больше всего понравилось?
Вы были большие молодцы, а так как святочная неделя ещё продолжается, то вот вам угощение.
(Дать угощение)
(Дети прощаются и уходят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».
Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...
"Сказка в жизни и в музыке" Занятие в литературно-музыкальной гостиной.
Знакомство с оперой Красева "Муха Цокотуха" Сходство и отличие сказки и детской оперы....
"Зимние настроения". Цикл занятий "Встречи в музыкальной гостиной"
Конспект образовательной детельности....
Тематическое занятие в подготовительной группе по творчеству П. И. Чайковского «Музыкальная гостиная»
Создать условия для прослушания музыкальных произведений, доступных для восприятия образов классической, народной музыки через творчество П. И. Чайковского...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»
Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»
Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»
Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...