Конспект занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воскресенская Светлана Александровна

Занятие для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  на тему: «Зимующие птицы»

Цель: Развитие связной речи детей.

Задачи:  

1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях); обобщающее понятие "Зимующие птицы".

2. Учить самостоятельно составлять короткие рассказы о зимующих птицах с опорой на схему.

3. Развивать внимание, мышление память.

4. Воспитывать любовь и заботу к птицам.

Тип занятия: комплексное 

Форма занятия: закрепление ранее приобретённых знаний

Продолжительность: 25 мин

Участники: дети старшего дошкольного возраста

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Оборудование и материалы: Предметные картинки с изображением зимующих птиц (воробей, синица, ворона, сорока, голубь, дятел, сова, клест, свиристель, сорока); схема описательного рассказа, карточки с изображением птиц и их корма, диск с записью голосов птиц.

 Предварительная подготовка:

Наблюдение за птицами во время прогулок.

Чтение рассказов и стихотворений о птицах.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц.

Изготовление кормушек, подкормка птиц на участке.

 Методы и приемы: наглядные ( показ картинок, схема составления рассказа) ,словесные (беседа, рассказ), практические (дидактические игры)

Структура занятия:

этап занятия

содержание

время

Вводная часть

Организационный момент. Психогимнастика

5 минут

Основная часть

1. Разгадывание загадок

2 Ответы на вопросы

3. Составление рассказа с опорой на картинки

4. Физкультминутка

5. Д.и. «Узнай по голосу»

6. Д.и. «Покорми птиц»

17 минут

Заключительная часть

 Подведение итогов,

оценка деятельности

3 минуты

Ход занятия

Вводная часть

В.: Ребята, какое сейчас время года?

Д.: Зима.

В.: Какая погода зимой на улице?

Д.: Снежная морозная, ветреная холодная.

В.: Давайте покажем, как мы с вами замерзли на улице, съёжились. А теперь давайте друг на друга подуем теплым воздухом отогреемся и

расслабимся. Ведь мы мороза не боимся.

Основная часть

 Воспитатель загадывает загадки (ответы детей сопровождает показом картинок с изображением птиц):

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать.

Вместо "Здравствуйте" привык

Говорить всем "Чик-чирик". (Воробей.)

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени. (синичка).

Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома,

Кар-Кар -Кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её. (ворона).

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая. (сорока).

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (Дятел.)

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова.)

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи,

Хоть кого увидит - вмиг

Поднимает стрёкот-крик.

(Сорока.)

Северные гости

Клюют рябины грозди

Так нарядны и ярки

На головках хохолки.

(Свиристель.)

Что за птица, мороза не боится

Хоть снега лежат везде

У нее птенцы в гнезде.

(Клест.)

В.: Назовите этих птиц одним словом.

Д.: Зимующие птицы.

В.: Почему мы их так называем? (Ответы детей.)

Д.: Эти птицы остаются с нами зимовать и не улетают в теплые края.

Воспитатель. Когда мы видим разных птиц на улице, как узнаём каждую из них, по каким таким признакам? Например, что это - синица, или, что это - сорока.

Д.: По их внешнему виду.

 Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о любой понравившейся птице с опорой на схему.

1. Название птицы.

2. Какая по цвету и размеру.

3. Части тела.

4. Отличительные признаки.

5. Птенцы.

6. Чем питаются.

 Физкультминутка.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Дидактическая игра: «Скажи кто, как кричит».

 Подбор слов – действий.  

В.: Давайте присядем на ковер и отдохнем. Слушаем голоса птиц.

Выставляется символ слов - действий. Включается фонограмма с голосами птиц.

В.: Скажите, как птица свой голос подает, что делает?

Д.: Это синички. Они тинькают.

- Это совы. Они ухают. Это голубь. Он урчит.

- Это вороны. Они каркают. Это клест. Он клекает.

- Это сорока. Она стрекочет.

В.: Что еще птицы делают?

Д.: прыгают, летают, скачут, вьют, клюют, спят.

В.: Зима – очень трудное время года для птиц особенно если она морозная и снежная, как мы уже с вами говорили. Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью.

Как мы можем помочь птицам зимой?

Д.: Можем сделать кормушки, подкармливать птиц.

В.: Правильно птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду, везде можно устроить для птиц столовую.

А чем можно покормить птиц?

 Дидактическая игра  « Покорми птиц» (дети должны выполнить задание на листочках провести линию от птиц к их любимому корму.)

 Итог. Оценка деятельности детей.

В.:  О каких птицах говорили? (о зимующих)

Д.: Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.

В.: Сегодня мы с вами пойдем на прогулку, возьмем с собой кормушки, корм, развесимих на деревьях и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм. И скажут вам огромное спасибо по птичьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...