Проект по экспериментированию
проект по окружающему миру (старшая группа)

Камешко Екатерина Евгеньевна

Екатерина Камешко 
Проект по опытно-экспериментальной деятельности

Кемеровская обл. г. Березовский МБДОУ №3 «Светлячок»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности

В старшей группе «Фиксики»

Составил воспитатель:

Камешко Екатерина Евгеньевна

2019г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_opytno.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по опытно-экспериментальной деятельности

Екатерина Камешко 
Проект по опытно-экспериментальной деятельности

Кемеровская обл. г. Березовский МБДОУ №3 «Светлячок»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности

В старшей группе «Фиксики»

Составил воспитатель:

Камешко Екатерина Евгеньевна

2019г

Общая характеристика проекта:

Актуальность

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельностиактивно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельностьспособствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Цель:

Ознакомление старших дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, магнит и его свойства, солнце воздух и вода, их значением в жизни, живых существ и для здоровья человека, развитие мелкой моторики; подготовка руки ребёнка к письму.

Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента

Задачи

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно – диагностический;

2 этап – формирующий;

3 этап – заключительный.

6. Основное содержание проекта (описание путей и методов и форм работы достижения поставленных целей).

7. Использование различных методов и приёмов:

8. Игровые методы:

9. - воображаемая ситуация

10. - дидактическая игра

11. Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

12. - беседы;

13. - постановка и решение вопросов проблемного характера;

14. - наблюдения;

15. - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

16. - опыты;

17. - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

18. - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

19. - подражание голосам и звукам природы;

20. - использование художественного слова;

21. - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

22. - трудовые поручения, действия.

23. Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Принципы

1. развивающего обучения;

2. научности;

3. целостности;

4. систематичности и последовательности;

5. индивидуально-личностной ориентации воспитания.

6. доступности;

7. активного обучения;

8. результативности.

Тип проекта:

Долгосрочный (срок реализации: сентябрь – май, информационно-практикоориентированный.

Вид проекта:

Исследовательский

Участники проекта: воспитанники старших дошкольных групп, педагоги, родители.

Ожидаемый результат

1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

Опыт - воспроизведение какого-нибудь явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент.

Познавательная деятельность – деятельность, направленная на овладение знаниями.

Развивающее обучение – способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

1. Анализ научной и методической литературы.

3. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

4. Организация предметно – развивающей среды.

2.1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.

4.1. Создание условий для детского экспериментирования.

1. Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

1.2. Работа с детьми:

образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций, мультфильмов.

1.3. Работа с родителями:

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные бюллетени, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей проводились консультации по темам«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»«Экспериментирование с водой».

Литература

1. Сборник стихов о песке, загадок;

2. Сборник игр с песком для ознакомления детей с природой и окружающей действительностью;

3. Рекомендация «Как проводится «терапия» песком»;

4. Выставка макета и фотографий рисунков детей песком «Обитатели пустыни»;

5. Выставка совместных с родителями работ детей «Песочница»;

6. Фотоальбом «Песочные сказки»;

7. Коллекция разноцветного песка;

8. Набор пособий для опытов и экспериментов с песком.

9. Ресурсное обеспечение проекта:

• Информационное (литература);

• Финансовое: используется оборудование и материалы детского сада;

• Кадровое: воспитатели, специалисты, родители.

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. - Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т. д.).

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. - Привлекать родителей к совместной деятельности

- Описание проекта:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев.

Приложение 1. Конспект непосредственно образовательной деятельности. Направление деятельности«Познавательно-исследовательская»

Тема«Волшебные свойства магнита».

Возрастная группа: старшая.

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи: Познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита.

Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Материал: рукавица с магнитом внутри, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами, стаканы с водой.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите в глаза друг другу. А теперь посмотрите в мои глаза, а я посмотрю в ваши. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями. Стук в дверь. - Ребята, посмотрите, что это? - Посылка. - Давайте узнаем от кого она. (Воспитатель крутит посылку, читает) - Посылка от дедушки Зная. А дедушка Знай у нас такой выдумщик. На посылке загадка. Чтобы открыть посылку, нужно отгадать загадку: Хватаю в крепкие объятья Металлических я братьев. (Магнит).

Воспитатель открывает посылку. - Ребята, тут для нас письмо: «Здравствуйте, ребята! Посылаю вам из своей лаборатории различные предметы и рукавицу, но она не простая, а волшебная. А в чем ее волшебство, вы должны определить сами». - А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей).

Опыт №1 «Волшебная рукавица» - Попробуем с вами сейчас надеть рукавицу и будем доставать предметы из посылки. - Что происходит с предметами? (металлические предметы при разжимании не падают, другие падают. Рукавица перестает быть волшебной). - Почему так происходит? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам) - Что может находиться в рукавице? (Дать детям рассмотреть рукавицу, в ней находится магнит). - Да, в нашей рукавице действительно находится магнит. Дедушка Знай не зря загадал нам загадку про магнит. А еще он прислал для вас магниты. (Дети садятся за столы, где будут экспериментировать с магнитами). - Возьмите в руки магнит. Пощупайте его, постучите магнитом. Какой магнит на ощупь? (Магнит твёрдый, тяжёлый, холодный). У меня в руке магнит, много секретов в себе он хранит. Важное дело эксперимент в нём интересен каждый момент. Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями. - А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов). И мы сегодня будем экспериментировать, и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны. Как это сделать? (выслушать предположения детей) - Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит?

Опыт 1: Дети по очереди подносить магнит к предметам.

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

Опыт №2 «Полюса магнита» - Посмотрите какой разноцветный магнит прислал нам дедушка Знай. (Воспитатель достает из посылки магнит, окрашенный двумя цветами: синим и красным). - Как окрашен магнит? - Что обозначают цвета? (обозначают полюса магнита: синий - северный, красный - южный). - Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами. Что происходит с ними? (Магниты отталкиваются).

- А теперь приложите красным и синим концами. Что происходит? (Магниты притягиваются). (Воспитатель подводит детей к выводу, что разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные отталкиваются). - Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы и кнопки

– все перемешалось в шкатулке. - Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов).

Опыт №3 Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные детали, а пластмассовые останется. Показывают, как это надо сделать.

Опыт №4. Раздается звонок телефона. В записи «Романс Черепахи Тортиллы» Видео звонок: - Здравствуйте, дорогие ребята! У меня беда! Любимый пруд, в котором я живу, уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много мусора. Помогите мне очистить пруд. Только одно условие. Нельзя вылавливать рыбок. - Ну, что - поможем черепахе Тортилле и обитателям пруда? Как мы можем ей помочь, чтобы нам не потревожить жителей пруда и достать весь мусор? (выслушать предположения детей) - Только удочки у нас не простые, вместо крючков магниты. По очереди дети очищают водоем от мусора. Из аквариума дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор. - Какой мусор мы доставали? А почему только металлический? - Потому что магнит притягивает только металлический предмет. - Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!

Опыт №5 Ребята, магнит не только замечательный помощник, он еще и чудесный художник. Вы согласны? - Он умеет «рисовать»! - Как вы думаете, как? - Ребята, посмотрите, какой формы у меня магнит? (круглый) - Сколько кругов? Какие круги? - Что можно из них построить? (дети собирают неваляшку).

ОПЫТ: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на построенную неваляшку.

ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу. - А что же еще умеет делать магнит?

Опыт №6- Посмотрите, что лежит у нас на столе? (скрепки) - Из чего сделаны скрепки?

Давайте проверим, притягиваются они или не притягиваются? - Я беру магнит, а вы

будете подносить к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подносите вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась.

ВЫВОД: Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. Но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. - Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят стаканы с водой, на дне скрепка. - Как достать скрепку, не замочив рук?

Опыт № 7:Поднести магнит к стакану. - Что произошло? ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук. - Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений. Итог. - Ребята, вам понравились быть учёными и проводить опыты? - Что нового вы узнали о свойствах магнита? - Кому бы вы хотели рассказать о работе с магнитом? - Ребята, дедушка Знай оставляет вам в подарок эти магниты. Ими можно обследовать группу и узнавать, какие предметы может притягивать магнит. Спасибо!

Приложение 2

«Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности:

«Познавательно-исследовательская».

Тема«Бумага и её свойства» Возрастная группа: старшая.

Цель: Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.

Задачи:

Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.

Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.

Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов.

Ход мероприятия: Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Лесовичок. И пришёл он не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это? Дети: Да. Воспитатель: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок-Лесовичок: Не куст, а с листочками, Не рубаха, а сшита, Не человек, а рассказывает? (Книга)Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга? (Из бумаги)

Воспитатель: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про

Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан Буратино? (Из полена, дерева) Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками? Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага? (Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная) Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытовузнаем свойства бумаги.

ОПЫТ № 1Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное. А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это первое свойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, какая бумага?

ВЫВОД: Бумага не прозрачная.

ОПЫТ № 2. Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажный (салфетку). Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь. - Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду. - Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

ВЫВОД: Бумага промокает. ОПЫТ № 3. У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. (Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся). - Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Бумага легко рвётся. Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и узнали о некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете свойства бумаги? (Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная) - А сейчас Старичок-Лесовичок предлагает вам немного отдохнуть: Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять. Воспитатель: В начале занятия я обещала вам рассказать, как делают бумагу. (Сопровождается показом картинок). В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.

Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском.

На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили. В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги. Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Что из чего сделано?» У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой- ни-будь предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих картинках найдите предмет, сделанный из того же материала. Стакан – стеклянный; Ложка – металлическая; Салфетка – бумажная; Дощечка – деревянная.

Подведение итогов: - О чем мы сегодня с вами говорили? - Какими свойствами обладает бумага? (Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная) Воспитатель отмечает работу детей, раздаёт им призы. Старичок-Лесовичок угощает всех детей сладкими подарками и прощается с детьми.

ИСТОЧНИК

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

5. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

7. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

8. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детское экспериментирование в ДОУ"

Проект предназначен для работы с детьми старшей группы...

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...

Групповой детский исследовательский проект "Домашнее экспериментирование с молоком. "

Паспорт проекта:Вид проекта: исследовательский, детский с участием родителей.Тема проекта: "Домашнее экспериментирование с молоком"Цели проекта:1. Формирование предпосылок поисковой деятельности,интел...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект по экспериментированию «Вода и лед»

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментиров...

Проект по экспериментированию "Воздух и вода"

Создание условий для развития у детей интереса к воздуху и воде, обогащение знаний об их свойствах....

Семинар-практикум для воспитателей "Ладование как одна из форм музыкального экспериментирования" (в рамках проекта "Муз.экспериментирование: голос, звук, движение")

ЦЕЛЬ: попытка погрузить педагогов к «прислушиванию» к себе методом «прогуживания».ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:Загадка про человеческий голос.Значение голоса в жизни человека и педагога.Лечебные методы работы над ...