Проект "Лаборатория неживой природы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Зыкова Ольга Александровна

Проектная деятельность в доу для детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_laboratoriya_nezhivoy_prirody.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Лаборатория неживой природы»

Паспорт проекта

   

    Тема: «Лаборатория неживой природы»

    Вид проекта: исследовательский, краткосрочный.

    Сроки проведения: с 02 февраля по 06 февраля

    Участники: воспитатели, дети, родители.

    Возраст детей: 4-5 лет.

    Форма проведения: групповая.

    Учреждение: МАДОУ «Детский сад №15 «Мишутка», г. Прокопьевск

Актуальность проекта

Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Эпиграф проекта:

«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

Гипотеза проекта:

Для того чтобы у детей сформировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе, необходимо создать условия для развития проектной исследовательской деятельности детей.

Проектировочный компонент

    Цель: Знакомство детей с объектами неживой природой

 Задачи: 

- Формировать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

-  Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;

-  Развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость, творческие и коммуникативные способности детей;

-  Воспитывать бережное  отношение к природным ресурсам;

- Знакомить с различными свойствами воды и воздуха;

- Учить детей делать выводы на основе опытов;

-  Активизировать речь и обогащать словарь детей;

-  Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Интеграция образовательных областей:

Познание (формирование целостной картины мира);

Продуктивная (конструктивная деятельность);

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество;

Социализация;

Физическая культура;

Труд;

 Основы безопасности жизни.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская;

Коммуникативная;

Игровая;

Продуктивная.

 Подготовительный этап:

- определение цели и задач проекта;

- выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе;    

- подбор материала для выполнения экспериментальных работ, изучение литературы;

    - приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь);

    Предполагаемые продукты:

- Оформление картотеки опытов;

- презентация проекта.

Предполагаемые результаты:

Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Организационный компонент. Реализация проекта.

           

Опыты с водой

Сначала смотрим, наблюдаем,

Затем водичкой мы играем.

И вот он истины момент –

Проводим мы эксперимент.

Опыт 1.

Цели: тонущие и нетонущие предметы.

Оборудование: сосуд с водой, предметы: пробки от бутылок (пластмассовые, пробковые и т.д.), чайные ложки, теннисный шарик, карандаш, волан для бадминтона, резиновая игрушка, железная и пластмассовая лопатки, ветка дерева, кусочек фанеры, плюшевая игрушка, резиновый мячик (желательно приготовить несколько предметов из одного материала, чтобы дети могли сделать вывод).

Примерные виды заданий.

Педагог предлагает детям угадать, какие предметы из предложенных утонут, а какие нет. Затем дети берут по одному предмету и проверяют их плавучесть. После этого рассматривают предметы, которые плавают: перечисляют их, сравнивают по размеру, по весу, определяют материал. Затем рассматривают те предметы, которые утонули.

Беседа на тему «Игрушки из какого материала мы возьмем на речку?».

Опыт 2.

Цели: предметы, впитывающие и не впитывающие воду.

Оборудование: емкость с водой, губка, хлопчатобумажная ткань, газета, пластмасса, калька, бумажная салфетка, туалетная бумага, фольга, полиэтиленовая пленка, плащевая ткань.

Примерные виды заданий.

Детям предлагается угадать, какие предметы впитывают воду, а какие нет. Совместно с педагогом дети проверяют свои предположения. (Например, выливают ложкой воду на губку, вытирают воду со стола тряпкой, фольгой и т. д.).

Опыт 3.

Цели: растворимые и нерастворимые в воде вещества.

Оборудование: пустые и заполненные водой емкости, стиральный порошок, соль, сахар, песок, шампунь, краска.

Примерные виды заданий.

Педагог на столе перед детьми выставляет несколько закрытых емкостей. Детям предлагается, не открывая емкости, определить, какие баночки пустые, а в каких из них есть вода (легкие баночки — пустые, а тяжелые — с водой).

Прежде чем добавить в воду какое-нибудь вещество, детям предлагается угадать, что с ним произойдет (растворится оно в воде или нет). Совместно с педагогом дети проверяют свои предположения. В процессе опытов дети наблюдают, как изменился цвет воды, когда в нее добавили соль (сахар, краску и т. д.). Дети наблюдают, какие изменения происходят с водой: стала вода мутной или осталась прозрачной.

Опыт 4.

Цели: холодная и горячая вода, холодная вода освежает, бодрит; теплая — согревает, ласкает. В воде любой температуры мылится мыло, вода и мыло смывают грязь с рук.

Оборудование: теплая и холодная вода, мыло туалетное детское.

Примерные виды заданий.

Дети опускают руки в холодную и теплую воду, сравнивают свои ощущения, запоминают и называют слова, обозначающие температуру воды (теплая, холодная).

Детям предлагается намылить руки мылом без воды.

Дети опускают руки в воду, рассматривают их в воде. Делают вывод: вода чистая, прозрачная, сквозь нее видно дно таза и руки. Опускают в воду мыло, делают вывод: в воде мыло мылится. После мытья рук с мылом вода стала мутная, грязная, непрозрачная — не видно дна таза. Педагог напоминает, что вода льется, плещется, может получиться лужа, но ее легко убрать. Педагог предлагает детям подумать, чем можно вытереть воду.

В конце опыта подводится итог: «Вода — помощник человеку».

Опыт 5.

Цели: вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Людям вода нужна для еды, питья, умывания, купания и т. д. Рациональное использование природных ресурсов в быту на примере воды: чистую воду нужно экономить — не разливать, закрывать кран.

Примерные виды заданий.

Педагог предлагает детям обойти помещение группы и туалетной комнаты, посмотреть и выяснить, кому и зачем нужна вода. Дети останавливаются возле растений (их надо поливать, без воды они засохнут); около аквариума (рыбы живут в воде, без нее они погибнут, им надо много воды, чтобы плавать); около клетки с птичкой или зверюшкой (они пьют воду, им каждый день нужна чистая вода); около мойки (помощнику воспитателя нужно много воды, чтобы вымыть посуду); около туалета (вода нужна, чтобы помыть руки и лицо). Дети делают вывод о необходимости экономного использования воды.

Опыт 6.

Цели: свойства воды (прозрачная жидкость без цвета, запаха, вкуса).

Оборудование: вода, лист белой бумаги, молоко.

Примерные виды заданий.

Имеет ли вода цвет?

Педагог ставит на стол стакан с водой и молоком, рядом кладет чистый лист бумаги.

Дети сравнивают цвет молока и бумаги. Совместно с педагогом делают вывод, что вода не имеет цвета.

Имеет ли вода запах?

Педагог предлагает понюхать воду и одеколон, а затем ответить на вопрос: пахнет ли вода? (Дети убеждаются, что у воды нет запаха.)

Имеет ли вода вкус?

Затем дети пробуют на вкус молоко и воду, сравнивают свои ощущения. Какое по вкусу молоко? А какая на вкус вода? Сладкая? Горькая? Кислая? Соленая? (Вода не имеет вкуса, она безвкусная.)

Педагог спрашивает, какая вода течет из крана. (Прозрачная или непрозрачная.)

Далее педагог предлагает детям подумать, что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои предположения.

Почему необходимо, чтобы вода была чистая не только в кране, но и в реках, озерах, морях?

Таким образом, всестороннее развитие детей в процессе ознакомления с неживой природой, формирование жизненно значимого опыта способствуют снижению зависимости детей с отклонениями в развитии от посторонней помощи, обеспечивают их максимально возможную адаптацию в социальной и природной среде.

с воздухом

А воздух, он объект особый,

Его руками не потрогать.

Чтоб его увидеть глазом

В трубочки подули разом.

Потом на радость детворы

Надували мы шары.

Всю эту так сказать работу

Назвали умным словом «опыт».

Опыт 1.  

       Цели: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

       Оборудование:   Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей; коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей; полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

Дети делают вывод, что нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

Опыт 2.

Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.

 Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

 На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

 А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

 Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

 Возьмите веера и помашите им в лицо.

 Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется) .

Вывод: Воздух движется.

Вывод:

Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.

Разработанные методы и приемы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей  способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

Литература.

1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;

3. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

4. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;

5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;

6.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» -Москва: Мозаика – Синтез, 2006;

7.Потапова Т.В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва:

ЦС ВООП, 2000;

8.Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...

"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"

1.  Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...