Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в хвойные леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Антонова Анастасия Анатольевна

Конспект НОД в старшей  группе

«Путешествие в хвойные леса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putshesvie_v_hvoynye_lesa_starshaya_gruppa.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» г. Зернограда Ростовской области

Конспект НОД в старшей  группе

«Путешествие в хвойные леса»

Воспитатель: 

Антонова А.А.

(высшая  квалификационная категория)

2019 г.

 «Путешествие в хвойные леса»

Цель: формирование знаний о хвойных деревьях.

Задачи:

  • учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, расположению хвоинок на ветке);
  • находить в игре хвойные и лиственные деревья, называть отличия;
  • развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать связную речь;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. 

Материалы к занятию:

- иллюстрации с изображением ельника;

- шишки сосны и ели;

- иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;

- карточки с изображением одиночных деревьев: ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, а вы можете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разных деревьев: березы, ели, дубы и другие. В лесу  живут  дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света, так как в нем растет много деревьев».

Воспитатель:  Дети, кто ухаживает за лесом? (Лесник)

Воспитатель:  Послушайте сказку о  деревьях?

Сказка «Хвастовство деревьев»

«Жили – были деревья – подружки: ёлка – Веселушка,  пихта – Зеленушка. Сосна – Стройнушка, лиственница – Модница и кедр – Крепыш.

Жили деревья дружно, но однажды они заболели хвастовством»

 Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Веселушка: «Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая, веселая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю: через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят. А еще прекрасные музыкальные инструменты. Вот так: я намного лучше и нужнее вас всех!

Сосна – Стройнушка: «Что бы вы там не говорили,  -  я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный, иголки длиннее, чем у елки. А строят из меня и дома, и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я - самое главное дерево!

Пихта – Зеленушка: «Я – хвойная порода деревьев, отношусь к семейству сосновых, вечнозеленая. Мое масло  используется в медицине, в нем много полезных витаминов. Еще из пихты изготавливают   бумагу. Древесина пихты не имеет запаха, поэтому из нее делают сухотарные бочки, в которых перевозят продукты. Еще из древесины пихты делают некоторые музыкальные инструменты. Вот, какая я самая полезная»!

Лиственница – Модница: «Я - хвойное растение из семейства сосновых.  Я – лиственница, абсолютно неприхотливое и выносливое растение. Я морозостойкая, засухоустойчива и ветроустойчива, светолюбива и долговечна, не привередлива к составу почвы и влажности, не подвержена болезням и нападениям вредителей-насекомых. Из меня строят сауны и бани. Моя кора используется для изготовления краски. Из меня изготавливают мебель, используют в  кораблестроении. Украшают мной парки и скверы. Я – самое нужное дерево!»

Кедр – Крепыш: «Я  занесен в Красную книгу – я главнее вас! В моих кедровых лесах -  чистейший воздух, оказывающий целительное воздействие на здоровье человека и его самочувствие. Я -  прочен, устойчив к гниению и повреждению насекомыми. Благодаря особым характеристикам моей древесины, она используется для изготовления частей музыкальных инструментов. Дома из кедра способны поддерживать оптимальную влажность в помещениях и создавать целебный воздух. Аромат смол и эфирных масел стоек и полезен. Из кедра строят сауны и бани. Вот!»

Воспитатель:  Так бы и продолжали спорить хвойные деревья дальше, кто главнее и полезнее, да налетел ветер, зашатались деревья. Что случилось далее, мы узнаем позже.

Воспитатель:  Ну что, не боитесь отправиться в лес?! Но вот беда, в наш лес можно попасть только по волшебным словам, вот они:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

Воспитатель включает музыкальное сопровождение: шум леса, пение птиц, шума ветра. Дети оказываются на лесной полянке.

Воспитатель: Посмотрите,  у нас сундучок с конвертами появился.  Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1).  

Воспитатель: В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1: «Что для жизни надо?»

  • Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.
  •  Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
  • Деревья, как и люди должны дышать. Деревьям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного воздуха они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух. Люди не должны оставлять мусор в лесу, а собрать его в пакет и увезти в мусорный контейнер.
  • Ветер – переносит пыльцу хвойных деревьев, а также распространяет их семена.
  • Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы питаются семенами хвойных деревьев, особенно клесты. Клесты выводят зимой птенцов, так как очень много семян из шишек хвойных деревьев. А для них – это главный корм. Птицы распространяют семена, поедают  насекомых, живущих на деревьях. Птицы – санитары для любого леса. Люди не должны обижать птиц: разорять их гнезда!
  • Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков деревьев и опыляют их.
  • Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Воспитатель:  Мы все правильно ответили и пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Задание 2:  «Чм отличается?»

Воспитатель: Вам, ребята, нужно ответить на такой вопрос: чем отличается ель от сосны?

  • У елочки короткие хвоинки, а у сосны длинные.
  • У елочки овальной формы шишки, а у сосны – круглой.
  • У елочки внизу длинные ветки, а у сосны внизу на стволе веток нет.
  • У сосны светло - коричневый ствол, а у елочки – темный.

Физминутка:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И деревья к солнцу потянулись,            (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны,                    (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.                            (руки вверх, помахать ими).

Воспитатель:  Ребята, у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, какое задание  спрятано в этом конверте?

Задание 3: «Загадки»

Воспитатель:   Вам надо будет  ответить на вопрос, какие деревья растут в хвойном лесу? Кедр, пихта, лиственница, сосна, ель.

-  Кто знает загадку про эти хвойные деревья?

***

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Зелена и стройна,

Елочке сестра-

Это пихта.

***

Зимой и летом зелена, есть сестрица у меня.

Но в отличие от ёлки, у меня

Мягкие, а не колючие иголки (Пихта)

***

Есть у родственницы ёлки, длинные

Не колючие иголки,

Но в отличие от ёлки, осенью желтеют

И опадают все иголки (Лиственница)

***

Он сосне ближайший брат

И растёт в Сибири.

Он орешками богат -

Нет вкуснее в мире (Кедр)

Воспитатель:  Давайте рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

Воспитатель: Чем они похожи? (Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки)

Воспитатель:   Иголочками, их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

Воспитатель:  Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые)

Воспитатель: А у ели? (Короткие, колючие, темные)

Воспитатель:  Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Воспитатель:   Какие шишки  у ели?

Воспитатель: Еловая шишка удлиненная, похожая на овал. У нее более мягкие чешуйки.

Воспитатель: Что вы расскажете про сосновые шишки?

Воспитатель: Сосновая шишка круглая, с твердыми чешуйками.

Воспитатель: Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Итог

Воспитатель:  Дети, давайте вспомним, что мы узнали о хвойных деревьях?

Воспитатель: Почему эти деревья стоят зеленые? (Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву)

Воспитатель:  Что вы запомнили о ёлочке? (Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая)
Воспитатель:  Какой ствол у сосны? (Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия: «Путешествие в зимнем лесу»

Программные задачи: Образовательные– упражнять в счете в пределах 5;- закрепить знания о геометрических фигурах. Развивающие- совершенствовать двигательные умения и навыки  детей,...

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие по сказочному лесу» ( подготовительная группа).

Цель занятия:1.     Закрепить ориентировку в пространстве, счет, знание геометрических фигур.2.     Развивать речь, логическое мышление.3....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ «Путешествие по осеннему лесу»

Образовательная область «Познание»:ФЭМП: -Закреплять знания детей о составе числа, количественный и порядковый счет.- формировать представления о  четных и нечетных цифрах,- продолжать знакомить ...

План-конспект по математике, тема: «Путешествие в волшебном лесу»

Итоговое занятие в старшей группе по формированию элементарных математических представлений, позволяющее закрепить пройденный материал за весь год....

Конспект НОД по музыке "Путешествие по весеннему лесу"

В наше время восприятие мира, во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей-будущих созидателей жизни.Данный конспект поможет педагогу привить заботливое отношение к природ...

Конспект НОД по ФЭМП: " Путешествие по фиолетовому лесу" ( младшая группа)

Цель: : развитие познавательных процессов, мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей. Формирование познавательного интереса детей  посредством...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в хвойном лесу» для детей 3-4 лет.

Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о хвойном лесе, его обитателях....