Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в хвойные леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД в старшей группе
«Путешествие в хвойные леса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putshesvie_v_hvoynye_lesa_starshaya_gruppa.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звездочка» г. Зернограда Ростовской области
Конспект НОД в старшей группе
«Путешествие в хвойные леса»
Воспитатель:
Антонова А.А.
(высшая квалификационная категория)
2019 г.
«Путешествие в хвойные леса»
Цель: формирование знаний о хвойных деревьях.
Задачи:
- учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, расположению хвоинок на ветке);
- находить в игре хвойные и лиственные деревья, называть отличия;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать связную речь;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Материалы к занятию:
- иллюстрации с изображением ельника;
- шишки сосны и ели;
- иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
- карточки с изображением одиночных деревьев: ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, а вы можете объяснить, что означает слово лес?
«Лес – это место, где растет много разных деревьев: березы, ели, дубы и другие. В лесу живут дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света, так как в нем растет много деревьев».
Воспитатель: Дети, кто ухаживает за лесом? (Лесник)
Воспитатель: Послушайте сказку о деревьях?
Сказка «Хвастовство деревьев»
«Жили – были деревья – подружки: ёлка – Веселушка, пихта – Зеленушка. Сосна – Стройнушка, лиственница – Модница и кедр – Крепыш.
Жили деревья дружно, но однажды они заболели хвастовством»
Давайте послушаем их хвастливые речи:
Елка – Веселушка: «Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая, веселая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю: через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят. А еще прекрасные музыкальные инструменты. Вот так: я намного лучше и нужнее вас всех!
Сосна – Стройнушка: «Что бы вы там не говорили, - я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный, иголки длиннее, чем у елки. А строят из меня и дома, и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я - самое главное дерево!
Пихта – Зеленушка: «Я – хвойная порода деревьев, отношусь к семейству сосновых, вечнозеленая. Мое масло используется в медицине, в нем много полезных витаминов. Еще из пихты изготавливают бумагу. Древесина пихты не имеет запаха, поэтому из нее делают сухотарные бочки, в которых перевозят продукты. Еще из древесины пихты делают некоторые музыкальные инструменты. Вот, какая я самая полезная»!
Лиственница – Модница: «Я - хвойное растение из семейства сосновых. Я – лиственница, абсолютно неприхотливое и выносливое растение. Я морозостойкая, засухоустойчива и ветроустойчива, светолюбива и долговечна, не привередлива к составу почвы и влажности, не подвержена болезням и нападениям вредителей-насекомых. Из меня строят сауны и бани. Моя кора используется для изготовления краски. Из меня изготавливают мебель, используют в кораблестроении. Украшают мной парки и скверы. Я – самое нужное дерево!»
Кедр – Крепыш: «Я занесен в Красную книгу – я главнее вас! В моих кедровых лесах - чистейший воздух, оказывающий целительное воздействие на здоровье человека и его самочувствие. Я - прочен, устойчив к гниению и повреждению насекомыми. Благодаря особым характеристикам моей древесины, она используется для изготовления частей музыкальных инструментов. Дома из кедра способны поддерживать оптимальную влажность в помещениях и создавать целебный воздух. Аромат смол и эфирных масел стоек и полезен. Из кедра строят сауны и бани. Вот!»
Воспитатель: Так бы и продолжали спорить хвойные деревья дальше, кто главнее и полезнее, да налетел ветер, зашатались деревья. Что случилось далее, мы узнаем позже.
Воспитатель: Ну что, не боитесь отправиться в лес?! Но вот беда, в наш лес можно попасть только по волшебным словам, вот они:
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в лесу ты окажись.
Воспитатель включает музыкальное сопровождение: шум леса, пение птиц, шума ветра. Дети оказываются на лесной полянке.
Воспитатель: Посмотрите, у нас сундучок с конвертами появился. Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1).
Воспитатель: В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.
Задание 1: «Что для жизни надо?»
- Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.
- Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
- Деревья, как и люди должны дышать. Деревьям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного воздуха они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух. Люди не должны оставлять мусор в лесу, а собрать его в пакет и увезти в мусорный контейнер.
- Ветер – переносит пыльцу хвойных деревьев, а также распространяет их семена.
- Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы питаются семенами хвойных деревьев, особенно клесты. Клесты выводят зимой птенцов, так как очень много семян из шишек хвойных деревьев. А для них – это главный корм. Птицы распространяют семена, поедают насекомых, живущих на деревьях. Птицы – санитары для любого леса. Люди не должны обижать птиц: разорять их гнезда!
- Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков деревьев и опыляют их.
- Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.
Воспитатель: Мы все правильно ответили и пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)
Задание 2: «Чм отличается?»
Воспитатель: Вам, ребята, нужно ответить на такой вопрос: чем отличается ель от сосны?
- У елочки короткие хвоинки, а у сосны длинные.
- У елочки овальной формы шишки, а у сосны – круглой.
- У елочки внизу длинные ветки, а у сосны внизу на стволе веток нет.
- У сосны светло - коричневый ствол, а у елочки – темный.
Физминутка:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И деревья к солнцу потянулись, (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны, (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
Воспитатель: Ребята, у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, какое задание спрятано в этом конверте?
Задание 3: «Загадки»
Воспитатель: Вам надо будет ответить на вопрос, какие деревья растут в хвойном лесу? Кедр, пихта, лиственница, сосна, ель.
- Кто знает загадку про эти хвойные деревья?
***
Зимой и летом одним цветом.
Ее всегда в лесу найдешь –
Зелена и стройна,
Елочке сестра-
Это пихта.
***
Зимой и летом зелена, есть сестрица у меня.
Но в отличие от ёлки, у меня
Мягкие, а не колючие иголки (Пихта)
***
Есть у родственницы ёлки, длинные
Не колючие иголки,
Но в отличие от ёлки, осенью желтеют
И опадают все иголки (Лиственница)
***
Он сосне ближайший брат
И растёт в Сибири.
Он орешками богат -
Нет вкуснее в мире (Кедр)
Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
Воспитатель: Чем они похожи? (Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки)
Воспитатель: Иголочками, их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
Воспитатель: Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые)
Воспитатель: А у ели? (Короткие, колючие, темные)
Воспитатель: Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
Воспитатель: Какие шишки у ели?
Воспитатель: Еловая шишка удлиненная, похожая на овал. У нее более мягкие чешуйки.
Воспитатель: Что вы расскажете про сосновые шишки?
Воспитатель: Сосновая шишка круглая, с твердыми чешуйками.
Воспитатель: Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
Итог
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, что мы узнали о хвойных деревьях?
Воспитатель: Почему эти деревья стоят зеленые? (Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву)
Воспитатель: Что вы запомнили о ёлочке? (Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая)
Воспитатель: Какой ствол у сосны? (Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого комплексного занятия: «Путешествие в зимнем лесу»
Программные задачи: Образовательные– упражнять в счете в пределах 5;- закрепить знания о геометрических фигурах. Развивающие- совершенствовать двигательные умения и навыки детей,...
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие по сказочному лесу» ( подготовительная группа).
Цель занятия:1. Закрепить ориентировку в пространстве, счет, знание геометрических фигур.2. Развивать речь, логическое мышление.3....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ «Путешествие по осеннему лесу»
Образовательная область «Познание»:ФЭМП: -Закреплять знания детей о составе числа, количественный и порядковый счет.- формировать представления о четных и нечетных цифрах,- продолжать знакомить ...
План-конспект по математике, тема: «Путешествие в волшебном лесу»
Итоговое занятие в старшей группе по формированию элементарных математических представлений, позволяющее закрепить пройденный материал за весь год....
Конспект НОД по музыке "Путешествие по весеннему лесу"
В наше время восприятие мира, во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей-будущих созидателей жизни.Данный конспект поможет педагогу привить заботливое отношение к природ...
Конспект НОД по ФЭМП: " Путешествие по фиолетовому лесу" ( младшая группа)
Цель: : развитие познавательных процессов, мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей. Формирование познавательного интереса детей посредством...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в хвойном лесу» для детей 3-4 лет.
Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о хвойном лесе, его обитателях....