Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на основе ознакомления с окружающим детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Тема: «Птицы зимой»
Цели:
- обобщить знания о зимующих птицах: строение их тела, повадках и поведения, об условиях жизни птиц зимой; упражнять в сравнении зимующих птиц через игру «Угадай», «Сравни птиц»;
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, единственного и множественного числа, закреплять употребление приставочных глаголов движения в игре «Назови меня ласково»;
- развивать связную речь при составлении рассказа о птице по серии картин, используя в речи предлоги на, под, в, около, возле, к; упражнять в отгадывании загадок;
- воспитывать желание заботится о птицах через беседу.
Оборудование: аудиозапись, картинки птиц, снегирь (2), кормушка, схема условно - графическая
Ход занятия:
- Вводная часть
- Организационный момент
Оборудование: аудиозапись
Ребята, послушайте, что это за звуки? (голоса птиц)
- Актуализация знаний
Ребята, чьи это голоса? Птиц
Каких птиц? Зимующих птиц
Почему они так называются? (потому что никуда не улетают зимой, остаются рядом с человеком, не боятся мороза.)
Назовите мне всех зимующих птиц (ворона, снегирь и так далее)
- Сообщение темы занятия
Так о каких птицах мы сегодня будем говорить? О зимующих птицах.
- Основная часть
- Игра «Угадай»
Оборудование: картинки птиц
Птица черная кружится,
«Кар, кар, кар» кричит и злится.
Всем известная персона
И зовут ее … (Ворона)
«Чик-чирик, не робей,
Я — бывалый … (Воробей)
По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел)
С грудкой желтой знаем птицу,
Называется …
(Синица)
Не поет она - стрекочет,
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница - ...
(Сорока)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут.
(Голубь)
Он с красной грудью,
И зимой, везде найдёт спасенье
Не испугается простуды —
И с первым снегом будет тут.
(Снегирь)
Окрас обычно красный,
А клюв крестообразный,
Им шишки разбирает,
Как ельник населяет.
(Клёст)
Ребята, а как этих птиц называть одним словом? Зимующие птицы. Потому что не боятся мороза, зимуют рядом с человеком и никуда не улетают.
Послушайте стихотворение:
Синицу желтогрудую, красавца снегиря,
Ворчливую ворону, задиру воробья
Пернатыми друзьями зовем и ты, и я
Друзей в беде не бросим, подкормим их в мороз,
Чтобы дружок крылатый от стужи не замерз.
Зимующие птицы — снегири, синицы —
К нам скорее летите — радость подарите
- Игра «Назови меня ласково»
Птица - птичка
Воробей – воробушек, воробьишко
Ворона – воронушка
Дятел – нет
Синица – синичка
Сорока – нет
Голубь – голубок
Снегирь – снегирек
Клёст – нет
Крыло – крылышко
Быстрый – быстренький
Шустрый – шустренький
- Игра «Один – много»
Ребята, если один воробей, как мы скажем? Воробей. Если их много, то как мы скажем? Много воробьев.
Если одна ворона, много ворон.
Если один дятел, много дятлов.
Если одна синица, много синиц.
Если одна сорока, много сорок.
Если один голубь, много голубей.
Если один снегирь, много снегирей.
Если один клёст, много клёстов.
- Игра «Закончи предложение»
Оборудование: снегирь (2), кормушка
Ребята, что это за птица? Правильно, снегирь. Он летел – летел и прилетел к кормушке.
Снегирь к кормушке (что сделал?) подлетел
Снегирь летел, на кормушку сел (значит он что сделал?) прилетел
Снегирь чтобы взять зернышко в кормушку (что сделал?) залетел
Другой снегирь летел и кормушку (что сделал?) перелетел
Снегирь от кормушки (что сделал?) отлетел
Снегирь кормушку вокруг (что сделал?) облетел
Снегирь схватил зернышко и из кормушки (что сделал?) улетел
- Физминутка «Летает – не летает»
Дети должны махать руками, как крыльями и передвигаться по комнате, подражать голосом предмету или животному. А если нет, то должны присесть и сжаться в комочек.
Пример: кошка, ворона, утюг, облако, дятел, книга, синица, медведь, самолет, воробей, сорока, карандаш, елка, снегирь, снег, голубь, дверь, клёст.
- Игра «Четвертый лишний»
Слушайте внимательно:
Ворона, дятел, свинья, синица
Синица, собака, клёст, воробей
Гусь, синица, клёст, снегирь
Сорока, утка, клёст, дятел
Дятел, снегирь, сорока, индюк
Ворона, курица, снегирь, голубь
- Игра «Сравни птиц»
Оборудование: картинки птиц
Ребята, это снегирь и синица. Чем они отличаются? (цвет грудки)
Это ворона и синица. Чем они отличаются? (ворона черная, у синицы грудка желтая)
Это сорока и воробей. Отличаются размером хвоста
Это голубь и снегирь. Отличаются цветом.
Это дятел и ворона. Отличаются цветом.
- Игра «Описательный рассказ»
Оборудование: схема условно - графическая
Художественное слово «Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР» Н.Э. Теремкова
С предлогами на, под, в, около, возле, к
Была зима. Снег выпал. Под снегом была земля. Снег упал на землю. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками. Когда на улице потеплело, дети выпустили воробышка на улицу и подвесили кормушку с кормом возле дома. Кормушка с кормом была для того, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму. Птицы летали около кормушки и потом к ней подлетели.
Вопросы:
Какое было время года? Наступила зима.
Кого нашли дети на снегу в парке? Дети нашли воробышка в парке.
Какой был воробышек? Воробышек был замерзшим.
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб? Дети отогрели воробышка дома.
Когда дети выпустили воробья на улицу? Дети отпустили воробья когда он согрелся.
Что подвесили дети зимой возле дома? Дети повесили кормушку и положили туда корм.
- Заключительная часть
- Контроль. Игра «Скажи правильно»
У синицы красная грудка. (нет, у синицы желтая грудка)
У воробья перекрещенный клюв (нет, у клёста перекрещенный клюв)
У снегиря желтая грудка (нет, у снегиря красная грудка)
Голубь каркает (нет, голубь воркует, а ворона каркает)
Ворона стучит по дереву (долбит) (нет, дятел долбит по дереву)
Воробей стрекочет (нет, воробей чирикает, а сорока стрекочет)
- Оценка
Ребята, о каких птицах мы с вами говорили?
Почему их называют зимующими?
Кто относится к зимующим птицам?
Зачем нужно делать кормушки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...