Конспект, опыты и эксперименты- день гор "Вулканы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Минаева Любовь Анатольевна

Конспект, опыты и эксперименты- день гор "Вулканы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkany_konspekt.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение: 11 декабря «Всемирный день гор»,

«Какие бывают вулканы»

В подготовительной группе № 8.

Цель:

 Ознакомление детей с природным явлением – вулканом и его строением. Дать представление о происхождении и строении вулкана. Стимулировать желание детей экспериментировать

Ход:

 Воспит: Ребята посмотрите у нас для вас сюрприз - вот этот мешочек, а что находится в мешочке - вы узнаете, если отгадаете загадку:

 Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

 Тяжелый, большой, одному не поднять,

 В пыли на дороге не нужным лежать

 Кто может предмет по приметам узнать?

         Правильно – это камни. А вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся путешествовать в страну камней.

 И первая остановка в стране камней называется «Мастерская» пройдем в мастерскую.

Но прежде чем мы поиграем с камнями - разомнем наши ручки.

Пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(руки виз, встряхнуть кистями).

         Давайте с камнями поиграем. Какая красивая у меня коробка (коробка ощущений). В этой коробочке много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни. Играющим задать вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?

 (гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

         Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что вы почувствовали? Что произошло с пластилином? Почему?

         Что произошло с камнем? Почему? (пластилин изменил форму, а камень остался таким же по форме)

 Посмотрите, у нас есть мисочка с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим (Камень утонул, потому что тяжелый).

        Ребята у меня еще есть очень необычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Чего много у этого камня? (дырки) .

А как вы думаете эти дырочки пустые? Давайте опустим этот камень в воду. Он не утонул, как другие камни, потому что в дырочках спрятался  воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Этот камень называется пемза. И мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.

         Мы побывали с вами в мастерской и узнали какие бывают камни.

Какие камни бывают? (ответы детей)

        А теперь пройдемте в кинотеатр.

 Пришли в кинотеатр. Садитесь.

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Полина приготовила нам легенду, послушаем ее.

Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)

         Жил на свете человек по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посредине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели  раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. » Вулкан работает»- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

 Давайте заглянем внутрь вулкана.

На что похож вулкан?(ответы детей: пирамида, конус).

 Какой он формы?(конусообразной).

 Верхушка вулкана называется кратер.

 А глубокая яма называется жерло. Из земли поднимается лава.

 Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни – мы сегодня эти камни уже видели они называются пемза. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 3). Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами(слайд 4). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.

 А вы хотите стать вулканологами? Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают?  Чем они похожи? Чем отличаются? Ребята, вулканы бывают трех видов.

 Действующий - это тот который извергает лаву. (слайд 5)

 Потухший - который тысячу лет не извергает лаву. (слайд 6)

 Спящий - он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву. (слайд 7)

 Физкультминутка        

 Быстро встаньте, улыбнитесь.

 Выше, выше, потянитесь.

 Ну-ка, плечи распрямите

 Поднимите, опустите,

 Мы походим на носках,

 А потом на пятках,

 Влево, вправо, повернулись,

 Рук коленями коснулись,

 Сели, встали, сели, встали

 И на месте побежали.

 -Немного отдохнули и отправляемся в лабораторию (надеваем фартуки и нарукавники). Наблюдать извержения вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре.

 Но мы все же попробуем оживить вулкан и понаблюдаем за извержением лавы.

 -Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными и знаете ли вы правила безопасности в лаборатории.

Итак, вспомним  технику безопасности.

 Как вы думаете, что надо сделать первым делом?

 ( Одеть специальную одежду.)

 Вспомнить технику безопасности.

 Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

         Пройдёмте в нашу лабораторию.  

 Как мы можем определить тему нашего исследования? (дети: тема нашего исследования «действующий вулкан»)

Тему определили, начинаем работу в лаборатории. Ребята, смотрите внимательно, сейчас я попробую «запустить» наш вулкан.

 Наблюдаем “извержение “ вулкана.

          – А хотите, я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать?

          - Посмотрите внимательно на свой стол и скажите мне из чего можно сделать макет горы для вашего вулкана? ( из конуса.)

          – Посмотрите, я сегодня принесла вам макет вулкана. Расскажите, что нужно сделать, чтобы получилось извержение вулкана. Подсказками, как действовать вам будут служить карточки-схемы.

 Расскажите по карточке последовательность работы. (закрепление) .

          – Кому, что не понятно?

         Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.

 Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте красной карточкой.

         – А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к

 проведению эксперимента.

Дети под наблюдение воспитателя проводят опыт:

1) Смешивают лимонную кислоту и пищевую соду.

2) Засыпают полученную смесь в макет вулкана.

3) Размешивают гуашь в воде.

4) Вливают цветную воду в жерло вулкана.

5) Наблюдают извержение

-- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

Ребята, напомните мне тему нашего исследования. Получилось ли у нас в лабораторных условиях пронаблюдать извержение вулкана. Какой вывод можем сделать (При извержении вулкана лава с большим напором вырывается из жерла и заполняет собой все вокруг)?

                 А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди картинку».

        Разделимся на 2 команды. Первая команда среди картинок должна найти изображение действующего вулкана, вторая – спящего.        

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня были очень внимательны, работали аккуратно, поэтому у вас все получилось!

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

- Что интересного и нового вы узнали?

- Можно ли такой опыт проводить дома под присмотром взрослых?

- Какие вулканы встречаются в нашей жизни?

- Я хотела бы поблагодарить вас всех за сегодняшнее занятие и вручить вам сертификат «Юного вулканолога».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий летнего досуга "День опытов и экспериментов"

Сценарий летнего досуга "День опытов и экспериментов"...

Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста по экспериментально-исследовательской деятельности «День опытов и экспериментов»

Проведение развлечения в подготовительной группе по экспериментально-исследовательской деятельности. Дети  показывают свои знания в области экспериментирования с воздухом,  водой разной темп...

Конспект развлечения по познавательному развитию для детей старшей группы «День опытов и экспериментов»

Цель: Развитие познавательных интересов и любознательности детей, расширение кругозора.Задачи:Образовательные задачи: Формировать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные ...

Конспект "Опыты и эксперименты"

Конспект "Опыты и эксперименты"...

Конспект развлечения по познавательному развитию для детей старшей группы «День опытов и экспериментов»

Цель: Развитие познавательных интересов и любознательности детей, расширение кругозора.Задачи:Образовательные задачи: Формировать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные ...

Конспект развлечения «День опытов и экспериментов»

Цель: Развитие познавательных интересов и любознательности детей, расширение кругозора.Задачи:Образовательные задачи: Формировать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные ...

План- конспект открытого мероприятия «День чудес /опытов и экспериментов/»

Актуальность метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста заключается в том, что он:Даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношени...