Конспект, опыты и эксперименты- день гор "Вулканы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект, опыты и эксперименты- день гор "Вулканы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vulkany_konspekt.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение: 11 декабря «Всемирный день гор»,
«Какие бывают вулканы»
В подготовительной группе № 8.
Цель:
Ознакомление детей с природным явлением – вулканом и его строением. Дать представление о происхождении и строении вулкана. Стимулировать желание детей экспериментировать
Ход:
Воспит: Ребята посмотрите у нас для вас сюрприз - вот этот мешочек, а что находится в мешочке - вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжелый, большой, одному не поднять,
В пыли на дороге не нужным лежать
Кто может предмет по приметам узнать?
Правильно – это камни. А вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся путешествовать в страну камней.
И первая остановка в стране камней называется «Мастерская» пройдем в мастерскую.
Но прежде чем мы поиграем с камнями - разомнем наши ручки.
Пальчиковая гимнастика
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
(руки виз, встряхнуть кистями).
Давайте с камнями поиграем. Какая красивая у меня коробка (коробка ощущений). В этой коробочке много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни. Играющим задать вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?
(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что вы почувствовали? Что произошло с пластилином? Почему?
Что произошло с камнем? Почему? (пластилин изменил форму, а камень остался таким же по форме)
Посмотрите, у нас есть мисочка с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим (Камень утонул, потому что тяжелый).
Ребята у меня еще есть очень необычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Чего много у этого камня? (дырки) .
А как вы думаете эти дырочки пустые? Давайте опустим этот камень в воду. Он не утонул, как другие камни, потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Этот камень называется пемза. И мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.
Мы побывали с вами в мастерской и узнали какие бывают камни.
Какие камни бывают? (ответы детей)
А теперь пройдемте в кинотеатр.
Пришли в кинотеатр. Садитесь.
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Полина приготовила нам легенду, послушаем ее.
Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)
Жил на свете человек по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посредине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. » Вулкан работает»- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.
Давайте заглянем внутрь вулкана.
На что похож вулкан?(ответы детей: пирамида, конус).
Какой он формы?(конусообразной).
Верхушка вулкана называется кратер.
А глубокая яма называется жерло. Из земли поднимается лава.
Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни – мы сегодня эти камни уже видели они называются пемза. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 3). Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами(слайд 4). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.
А вы хотите стать вулканологами? Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают? Чем они похожи? Чем отличаются? Ребята, вулканы бывают трех видов.
Действующий - это тот который извергает лаву. (слайд 5)
Потухший - который тысячу лет не извергает лаву. (слайд 6)
Спящий - он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву. (слайд 7)
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Влево, вправо, повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
-Немного отдохнули и отправляемся в лабораторию (надеваем фартуки и нарукавники). Наблюдать извержения вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре.
Но мы все же попробуем оживить вулкан и понаблюдаем за извержением лавы.
-Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными и знаете ли вы правила безопасности в лаборатории.
Итак, вспомним технику безопасности.
Как вы думаете, что надо сделать первым делом?
( Одеть специальную одежду.)
Вспомнить технику безопасности.
Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
Пройдёмте в нашу лабораторию.
Как мы можем определить тему нашего исследования? (дети: тема нашего исследования «действующий вулкан»)
Тему определили, начинаем работу в лаборатории. Ребята, смотрите внимательно, сейчас я попробую «запустить» наш вулкан.
Наблюдаем “извержение “ вулкана.
– А хотите, я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать?
- Посмотрите внимательно на свой стол и скажите мне из чего можно сделать макет горы для вашего вулкана? ( из конуса.)
– Посмотрите, я сегодня принесла вам макет вулкана. Расскажите, что нужно сделать, чтобы получилось извержение вулкана. Подсказками, как действовать вам будут служить карточки-схемы.
Расскажите по карточке последовательность работы. (закрепление) .
– Кому, что не понятно?
Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.
Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте красной карточкой.
– А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к
проведению эксперимента.
Дети под наблюдение воспитателя проводят опыт:
1) Смешивают лимонную кислоту и пищевую соду.
2) Засыпают полученную смесь в макет вулкана.
3) Размешивают гуашь в воде.
4) Вливают цветную воду в жерло вулкана.
5) Наблюдают извержение
-- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.
Ребята, напомните мне тему нашего исследования. Получилось ли у нас в лабораторных условиях пронаблюдать извержение вулкана. Какой вывод можем сделать (При извержении вулкана лава с большим напором вырывается из жерла и заполняет собой все вокруг)?
А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди картинку».
Разделимся на 2 команды. Первая команда среди картинок должна найти изображение действующего вулкана, вторая – спящего.
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня были очень внимательны, работали аккуратно, поэтому у вас все получилось!
- Вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Что интересного и нового вы узнали?
- Можно ли такой опыт проводить дома под присмотром взрослых?
- Какие вулканы встречаются в нашей жизни?
- Я хотела бы поблагодарить вас всех за сегодняшнее занятие и вручить вам сертификат «Юного вулканолога».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий летнего досуга "День опытов и экспериментов"
Сценарий летнего досуга "День опытов и экспериментов"...
Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста по экспериментально-исследовательской деятельности «День опытов и экспериментов»
Проведение развлечения в подготовительной группе по экспериментально-исследовательской деятельности. Дети показывают свои знания в области экспериментирования с воздухом, водой разной темп...
Конспект развлечения по познавательному развитию для детей старшей группы «День опытов и экспериментов»
Цель: Развитие познавательных интересов и любознательности детей, расширение кругозора.Задачи:Образовательные задачи: Формировать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные ...
Конспект "Опыты и эксперименты"
Конспект "Опыты и эксперименты"...
Конспект развлечения по познавательному развитию для детей старшей группы «День опытов и экспериментов»
Цель: Развитие познавательных интересов и любознательности детей, расширение кругозора.Задачи:Образовательные задачи: Формировать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные ...
Конспект развлечения «День опытов и экспериментов»
Цель: Развитие познавательных интересов и любознательности детей, расширение кругозора.Задачи:Образовательные задачи: Формировать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные ...
План- конспект открытого мероприятия «День чудес /опытов и экспериментов/»
Актуальность метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста заключается в том, что он:Даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношени...