Берегите ель и сосну
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Черенкование как способ получения нового растения на примере сосны и ели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_cherenkovanie_eli_i_sosny_avtosohranennyy.docx | 25.59 КБ |
el_i_sosna.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Берегите ель и сосну
( Черенкование как один из способов получить новое растение
( на примере сосны и ели)
Цель:1) закрепить знания о том, из чего можно вырастить растение (семена, луковицы, черенки);
2) познакомить детей с черенкованием как одним из способов вырастить новое растение
3)объяснить ряд преимуществ черенкования: простота операции, более быстрое укоренение и получение нового растения;
4) углубить и расширить понятие о пользе и использовании ели и сосны, сфере их применения, значение для жизни и здоровья.
Оборудование: презентация о сфере применения и пользе хвойных растений, ноутбук, хвойные масла, аромалампа, черенки, нож, пакеты;
Ход занятия
- Оргмомент
Воспитатель:Здравствуйте ребята, здравствуйте гости!
2.Основная часть
Воспитатель Какое сейчас время года (весна)
Воспитатель Что происходит в природе, зимой, что меняется с наступлением весны
(Зимой природа спит, растения отдыхают, набираются сил. С наступлением весны тает снег, греет солнышко, растения пробуждаются, появляется трава, почки на деревьях, прорастают цветы, растения, люди сажают сельскохозяйственные культуры, вокруг становится зелено)
- Какие растения у нас остаются зелеными всегда?
-А вы знаете, как отличить ель от сосны?
(ответы детей, демонстрация веточек ели и сосны) иллюстрации с изображением веточек ели и сосны
-Запомните маленькое правило:
Елочка-короткая иголочка
Сосна-игла длинна
( закрепляем, еще раз ищем на картинках и рассматриваем веточки)
-Вы знаете, как правильно называются иголочки у этих растений
(Хвоинки)
- Хвоинки- это такие листья у хвойных деревьев, и хотя мы знаем, что сосна и ель « зимой и летом одним цветом», но на самом деле хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем опадают, но не все сразу. Если вы бывали в хвойном лесу, наверняка видели целый ковер из хвоинок. На самом деле, ель и сосна не совсем обычные деревья. Что же в них необычного мы сейчас узнаем
Познавательный рассказ с презентацией
( презентация)
1 слайд-титул Загадка:
Ёе всегда в лесу найдешь
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем (ель)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке
(сосна)
2слайд: Давайте с вами поближе познакомимся с елью и сосной. Посмотрите и скажите, чем отличаются ель и сосна при беглом взгляде. (Где ель, а где сосна)
Сосна светолюбивое растение, ветки только на верхушке дерева, потому что нижние веточки погибают в тени и отваливаются. А у ели крона густая, веточек много, дерево покрыто ими с верху до низу. Отличаются они и по времени жизни- ель растет-250 лет, а сосна-400.
3 слайд: сосна малотребовательна к почве, расти может в самых невероятных местах. Корни сосны так сильны и длинны, что сосна может расти даже на скалах ( с лат. «Сосна». Значит «скала»). Число корней у сосны в 12 раз больше, чем у ели, и они в 6 раз длиннее Даже во время сильной бури ствол сосны хорошо противостоит ветру, корни так крепко держатся за землю, что сосна выдерживает самые сильные бури и ураганы.
4 слайд-А у ели развиваются только поверхностные корни и во время сильной бури ели ветром валит с корнем. Ель очень требовательна к почве, на плохих почвах не растет.
5 слайд: как вы думаете, если вы попадете в сосновый лес, там будет темно или светло?
Там будет светло, сосновый лес светлый, потому что сосна очень любит солнце, и в тени просто не растет, погибает
6 слайд: а вот еловый лес- темный, ель может расти в тени. Еловый лес мрачный, влажный, трудно проходимый.
7слайд: лес может быть густой, редкий, может быть дремучий. Может быть хвойный, лиственный, а есть «Танцующий лес». В Калининградской области есть лес, все стволы которого изогнуты, и как будто закручены в петли. Никто не знает почему так произошло и все приезжают полюбоваться на это чудо - танцующий лес. Мы с вами тоже сейчас поиграем и немного потанцуем. Игру « Сосна» помните? Давайте поиграем
Мы посадим сосну( хоровод)
Вот, вот ( приседаем)
Пускай наша сосна растет, растет ( медленно поднимаемся)
Вырастай ты, сосна (разводим руки в сотроны)
Вот такой ширины
Вырастай ты, сосна( руки вверх, на носочки)
Вот такой вышины
Вырастай, ты, сосна
(делаем пружинку)
В добрый час
Потанцуй( имя) для нас, для нас (хлопаем в ладоши)
Покружись для нас (ведущий танцует, кружится)
А мы с этой сосны шишки срывать будем
От ( имя ведущего) убегать будем (2 раза играем)
-Вы, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? (выслушать предположения детей)-Кому нужны шишки в лесу? Правильно, шишками, хвоей, почками питаются многие птицы, а еще белки. Взгляните на эту шишку (демонстрируется шишка). Шишки у сосны и ели тоже разные. Давайте сравним. У ели шишка длиннее, тоньше, чешуйки мельче и мягче, а у сосны шишечка круглее, короче, чешуйки тверже, крупнее.
(продемонстрировать шишки, потрогать; еще раз найти на картинках)
-Как вы думаете, на елях и соснах много шишек?
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один-много»
Дидактическая игра « Один-много»
Ель-много елей
Сосна-много сосен
Снег-много снега
Хвоя- много хвои
шишка- много шишек
древесина-много древесины
ветка- много веток
дерево- много деревьев
корень- много корней
-Молодцы!
Воспитатель: А вы знаете ребята, что с давних времен, во многих странах мира ель и сосну считали магическим, волшебным и колдовским деревом. Как вы думаете, почему?
( ответы детей). А все очень просто! Просто и сосна и ель приносят человеку много пользы. Давайте подумаем, какой и посмотрим дальше, что нам покажет ноутбук
( Продолжение презентации. Как человек использует ель и сосну)
Беседа по слайдам
Смотрите, как много пользы приносят человеку ель и сосна, а взамен просят только одного: не обижать их, не ломать без необходимости веток, не рубить. Но бывает, что ели и сосны срубают безжалостно, и в больших количествах. Когда это бывает( Новый год) Елочка в доме-это, конечно, красиво, но она очень быстро погибает, осыпаются хвоинки и её просто выбрасывают. Что мы можем сделать, чтобы сохранить это богатство? ( не рубить, использовать искусственные и .. посадить новые)
- Как же можно вырастить новые елочки и сосенки? ( посадить семена)
-Но из семян сосны и ели растут очень-очень долго, медленно. Где находятся семена ели и сосны?( в шишках. Показать шишку еловую, шишку сосновую), семена высыпаются, попадают в землю. Весной из семян появляются росточки длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько иголочек. Пройдет много лет, пока из этого росточка вырастет полноценное дерево. Недаром говорят: « Не мудрено срубить- мудрено вырастить». Как вы понимаете эту пословицу?( Ответы детей)
-Но можно получить взрослое дерево и любое другое растение намного быстрее. Есть такой способ- называется черенкование.
Воспитатель объясняет смысл черенкования. –
- Смотрите, ветром отломило веточки, они могут погибнуть, но мы можем их спасти и дать им новую жизнь.
Показывает уже готовый черенок и наглядно демонстрирует детям, как они делаются. Нарезаем черенки, сажаем их в горшочки с подготовленной землей, накрываем пакетами. Отметить, что таким способом можно размножить многие другие растения
- Теперь мы подождем, пока черенки укоренятся и посадим их на нашем участке, чтобы у нас было красиво и чтобы хвойный аромат помогал нам расти здоровыми. Вы скоро станете старше, уйдете из детского сада, а эти елочки будут напоминать нам о вас.
3.Подводим итоги
-Что нового узнали?
-С каким способом размножения растений познакомились?
-Что вам больше всего понравилось?
-Что нужно растениям для роста? (свет, тепло, вода). Сейчас мы отнесем наши горшочки на окошко, помоем ручки пойдем играть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективное рисование нетрадиционным способом на коми и русском языках "Пожöм" (сосна)
КОЛЛЕКТИВНОЕ РИСОВАНИЕ нетрадиционным способом «Пожöм» (сосна) Цель: Развивать творческие способности детей посредством нетрадиционного способа рисования. Задачи: Учить рисовать хвою сосны не...
Интегрированное занятие по родной природе и лепке "Защетите ель и сосну"
занятие по родной природе и лепке...
конспект занятия "Сосна"
конспект занятия по рисованию...
Педагогический проект на тему «Реализация образовательной области «Познание » посредством приобщения детей к растительному миру "О чем шумит сосна?"
Все чаще человек воспринимает окружающую его природу как данность, не заботясь о том, почему исчезает тот или иной вид растений? Важно уже в дошкольном возрасте сформировать правильное представление о...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...
Презентация "Кто дружит с сосной".
Презентация "Кто дружит с сосной" предназначена для детей подготовительной группы. при помощи неё малыши смогут узнать как происходит в природе взаимосвязь между растениями и животными....
Проект "Тихий город на берегах Быстрой сосны"
проект о городе Ельце...