Берегите ель и сосну
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Беляева Анна Ивановна

Черенкование как способ получения нового растения на примере сосны и ели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_cherenkovanie_eli_i_sosny_avtosohranennyy.docx25.59 КБ
Файл el_i_sosna.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Берегите ель и сосну

( Черенкование как один из способов получить новое растение

( на примере сосны и ели)

Цель:1) закрепить знания о том, из чего можно вырастить растение (семена, луковицы, черенки);

2) познакомить детей с черенкованием как одним из способов вырастить новое растение

3)объяснить ряд  преимуществ  черенкования: простота операции, более быстрое укоренение и получение нового растения;

4) углубить и расширить понятие о пользе и использовании ели и сосны, сфере их применения, значение для жизни и здоровья.

Оборудование: презентация о сфере применения и пользе хвойных растений, ноутбук, хвойные масла, аромалампа, черенки, нож, пакеты;

Ход занятия

  1. Оргмомент

Воспитатель:Здравствуйте ребята, здравствуйте гости!

2.Основная часть

Воспитатель Какое сейчас время года (весна)

 Воспитатель Что происходит в природе, зимой, что меняется с наступлением весны
(Зимой природа спит, растения отдыхают, набираются сил. С наступлением весны тает снег, греет солнышко, растения пробуждаются, появляется трава, почки на деревьях, прорастают цветы, растения, люди сажают сельскохозяйственные культуры, вокруг становится зелено)

- Какие растения у нас остаются зелеными всегда?

-А вы знаете, как отличить ель от сосны?

(ответы детей, демонстрация веточек ели и сосны) иллюстрации с изображением веточек ели и сосны

-Запомните маленькое правило:

Елочка-короткая иголочка

Сосна-игла длинна

( закрепляем, еще раз ищем на картинках и рассматриваем веточки)

-Вы знаете, как правильно называются иголочки у этих растений

 (Хвоинки)

- Хвоинки- это такие листья у хвойных деревьев, и хотя мы знаем, что сосна и ель « зимой и летом одним цветом», но на самом деле хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем опадают, но не все сразу. Если вы бывали в хвойном лесу, наверняка видели целый ковер из хвоинок. На самом деле, ель и сосна не совсем обычные деревья. Что же в них необычного мы сейчас узнаем

Познавательный рассказ с презентацией

 ( презентация)

1 слайд-титул Загадка:

Ёе всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем (ель)

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке

(сосна)

2слайд: Давайте с вами поближе познакомимся с елью и сосной. Посмотрите и скажите, чем отличаются ель и сосна при беглом взгляде. (Где ель, а где сосна)

Сосна светолюбивое растение, ветки только на верхушке дерева, потому что нижние веточки погибают в тени и отваливаются. А у ели крона густая, веточек много, дерево покрыто ими с верху до низу. Отличаются они и по времени жизни- ель растет-250 лет, а сосна-400.

3 слайд: сосна малотребовательна к почве, расти может в самых невероятных местах. Корни сосны так сильны и длинны, что сосна может расти даже на скалах ( с лат. «Сосна». Значит «скала»). Число корней у сосны в 12 раз больше, чем у ели, и они в 6 раз длиннее Даже во время сильной бури ствол сосны хорошо противостоит ветру, корни так крепко держатся за землю, что сосна выдерживает самые сильные бури и ураганы.

4 слайд-А у ели развиваются только поверхностные корни и во время сильной бури ели ветром валит с корнем. Ель очень требовательна к почве, на плохих почвах не растет.

5 слайд: как вы думаете, если вы попадете в сосновый лес, там будет темно или светло?

Там будет светло, сосновый лес светлый, потому что сосна очень любит солнце, и в тени просто не растет, погибает

6 слайд: а вот еловый лес- темный, ель может расти в тени. Еловый лес мрачный, влажный, трудно проходимый.

7слайд: лес может быть густой, редкий, может быть дремучий. Может быть хвойный, лиственный, а есть  «Танцующий лес». В Калининградской области есть лес, все стволы которого изогнуты, и как будто закручены в петли. Никто не знает почему так произошло и все приезжают полюбоваться на это чудо - танцующий лес. Мы с вами тоже сейчас поиграем и немного потанцуем. Игру « Сосна» помните? Давайте поиграем

Мы посадим сосну( хоровод)

Вот, вот ( приседаем)

Пускай наша сосна растет, растет ( медленно поднимаемся)

Вырастай ты, сосна (разводим руки в сотроны)

Вот такой ширины

Вырастай ты, сосна( руки вверх, на носочки)

Вот такой вышины

Вырастай, ты, сосна

(делаем пружинку)

В добрый час

Потанцуй( имя) для нас, для нас (хлопаем в ладоши)

Покружись для нас (ведущий танцует, кружится)

А мы с этой сосны шишки срывать будем

От ( имя ведущего) убегать будем (2 раза играем)

-Вы, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? (выслушать предположения детей)-Кому нужны шишки в лесу? Правильно, шишками, хвоей, почками питаются многие птицы, а еще белки. Взгляните на эту шишку (демонстрируется шишка). Шишки у сосны и ели тоже разные. Давайте сравним. У ели шишка длиннее, тоньше, чешуйки мельче и мягче, а у сосны шишечка круглее, короче, чешуйки тверже, крупнее.

(продемонстрировать шишки, потрогать; еще раз найти на картинках)

-Как вы думаете, на елях и соснах много шишек?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один-много»

Дидактическая игра « Один-много»

Ель-много елей

Сосна-много сосен

Снег-много снега

Хвоя- много хвои

шишка- много шишек

древесина-много древесины

ветка- много веток

дерево- много деревьев

корень- много корней

-Молодцы!

Воспитатель: А вы знаете ребята, что с давних времен, во многих странах мира ель и сосну считали магическим, волшебным и колдовским деревом. Как вы думаете, почему?

 ( ответы детей). А все очень просто! Просто и сосна и ель приносят человеку много пользы. Давайте подумаем, какой и посмотрим дальше, что нам покажет ноутбук

( Продолжение презентации. Как человек использует ель и сосну)

Беседа по слайдам

Смотрите, как много пользы приносят человеку ель и сосна, а взамен просят только одного: не обижать их, не ломать без необходимости веток, не рубить. Но бывает, что ели и сосны срубают безжалостно, и в больших количествах. Когда это бывает( Новый год) Елочка в доме-это, конечно, красиво, но она очень быстро погибает, осыпаются хвоинки и её просто выбрасывают. Что мы можем сделать, чтобы сохранить это богатство? ( не рубить, использовать искусственные и .. посадить новые)

- Как же можно вырастить новые елочки и сосенки? ( посадить семена)

-Но из семян сосны и ели растут очень-очень долго, медленно.  Где находятся семена ели и сосны?( в шишках. Показать шишку еловую, шишку сосновую), семена высыпаются, попадают в землю. Весной из семян появляются росточки длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько иголочек. Пройдет много лет, пока из этого росточка вырастет полноценное дерево. Недаром говорят: « Не мудрено срубить- мудрено вырастить». Как вы понимаете эту пословицу?( Ответы детей)

-Но можно получить взрослое дерево и любое другое растение намного быстрее. Есть такой способ- называется черенкование.

 Воспитатель объясняет смысл черенкования.  –

- Смотрите, ветром отломило веточки, они могут погибнуть, но мы можем их спасти и дать им новую жизнь.

Показывает уже готовый черенок и наглядно демонстрирует детям, как они делаются. Нарезаем черенки, сажаем их в горшочки с подготовленной землей, накрываем пакетами. Отметить, что таким способом можно размножить многие другие растения

 - Теперь мы подождем, пока черенки укоренятся и посадим их на нашем участке, чтобы у нас было красиво и чтобы хвойный аромат помогал нам расти здоровыми.  Вы скоро станете старше, уйдете из детского сада, а эти елочки будут напоминать нам о вас.

3.Подводим итоги

-Что нового узнали?

-С каким способом размножения растений познакомились?

-Что вам больше всего понравилось?

-Что нужно растениям для роста? (свет, тепло, вода). Сейчас мы отнесем наши горшочки на окошко, помоем ручки пойдем играть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ель и сосна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное рисование нетрадиционным способом на коми и русском языках "Пожöм" (сосна)

КОЛЛЕКТИВНОЕ РИСОВАНИЕ нетрадиционным способом «Пожöм» (сосна) Цель: Развивать творческие способности детей посредством нетрадиционного способа рисования. Задачи: Учить рисовать хвою сосны  не...

конспект занятия "Сосна"

конспект занятия по рисованию...

Педагогический проект на тему «Реализация образовательной области «Познание » посредством приобщения детей к растительному миру "О чем шумит сосна?"

Все чаще человек воспринимает окружающую его природу как данность, не заботясь о том, почему исчезает тот или иной вид растений? Важно уже в дошкольном возрасте сформировать правильное представление о...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Презентация "Кто дружит с сосной".

Презентация "Кто дружит с сосной" предназначена для детей подготовительной группы. при помощи неё малыши смогут узнать как происходит в природе взаимосвязь между растениями и животными....