план - конспект
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о свойствах воды и её роли в жизни животного и растительного мира; активизировать речевой словарь: лаборатория, ученый, натяжение воды.
Развивающие: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, умение работать сообща.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa_-_konspekt_-_opyty_s_vodoy.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект нод по познавательному развитию
«Опыты с водой профессора «Всезнайки»
Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о свойствах воды и её роли в жизни животного и растительного мира; активизировать речевой словарь: лаборатория, ученый, натяжение воды.
Развивающие: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, умение работать сообща.
Атрибуты:
Костюм профессора: белый халат, медицинская шапочка, бейдж.
Костюмы детям: белые халаты, планшетники.
Атрибуты для опытов: пластиковые прозрачные стаканы, красители, пластиковые маленькие ложечки, небольшая игрушка на каждого ребенка, картинки-значки по 8 штук на каждого ребенка, по 4 картинки рыбы и 4 водомерки – на каждый стол. Пипетка, пачка яблочного сока. Два полиэтиленовых одноразовых пакета. Хорошо наточенные карандаши. Несколько виноградин на пластиковой тарелке. Кусочек марли или бинта. Салфетки или кусочки туалетной бумаги. Аудиозапись физминутки. Набор для экспериментирования.
Ход занятия
Дети входят в группу. Их встречает воспитатель в белом халате с бэйджиком «Профессор научной лаборатории Всезнайка»
Воспитатель: Здравствуйте! Проходите! Как ваше настроение? Очень хорошо! Меня зовут профессор Ольга Викторовна, я директор научной лаборатории и очень рада вас видеть у себя! Были когда-нибудь в настоящей лаборатории? Нет? А знаете, что там делают? Дождаться ответа детей.
Воспитатель: Правильно! Там проводят опыты. Делают различные тесты! А, может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия человека, который работает в НАУЧНОЙ лаборатории?
Дети: Ученый!
Воспитатель: Да, в научных лабораториях работают ученые! И сегодня я вам предлагаю стать сотрудниками лаборатории, самыми настоящими учеными! Хотите?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Хорошо, и так каждый сотрудник лаборатории одевает халат и получает вот такую папку. Здесь вы будете отмечать результаты ваших исследований!
Одеть на каждого ребенка медицинский халат и раздать красочную папку.
Воспитатель:Я вас поздравляю! Теперь вы все ученые! И у нас первая планёрка! Проходите на стулья.
Стулья стоят полукругом, напротив стул для воспитателя. Рассаживаются на стулья.
Воспитатель:Уважаемые ученые! Сегодня в нашу лабораторию поступил заказ исследовать свойства воды. Наша задача: провести опыты с водой и отметить результаты в своих папках. Выберите, пожалуйста, картинки с опытами, которые вы будете проводить, и вставьте их в верхний кармашек.
Воспитатель предлагает картинки. Дети вставляют их в верхний кармашек папки.
Воспитатель: Ниже вы видите таблицу. Там мы будем отмечать результаты опытов, то, что у нас получилось.
Воспитатель: Уважаемые ученые, проходите в лабораторию!
Дети проходят к столам, выставленным буквой П. По бокам рассаживаются дети, а стол посередине предназначен для опытов.
Воспитатель показывает маленькую бутылочку с водой: как вы думаете, имеет ли вода форму? Какую сейчас форму имеет вода?
Дети: форму бутылки!
Воспитатель наливает воды в стакан: А если воду налить в стакан?
Дети: форму стакана.
Воспитатель: Саша, можно тебя попросить помочь мне? Воспитатель отдаёт стакан с водой мальчику, сама берет одноразовый пакет. А если налить воду в пакет? Саша, выливай воду в пакет. Спасибо, присаживайся! А если этот пакет согнуть? Вода принимает форму любого сосуда, в который её нальют. А сама вода имеет форму? Воспитатель выливает из пакета воду в плоский неглубокий контейнер.
Дети: нет!
Воспитатель: Совершенно верно, вода не имеет форму. Перед вами есть значки. Каким знаком вы обозначите, что вода не имеет форму? Покажите, пожалуйста! Дети выбирают знак «Перечеркнутые фигуры», показывают воспитателю. Отклеивают сзади значка двусторонний скотч, приклеивают на папку.
Воспитатель:У вас на столах стоят стаканы с водой и игрушка. Возьмите их, пожалуйста. Налито полстакана воды. Посмотрите сквозь стакан с водой на игрушку. Видно игрушку? А друг на друга? Видите?
Воспитатель подходит к каждому с жидким красителем и пипеткой. Капает по несколько капель детям в стакан с водой.
Воспитатель: Перемешайте ложечкой воду. Теперь посмотрите на игрушку. Видно теперь игрушку?
Дети: нет!
Воспитатель: Почему в не закрашенной воде видно предметы, а в подкрашенной не видно?
Дети: Потому что вода прозрачная!
Если дети не ответили на вопрос: Вода имеет цвет, когда она не подкрашена? Показать стакан с обычной водой.
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, вода не имеет цвета. Но она может принимать цвет той краски, которой её подкрашивают. Как у вас в стаканах. Поэтому,какой значок выберите? Дети выбирают знак «Перечеркнутые цвета радуги».
Воспитатель: У вас есть ещё стаканы с водой. Давайте её понюхаем. Пахнет чем-нибудь? А попробуйте её на вкус. Какой вкус у воды? А если я сделаю так: наливает яблочный сок каждому, примерно 50 на 50. Теперь понюхайте. Чем пахнет?
Дети: Яблоком!
Воспитатель: А попробуйте на вкус! Какой вкус теперь?
Дети: Вкус яблока!
Воспитатель: Уважаемые ученые, так какое мы вынесем решение? Имеет ли чистая вода запах?
Дети: нет, не имеет!
Воспитатель: А имеет ли вода вкус?
Дети: Нет!
Воспитатель: Какими знаками мы отметим эти свойства?Дети выбирают знаки «Перечеркнутый нос» и «Перечеркнутый язык», приклеивают.
Воспитатель:Уважаемые коллеги! Вы прекрасно справляетесь с заданиями! Давайте немного разомнёмся!
Музыкальная физминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель:Молодцы! Вы выполняете все движения так же хорошо, как и проводите опыты! Ну а теперь я приглашаю вас пройти в совершенно секретную часть лаборатории. Там проводятся очень серьёзные опыты! Не забудьте свои папки!
Дети берут свои папки и проходят к столам в другом конце группы.
Воспитатель: В начале работы вы выбирали картинки и вставляли их в кармашек папки. Найдите свою пару. Чтобы у вас были одинаковые картинки. Все нашли? Тогда ученых с картинкой винограда прошу за этот стол. На столе: пластиковый стакан, маленькая бутылочка с газированной водой, тарелочка с виноградинками, картинка рыбы.
У кого картинки бинта – за этот стол. На столе: стеклянный стакан, маленькая бутылочка воды, контейнер, картинка водомерки на воде.
У кого картинки краски – присаживайтесь сюда. На столе:стаканчики с водой и с пищевыми красителями. Картинки дерева, куста и цветка.
Воспитатель: Какая картинка у вас?
Дети: Карандаши!
Воспитатель: Присаживайтесь за этот стол. На столе: одноразовый пакет, несколько хорошо заточенных карандашей в стаканчике, маленькая бутылочка воды, низкий широкий контейнер.
Воспитатель: Итак, нам предстоит совершить совершенно серьёзные опыты! Будьте внимательны! Давайте начнём с вас.
Опыт № 1. Подходит к столу с виноградинкой, становится за спинами детей.Коля, открывай бутылочку и наливай в стакан воду. Наташа, опускай виноградинку в воду. Опускает. Что с ней стало?
Дети: опустилась на дно.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Потому что она тяжелее воды! Но посмотрите, на неё садятся пузырьки воздуха, когда их много - она поднимается на поверхность! Посмотрите, что происходит! Наверху несколько пузырьков лопаются, и она опять опускается вниз. Значит воздух легче воды. По этому принципу в морях и океанах плавают рыбы. Посмотрите, у вас лежит картинка рыбы. У них есть воздушный пузырь. Когда им нужно опуститься глубже, они сжимают мускулами свой пузырь и опускаются, а когда нужно подняться выше – расслабляют мускулы и пузырь снова наполняется воздухом. Рыба становится легче и всплывает верх. Как эта виноградинка. Воздух легче воды, в таком случае говорят, вода очень плотная.
Перед вами также лежат картинки-значки. Какой выберете?
Дети: Пёрышко!
Воспитатель:Перечеркнутое пёрышко! Я тоже так думаю! Вода совсем не легкая, она плотная! Прикрепляйте в свои папки.
Опыт № 2. Воспитатель подходит к другому столу: Давайте посмотрим на ваш опыт. Маша, накрывай стакан кусочком бинта. Воспитатель фиксирует резинкой вокруг стакана. Слава, наливай в него воды, прямо через марлю. Ребята, что будет, если стакан с водой перевернуть?
Дети: Вода выльется.
Воспитатель: Давайте проверим! Накрыть рукой плотно стакан, или бумагой, и резко перевернуть вверх дном. Проделывать эксперимент на всякий случай нужно над контейнером. Убрать руку или лист бумаги. Вода не выливается. Стакан держать чётко ровно!
Вода не выливается из-за её натяжения. Когда вода в спокойном состоянии, не колышется, на её поверхности маленькие невидимые нам молекулы соединяются друг с другом, как пазлы: крепко-крепко и получается невидимая плёночка. Аккуратно вылить воду в контейнер.У вас есть картинка водомерки, посмотрите. Она тоже не тонет в воде, потому что ступает по ней аккуратно, чтобы не вода не колыхалась. Её тоже удерживает натяжение. Какой значок выберете в этот раз?
Дети: пазлы!
Дети вклеивают в папку значок.
Опыт № 3. Воспитатель:У вас какой красивый набор! Подходит к столу со стаканчиками с красителями. Возьмите салфетки и аккуратно вставьте по одной в стаканы. Смотрите внимательно! Что происходит?
Дети: Краска поднимается вверх!
Воспитатель: Да, точно так же растения пьют воду. И деревья, и кустарники, и цветы. Вода от корней поднимается к самым листочкам. Вода нужна не только людям и животным, без неё не могут прожить и растения! Какой значок выберете?
Дети: Дерево!
Воспитатель: Согласна! Ну а у вас карандаши не просто так на столе!
Опыт № 4. Витя, наливай в пакет воду. Воспитатель держит пакет, мальчик наливает. Крепко завязать пакет или удерживать рукой. Что будет, если проткнуть пакет с водой карандашом?
Дети: Вода вытечет!
Воспитатель: Если продырявить пакет и вынуть карандаш обратно, конечно вода вытечет, а если мы оставим карандаш в пакете? Света, возьми карандаш и аккуратно проткни им пакет. Посмотрите, вода не выливается! Витя, ты тоже попробуй! Опыт проделывать на всякий случай над контейнером. Ребята, вода не вытекает потому, что в воде есть пузырьки кислорода. Они обволакивают карандаш сразу, как только он попадает в пакет с водой. Поэтому нет отверстия между пакетом и карандашом в этих местах. Показать. Какой значок остался у вас на столе?
Дети:Пузырьки!
Воспитатель: Правильно, пузырьки кислорода. Прикрепляйте его! Уважаемые коллеги-ученые, мы прекрасно справились со всеми заданиями и я приглашаю вас на последнюю планёрку обсудить результаты опытов.
Все проходят на стулья.
Воспитатель: Итак, мы сегодня очень много узнали о свойствах воды! Кто из вас хочет о них рассказать? Не стесняйтесь! У вас есть значки – подсказки.
Ребенок: Вода не имеет запаха, цвета, она прозрачная, не имеет вкуса. Вода не имеет своей формы, но может принимать любую форму сосуда. Вода жизненно необходима всем живым организмам и растениям. Сверху воды образуется пленка как пазл. Вода имеет свою плотность и в ней есть кислород.
Воспитатель: Всё правильно! Вам понравилось? Я благодарю вас за интересную работу, мне было очень приятно с вами познакомиться. На свете есть ещё очень много опытов и с магнитами, и с песком и с другими веществами. Всё это вы обязательно узнаете! Ну а на память и в благодарность за вашу помощь я хочу подарить вам наборы для опытов. Я думаю Вам будет интересно проделать опыты в группе. Всего вам доброго! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...
Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)
Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель: включить детей в музыкально-театрал...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии
Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...