Игры для малышей по сенсорному развитию
статья

Система работы по экологическому воспитанию при помощи различных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

" Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности"

В целевых ориентирах ФГОС ДО требования к экологическому воспитанию представлены следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания и т.п.» Достижение данных целевых ориентиров предполагает не одностороннее воздействие на ребёнка, а развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, организованное прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка. Правильно организованное экологическое воспитание оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, волю детей, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Цель моей работы по экологическому воспитанию детей: создание необходимых условий для формирования экологической культуры дошкольников.

Исходя их цели, я выдвинула следующие задачи:

  • расширять и уточнять у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней
  • обогащать сенсорный опыт детей: совершенствовать восприятие окружающих объектов живой и неживой природы, формировать умение устанавливать связи и зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать различные мерки, модели и схемы.
  • через наблюдения, опыты, эксперименты, игры экологического содержания подводить детей к умению делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения, развивать детскую наблюдательность
  • формировать у детей осознанно-правильное отношение к окружающим их объектам природы

 Для решения вышеперечисленных задач используется программно-методическое обеспечение, которое вы идите на экране.

 Работу по экологическому воспитанию детей я построила через игровую деятельность, т.к. включение игры в процесс обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе-эффективное средство воспитания детей, в игре происходит уточнение и закрепление знаний о природе и окружающей среде, формируется бережное и внимательное отношение к объектам «живой» и «неживой» природы

 Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств.  Дидактические игры используются для формирования навыков умственной деятельности детей, умения использовать полученные знания в новых ситуациях. Наряду с игровыми задачами дидактическая игра содержит и учебные: дети, играя, учатся находить сходства и различия признаков групп животных и растений, знакомятся со взаимосвязями живых организмов, с правилами взаимодействия человека с природой, знакомятся с различными экосистемами и т.п. С помощью лэпбука дети закрепляют знания о животных, насекомых, растительном мире, о сезонных изменениях в природе.

 Экологическое воспитание также осуществляется путем привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей знаний о природе. Это создает эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат усвоения знаний: обыгрывание игрушек, разыгрывание сюжета, создание воображаемой ситуации служит для детей своеобразной формой обучения, познания окружающего. Ролевые действия разворачиваются в соответствии с экологическими правилами.

 Одной из оптимальных форм экологического воспитания дошкольников являются игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия по ознакомлению с миром природы, наблюдения. К детям приходят герои литературных произведений Чипполино, Незнайка, Карлсон, Буратино и предлагают детям различные ситуации, когда необходимы помощь и знания детей, ребята из обучаемых превращаются в обучающихся. Смена позиций выступает как положительный фактор обучения- активизируется умственная деятельность детей. Кроме того, когда Карлсон и Незнайка проявляют неосведомленность, строят нелепые предположения, дети стоят «над ними», что придает им уверенность, они обретают авторитет в собственных глазах.

  Эффективной формой получения экологических знаний является игра-путешествие. Это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. Сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с явлениями и объектами природы в качестве путешественника, в рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, рассуждают, «фотографируют» и пр. Педагог, взяв на себя роль экскурсовода, опытного путешественника и т.п. рассказывает и показывает детям то, ради чего они отправились в путь. Дети путешествуют по разным климатические зонам, экосистемам, посещают зоопарк, различные музеи и выставки. В играх такого типа большую роль оказывают атрибуты (самодельные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы и т.п.) Эти «оптические приборы, ограничивая объективом пространство, создают хорошие визуальные условия для наблюдения, дети «фокусируются» на главном. Кроме того, в фотографиях-рисунках дети отражают свои впечатления, закрепляют полученные знания.

 Успех работы по экологическому воспитанию зависит и от тесной взаимосвязи с родителями. С родителями проводятся индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, мастер – классы, оформляются родительские уголки и др. В прошлом году проводился конкурс «Загадки с грядки», родители изготовили для группы разнообразные книжки-малышки.

 В этом году в детском саду проходит экологическая акция «Добрые крышечки», наши дети и родители принимают в ней активное участие. Девиз акции: «Сдавая крышечки на переработку, вы очищаете планету». В сентябре всех родителей познакомили с условиями проведения акции- в каждой группе организован пункт сбора крышечек, куда в течение года их несут. В приемной размещены требования к маркировке крышек. У каждого ребенка есть свой блокнот, куда он отмечает количество принесенных крышечек. Вот так в игровой форме дети и родители решают глобальные экологические проблемы. Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности о проблемы и получить желаемый результат в экологическом воспитании детей.

 Итак, преимущество экологического воспитания посредством игровой деятельности очевидно: на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, на практике овладевают правилами поведения в природе. В перспективе мы планируем пополнить уголки природы моделями экосистем (луг), создать картотеку сюжетно-дидактических игр экологического содержания, провести с родителями акцию по сбору макулатуры «Спасаем деревья», изготовить лэпбук «Береги природу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.

Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....

Дидактическое пособие для малышей по сенсорному развитию

Данное пособие выполнено в форме презентайии.С помощью яркого материала имеется возможность обучать и закреплять сенсорные совйства предметов : цвет ,форму,велечину....

Дидактическое пособие для малышей по сенсорному развитию

Данное пособие выполнено в форме презентайии.С помощью яркого материала имеется возможность обучать и закреплять сенсорные совйства предметов : цвет ,форму,велечину....

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

Дидактические игры из фетра на сенсорное развитие "Развивашки малышам"

Дидактические игры из фетра на сенсорное развитие "Развивашки малышам"...

Газета для родителей "Малыши" №6 "Сенсорное развитие детей"

Газета для родителей "Малыши" №6 посвящена вопросам сенсрного  развития детей....

Консультация « Дидактические игры для малышей на сенсорное развитие детей»

Консультация « Дидактические игры для малышей на сенсорное развитие детей»...