Дидактические игры из фетра на сенсорное развитие "Развивашки малышам"
методическая разработка (младшая группа)
Дидактические игры из фетра на сенсорное развитие "Развивашки малышам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivashki_malysham.odt | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивашки малышам»
( дидактические игры из фетра на сенсорное развитие)
Воспитатель:
Горожанцева Е.В.
Дидактические игры из фетра на сенсорное развитие: «Развивашки малышам»
ЦЕЛЬ
-Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством развивающих игр.
ЗАДАЧИ
- Вызывать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию : наблюдать, обследовать,
экспериментировать с разнообразными материалами.
- Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине.
- Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику рук, способствовать развитию тактильных анализаторов.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данной разработки заключается в том, что развитие происходит через включение ребенка в совместно организованную деятельность со взрослым, учитывая возрастные особенности. Ведь именно развивающая игра - одна из форм практического мышления, которая ведет к повышению интеллектуальных и сенсорных способностей детей. Дети развиваются наилучшим образом, когда они действительно увлечены процессом с красочным разнообразным материалом. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных , так и нетрадиционных игровых приемов и средств в работе с детьми.
Это натолкнуло нас на мысль изготовить планшеты из фетра. Благодаря различным предметам с использованием замков, липучек, кнопок, пуговиц, кармашков с крупами и разными «шуршалками», дети развивают тактильные ощущения, мелкую мускулатуру рук, знакомятся с формой и цветом предметов. Навыки, полученные в данных играх, дети могут в дальнейшем использовать применять на практике: шнуровать и застегивать обувь, одежду.
Почему именно из фетра? Фетр стал популярным материалом неслучайно:
-Игрушки получаются очень яркие, универсальные, мягкие и приятные
на ощупь; они безопасны.
- Можно изготавливать любые сюжеты и картинки.
- Изделия носят различный уровень сложности игры.
- Они легкие и компактные .
Особенно изделия из фетра нравятся маленьким деткам. Из этого материала можно сшить все, что угодно. Мы предлагаем изготовить вот такие яркие и красочные планшеты своими руками:
- Дидактическая игра «ВОЛШЕБНЫЕ ЗАМОЧКИ»
Задачи:
- учить открывать и закрывать замочки;
- закреплять знания основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и соотносить их по признакам (цвету);
- развивать координацию действий обеих рук;
- формировать зрительное восприятие, внимание, воображение.
- вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
Ход игры:
1 вариант:
Воспитатель берет и рассаживает на стол перед детьми ( можно брать от 1 до 4 детей) 4 куклы ( в красном, синем, желтом и зеленом платьях). Говорит: «Куклы очень хотят, чтобы я пришила к их красивым платьицам пуговицы. Но пуговицы спрятались в домики и чтобы их достать, нужно открыть волшебные замочки . Поможете мне достать пуговицы из домиков?»
Затем педагог показывает детям планшет с разноцветными замочками и предлагает им по очереди расстегнуть каждый замочек. Дети достают из кармашков пуговицы, подбирают их по цвету кукольного платьица и обратно застегивают замочек. По ходу действий детей воспитатель задает вопросы:
- Какого цвета замочек ты открыл?
- Какого цвета пуговица живет в этом домике?
- Какому по цвету платьицу подойдет эта пуговица?
2 вариант:
Воспитатель вынимает все пуговицы из кармашков. Пуговицы- это «жильцы» разноцветных домиков. Предложить детям разложить пуговицы по цвету: « Размести жильцов в домики»
- Дидактическая игра « ЦВЕТИКИ- РАЗНОЦВЕТИКИ»
Задачи:
- учить застегивать и расстегивать пуговицы;
- развивать мелкую мускулатуру рук;
- закреплять цвета( желтый, зеленый, голубой,синий, розовый);
- обучать описывать цветы,отмечая при этом различия и сходства между ними( форма,цвет);
- включать детей в активную деятельность с предметами.
Ход игры:
1 вариант:
Педагог вместе с детьми рассматривают цветы на планшете, называют цвет каждого цветочка в отдельности , а также цвет листочков. Для этого воспитатель использует бабочку: отцепляет ее и предлагает детям посадить бабочку на каждый цветок поочередно, сопровождая действия текстом: Посади бабочку на желтый цветочек, и т.д. Можно прочесть стихотворение:
-Над цветочками порхает, кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные, ее танцы заводные.
2 вариант :
Педагог снимает все цветы с пуговиц и предлагает ребенку «посадить цветочек в лунку»: « Посади желтый цветочек в желтую лунку, посади розовый цветочек в розовую лунку , посади голубой цветочек цветочек в голубую лунку. Цветочку будет хорошо только в лунке своего цвета». Дети поочередно «застегивают» цветочки на пуговицы, называя признаки ( все цветы одинаковые по форме, но разные по цвету).
- Дидактическая игра «ИСКАЛОЧКИ с улиткой»
Задачи:
- развивать у детей восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов, способствовать развитию тактильных анализаторов;
- познавать характер поверхности (гладкость-шероховатость, твердость-мягкость);
- учить правильно находить и называть предметы по геометрической форме, упражнять в их названии;
- при помощи воспитателя принимать игровую задачу и действовать в соответствии с ней.
Ход игры:
Педагог показывает ребенку улитку на планшете:
-Для улитки дом - ракушка как красивая игрушка
Весь завитый и резной носит домик за спиной.
Хватит домик охранять, выходи-ка погулять.
Затем предлагает ему потрогать, погладить улитку и сказать, какая у улитки голова (гладкая или шероховатая), затем точно также потрогать и сказать, какой у улитки домик .
«Улитка хочет поиграть с тобой в искалочки. В своем домике она что то спрятала. Давай поищем»
Ребенок сквозь сетку на улике на ощупь находит пуговицы, называет их по форме( круглая, квадратная, прямоугольная) и по характеру поверхности( пуговицы твердые).
- Дидактическая игра «ПРИВЯЖЕМ ШАРИК»
Задачи:
- учить детей прикреплять предметы на кнопки;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать навыки счета( один , много, мало, ни одного);
- закрепить знания о цвете( синий.оранжевый, белый, желтый);
- использовать разнообразные игровые действия,называть их в ответ на вопрос воспитателя.
Ход игры:
1 варииант:
Педагог показывает ребенку планшет с мишкой , который держит в руках веревочки от шариков( шарики убраны) .
Воспитатель читает стихотворение:
- Легкий шарик мой воздушный дернул нитку непослушно,
Оборвал, сказал: Пока. И умчался в облака.
«Ветерок оторвал Мишкины шарики от ниточек и унес их высоко высоко .Но я поймала их и принесла обратно Мишке. Давай вместе вернем Мишке шарики».
- Сколько шариков у Мишки? ( ни одного,нисколько).
- А сейчас сколько шариков? (один).
- А сейчас? (много).
Ребенок прикрепляет по одному шарику к ниточкам на кнопки, называя цвет шариков.
2 вариант:
Ребенок вместе с педагогом рассматривает прикрепленные на ниточках шарики у Мишки. Затем воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, меняет 2 шарика местами: «Что изменилось?»
- Дидактическая игра « РЫБКИ»
Задачи:
- способствовать развитию тактильных анализаторов;
-учить различать и дифференцировать шумы, развивать слуховое
внимание;
-закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названиях;
-формировать навыки начального счета;
- помогать осваивать новые способы и приемы действий.
Ход игры:
Детям предлагается рассмотреть рыбок:
-Пузыри пускает рыбка под водою без конца.
Как ей это удается,нет ведь мыла,нет кольца.
Затем -движением руки обвести контуры рыбок и сказать, какой формы туловище у рыбки, хвост и плавники ( круг, треуголник), посчитать, сколько всего рыбок:
-Сколько всего рыбок?
Воспитатель предлагает ребенку убрать 1 из рыбок(уплыла):
-Сколько рыбок осталось?
-Какого цвета рыбки остались?
Действие повторить со всеми рыбками.
Рыбки боятся злую акулу. Давайте пошумим и напугаем акулу.
Дети нажимают на прозрачные окошечки всех рыбок попеременно.
Воспитатель обращает внимание, что все рыбки «шумят» по-разному.
- Дидактическая игра «ШНУРОВКА»
Задачи:
- учить детей продевать тесьму в отверстие по подражанием действиям взрослого;
- продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий;
- создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания;
- формировать зрительно-двигательную координацию и чувство восприятия пространства;
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку планшет с 1 кроссовкой и говорит:
«Эту кроссовку потерял один мальчик, потому что не зашнуровал ее и не завязал на ней бантик. Давай научимся с тобой как нужно правильно это делать, а потом разыщем того мальчика и научим его шнуровать».
Педагог объясняет и показывает, как это сделать. Ребенок выполняет задание по образцу. При затруднении взрослый помогает ему.
В ходе выполнения действия читает стишок:
- Не ботинки я шнурую, а шнурки я дрессирую.
Чтоб из рук не вырывались, надо мною не смеялись.
А завязывались ловко,как велит им дрессировка,
А держали бы башмак крепко- накрепко. Вот так!
- Дидактическая игра «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ»
Задачи:
- учить подбирать подходящие по размеру полоски и приклеивать их на липучки, вставлять полоски в трафарет;
- развивать глазомер и координацию движения рук;
- формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.
Ход игры:
1 вариант:
Воспитатель снимает все полоски с пирамидки и раскладывает их от самой короткой до самой длинной на столе,п редлагает ребенку навести порядок- сложить пирамидку. Вместе с ребенком рассматривают все полоски пирамидки.
-Какие полоски по размеру? (все разные)
-Найди самую большую полоску
-Какая по цвету самая длинная полоска?(желтая)
-А самая короткая? ( зеленая)
Приклей ее, найди полоску поменьше, найди самую маленькую полоску.
Воспитатель показывает, как можно сравнить полоски по размеру( наложить одну полоску на другую).
Первый раз ребенок учится собирать пирамидку из трех полосок, в дальнейшем - из 5.
Воспитатель сопровождает действия художественным словом:
- Я собираю пирамидку, как нелегко ее собрать!
Колечек много разноцветных :1,2,3,4,5
2 вариант:
Когда ребенок научится собирать пирамидку из 5 полосок, задание усложняется: Воспитатель снимает с каждой большой полоски маленькие и учит ребенка приклеивать полоски по принципу трапеции.
- Дидактическая игра « ПОДБЕРИ ФИГУРЫ»
Задачи:
- знакомить детей с геометрическими фигурами( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) ; выполнять действия с ними;
- продолжать учить приклеивать фигуры на липучки , используя трафарет;
- соотносить предметы по форме и размеру;
- развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
Воспитатель показывает набор геометрических фигур ( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) , называет их и показывает, как надо их вставить в трафареты. Предлагает сделать то же самое ребенку. Во время игры педагог постоянно закрепляет цвет и форму геометрических фигур.
9.Дидактическая игра « УМНАЯ СОВУШКА»
Задачи:
- развивать тактильные анализаторы;
- учить различать и дифференцировать шумы, развивать слуховое восприятие;
- продолжать знакомить с внешним видом птиц и животных;
- создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания ;
- формировать зрительно- двигательную координацию.
Ход игры:
1 вариант:
Воспитатель показывает детям планшет с совой и читает стихотворение:
- Совушка- сова, как шар голова.
Высоко сидит, головой вертит.
«Сова - это птица, которая живет в лесу. Она умело машет крыльями. Вот так. И может прятаться от вас. Это она так с вами играет. А вы хотите с ней поиграть?»
Воспитатель показывает, как сова «закрывает» крылышками глаза, предлагает детям повторить действие, поиграть с совой.
2 вариант:
Один ребенок закрывает сове глаза крыльями, а другой в это время старается найти животного , названного воспитателем.
Вышеуказанные игры организовываются и проводятся под руководством воспитателя с подгруппой детей (3-4 ребенка) или индивидуально с 1 ребенком.
Это лучший способ развития и закрепления сенсорных навыков у детей младшего возраста. Ведь дидактическая игра для малышей является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Поэтому, считаем, что данное дидактическое пособие играет большую роль в овладении детьми сенсорными способностями . И чтобы решить эту задачу, мы и в дальнейшем будем максимально заинтересовывать детей, привлекать их внимание к изготовленным играм.
В перспективе мы планируем и дальше работать над данной темой. А для этого будем продолжать изготавливать планшеты из фетра с другими сюжетами и использовать их в своей работе для сенсорного развития наших малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактические игры из фетра
Привлечь внимание ребёнка, заставить удивляться и подарить радость, способны красивые игрушки из фетра. В них есть что-то такое, отчего не только детскую душу, но и взрослого человека, посещает п...
Дидактическая игра из фетра "домашние животные"
Презентация дидактических игр на семинаре-прктикуме "Пополнение РППС развивающими играми" на базе МАДОУ №78, г.Нижнекамск, 2019 год....
Дидактическая игра из фетра для малышей своими руками «Огород»
Обогащать и закреплять знания детей и речи в игровой форме....
Дидактическая игра из фетра «Радужная сороконожка»
Дидактическая игра из фетра «Радужная сороконожка»Для детей 3-5 летЦель: Знакомить детей с системой цветов, их расположению в цветовом спектре.Материал:Фетровый фон, 7 цветных фетровых кру...
Дидактическая игра из фетра.
У детей 3-5 лет возникают трудности в различии цветов и геометрических фигур. Чтобы детям было легче запомнить названия цветов и геометрических фигур я изготовила дидактическое пос...
Дидактическое игра из фетра «Головоломка»
Дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой ...
Дидактические игры из фетра
Воспитатель: Василько Наталия Викторовна ГБДОУ детский сад №31 Петродворцового района города Санкт-Петербурга Дидактическое математическое пособие «Часы» Изготовлено из яркого фетра в виде...