проект по познавательному развитию "Ближе к природе"
проект по окружающему миру

Коршунова Галина Семеновна

возраст детей 4-5 лет

совместная деятельность семьи и доу по созданию природного уголка группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prir_ugolok_sr_gr_1.docx520.71 КБ

Предварительный просмотр:

  Проект

По познавательному развитию

средняя группа

         «Ближе к природе»

Подготовила:                      педагог МДОУ № 44 «Дружок»

                                           Коршунова Галина Семеновна

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1607455/c40501bc-66de-4452-b899-a6101bc7bde6/s1200

п. Подосинки


Этапы работы

1 этап:  диагностический

  • Анализ затруднений
  • Постановка проблемы, определение цели и задач проекта
  • Изучение материала по данной проблеме
  • Изучение методической литературы
  • Изучение нормативно-правовой базы

2 этап: практический

  • Обогащение предметно-развивающей среды
  • Оформление центра природы в соответствии с ФГОС
  • Прогнозирование результатов
  • Разработка перспективного плана
  • Сотрудничество с родителями в рамках проекта

3 этап: обобщающий

  • Анализ проделанной работы
  • Обобщение опыта работы по теме проекта. Распространение опыта  работы среди коллег

 

Тип проекта:  практико-ориентированный

По времени проведения: средней продолжительности (3 месяца)

По количеству участников: групповой

Участники проекта: воспитанники средней группы, их родители, воспитатель группы.

Проблема:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых  игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, а предметно-развивающая среда нашей группы была недостаточно оснащена, мы решили разработать проект «Наш центр природы».

Цель проекта:  обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять  заботу  о сохранении природы.

 При реализации нашего проекта были  поставлены следующие задачи:

1.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе.

2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;  любознательность, активность в познавательной деятельности.

3. Приучать ухаживать за комнатными растениями

4. Обогащать знания детей о комнатных растениях.

5. Приобщать детей к экспериментально-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.

2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4.Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

I этап - диагностический.

Для того, достичь цели нашего проекта - обогащение предметно-развивающей среды -  мы изучили методическую литературу и нормативно-правовую базу по теме проекта. 

Оформление центра природы по ФГОС.

У каждой группы детского сада свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ( СанПиН 2.4.1.3049-13), растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием. 
СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях. 
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.  Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум». В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в центр природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь: муляжи овощей и фруктов, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, рисунки детей о природе и поделки из природного материала , материал для труда, оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Дидактические игры природного содержания. 
Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

II этап – практический

Для достижения цели и планируемых результатов проекта нами был составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей. Для этого вначале предметно-развивающая среда нашего центра природы была приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН.

Развивающая среда центра природы  в нашей группе включает следующее:

-аудио- и видеозаписи диких и домашних животных, звуков природы, пения птиц;

- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных;

- картины с  пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг);

- настольные игры «Кто где живет?», «Кто с кем?», домино «Фрукты, ягоды», «Овощи»;

- маски животных для создания игровых сюжетных линий;

-природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, лоскуты ткани, веточки растений разных размеров);

-материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка)

-комнатные растения (колеус, каланхоэ декоративный, фиалка, гибискус, фикус голдил, толстянка)

Перспективное планирование

Содержание работы

Цель, задачи

Участники проекта

Январь

Наблюдение и труд в уголке природы

Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Богатство природы (вода)»

обучить детей различать состояния воды;

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);

Воспитатель, дети.

НОД по речевому развитию «Лес зимой»

-развивать знания детей   о зимовье  диких животных и их жилище; развивать творческое воображение, фантазию.

- воспитывать любовь к природе, животным

Воспитатель, дети.

Дид. Игра «Что из чего сделано?»

Закреплять знания о материалах, учить различать стеклянные, металлические, деревянные предметы.

Воспитатель, дети.

НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Дерево в снегу»

Закреплять представление о зимнем покое деревьев, учить рисовать красками, используя ватную палочку.

Воспитатель, дети.

Беседа на тему «Как зимуют звери?»

Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям.

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

Воспитатель, дети.

П.игра «Лиса и заяц»

Учить действовать по сигналу, учить бегать не натыкаясь друг на друга, создать радостное настроение.

Воспитатель, дети.

Февраль

НОД по познавательному развитию «Как зимуют растения на улице и в комнате?»

Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, знание правил ухода за ними.

Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников

Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице

Воспитатель, дети.

НОД по познавательному развитию (математика) «Наш природный уголок»

Упражнять в различении пространственного расположения относительно себя. Закрепить знания о растениях, животных центра природы.

Воспитатель, дети.

Дид. игра «Кто где живет?»

Развивать речь, память, мышление, воображение.

Воспитатель, дети.

НОД по познавательному развитию

«Врачи- наши помощники»

Закреплять представления детей о труде врача, знания о витаминах. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье.

Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о нем. Учить сажать лук на перо.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте».

дать конкретные представления о живых организмах (питание, рост, тянутся к свету, размножаются);

Конкретные представления об условных потребностях растений (свет, тепло, влага);

Представления о состоянии растений. Обогащать память ребенка, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь.

Воспитатель, дети.

Март

НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация)

«Цветы для мам»

Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление;  воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская  деятельность «Как обнаружить воздух в помещении?»

Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; показать, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. Ввести в активный словарь слово - упругий. Показать детям, что воздух необходим людям, без него мы погибнем.

Воспитатель,

дети.

Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек".

Помочь детям запомнить стихотворение.  Вызвать желание выразительно читать стихотворение. Дать представление о комнатном растении бальзамине.

Воспитатель, дети.

НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка)

«Пернатые друзья»

Закрепить и уточнить знания и представления о перелётных птицах. Развивать желание наблюдать за птицами. Закреплять умения лепить из теста птицу.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Чем полезна почва?»

Познакомить детей со свойствами почвы; Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Вызывать радость открытий, полученных из опытов;

Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Воспитатель, дети

Итоговое мероприятие Игра КВН «Мы - друзья природы»

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе. Развивать воображение, мышление, любознательность, активность в познавательной деятельности.

Воспитатель, дети.

В перспективе

НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Аквариум (коллективный творческий проект)»

Продолжать формировать умение вырезать из бумаги различные фигуры, в том числе рыбок из прямоугольника, воспитывать самостоятельность, дать представление детям об аквариумных рыбках и их разновидностях и их жизнедеятельности.

Воспитатели, родители, дети.

Нами были выбраны формы взаимодействия с родителями воспитанников:

1. Консультация в уголке для родителей  "Комнатные растения - наши друзья или враги?"

2. Изготовление альбома "Многообразие комнатных растений" с участием родителей.

3. Игра КВН "Мы - друзья природы" (с участием родителей и детей).

4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Презентация) (родители и дети).

5.Изготовление поделок на тему «Мы любим природу»

Ресурсы, необходимые для осуществления проекта

Материальные

№ п.п.

Наименование

1.

Комнатное растение «Каланхоэ»

2.

Земля

3.

Контейнер

4.

Песочные часы

5.

Термометр

6.

Лупа

7.

Горшок для цветов

8.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

9.

Наглядно-дидактическое пособие «Явления природы»

Итого

Обновление предметно-развивающей среды планировалось  за счет привлечения внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи. А также многие комнатные растения нашего центра природы мы приняли в дар от родителей воспитанников группы.

Человеческие

Количество взрослых, участвующих в проекте: 1 педагог

Количество воспитанников, участвующих в проекте: 25 детей средней группы

F:\фото\P1080102.JPG

Список использованной литературы.

1.Асанова З.Т. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа. – Волгоград: Учитель: 2014.

2.Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014

3.О.В.Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.

4.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспекты занятий. Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2008

5.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

6.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

7.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.

8. Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по познавательному развитию для старшей группы детского сада "Вода- бесценный дар природы"

Проект способствует формированию у детей бережного отношения к окружающему миру, особенно - водным ресурсам....

Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе «А» "Природа вокруг нас".

Проблема: экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранни...

Проект по познавательному развитию «Учим любить и беречь природу»

  Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам  природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых...

Познавательно - исследовательский проект по экологии " Прикоснись к природе сердцем"

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)Вид проекта: Познавательно - исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочны...