Понятие мышления и особенности мыслительных процессов
статья по окружающему миру

Мышление является обобщенным отражением действительности, оно содержит в себе данные познания многих людей и личного опыта того, кто мыслит; оно связано с выделением в познаваемых явлениях и предметах общих свойств и отношений. Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие мышления и особенности мыслительных процессов

Мышление – это опосредованное, опосредствованное и обобщенное познание реальности (опосредованное – то, что осуществляется при наличии среды; опосредствованное – осуществляется при наличии средства). Посредниками при мышлении оказываются образы, понятия, слова и т.д. Мышление неразрывно связано с деятельностью, и конечным критерием его истинности является практика.

Психологическая сущность и природа мышления изучалась многими крупнейшими зарубежными (А. Бине, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Р. Кэттел и др.) и отечественными исследователями (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. А. Анцыферова, О. К. Тихомиров и др.).

Каждый учёный понятие мышления определяет по-своему. А.Н. Леонтьев, например, определяет мышление как высшую ступень познания.

Согласно П.Я. Гальперину, мышление – это процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач[1].

А.В. Петровский под мышлением понимает процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредствованным отражением действительности[2].

По мнению С.Л. Рубинштейна, мышление выступает  как деятельность. Он пишет, что мышление как реальный психологический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального. Им представлена модель мышления с четырьмя фазами или этапами: осознанная постановка проблемы; разрешение проблемы в форме гипотезы; критическая проверка гипотетического решения; формирование решения в виде суждения.

По мнению С.Л. Рубинштейна, исходным в мышлении является акт соотнесения условий и требований задач, требующих особых интеллектуальных усилий[3].

Согласно Дж. Дьюи, процессуальная динамика полного акта мышления включает пять ступеней: чувство затруднения; определение проблемного затруднения; представление о возможном решении; аналитическое развитие гипотезы; эмпирическое обоснование результата.

По мнению Ж.Пиаже, мышление – это очень сложный процесс, включающий несколько важных видов психической деятельности.

Любое мышление осуществляется посредством мыслительных операций. Ученые Н.В. Бордовская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Г. Маклаков, Ж. Пиаже, А.А. Реан, С.И. Розум, С.Л. Рубинштейн и другие к мыслительным операциям относят: анализ и синтез, сравнение, обобщение и систематизацию, абстракцию и конкретизацию.

Рассмотрим каждый из этих процессов отдельно.

Сущность анализа состоит в расчленении познаваемых предметов и явлений на составные части, элементы. Анализ как мыслительная операция может сопровождаться и фактическим расчленением познаваемого предмета и явления (например, при изучении какого-либо механизма).

Синтез – это восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых при анализе существенных связей. Синтез дает человеку более широкое и глубокое знание, чем то, которым он обладал до синтеза. Анализ и синтез – противоположные мыслительные операции, выступающие в единстве. Физиологической основой анализа и синтеза являются процессы образования новых и торможение неактуальных, условно-рефлекторных связей в первой и во второй сигнальных системах, их дифференциация.

Анализ и синтез человека опираются на такие его мыслительные действия, как сравнение, абстракция, обобщение и конкретизация.

Сравнение – это сопоставление вещей, явлений, их свойств и выявление сходства и различий между ними. Благодаря сравнению, человек более полно познает окружающий мир.

Абстракция есть мысленное отвлечение от несущественных признаков и свойств изучаемого явления и выделение в нем существенного, главного для анализа и синтеза.

Обобщение характеризуется тем, что человек выделяет нечто общее, присущее всем отражаемым предметам и явлениям. На основе выделения общих признаков производится классификация, т.е. отнесение отдельного предмета или явления к определенной группе явлений и предметов.

Следовательно, классификация – это подведение частного под общее по наиболее существенным признакам.

Конкретизация – это операция, при которой движение мысли идет от общего к частному, при этом предмет или явление характеризуются со всех сторон. Выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это мысль, в которой отражены общие и существенные признаки предметов и явлений. Понятия могут быть научные и ненаучные (ошибочные, ложные, житейские). Овладение научными понятиями – одно из важных условий формирования правильного мировоззрения.

Одной из основных форм мышления является суждение, которое является итогом мысли: утверждением или отрицанием чего-то. С помощью суждения отражаются связи и отношения, существующие между предметами или между свойствами предметов. Акт мыслительной деятельности, в результате которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением.

Новые суждения могут выводиться на основе индукции или дедукции. При индукции процесс мышления идет от единичных фактов и посылок к общему выводу, а при дедукции – в обратном порядке: от общего к частному.

Умозаключение может осуществляться путем аналогии, когда вывод делается на основе сопоставления сходства предметов и явлений.
Когда говорят о мыслительных операциях, формах и методах мышления, то следует различать логику и психологию мышления.

Опосредствованность мышления проявляется в том, что с его помощью человек выходит за пределы чувственного познания и непосредственного опыта и познает объекты, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Таким образом, мышление является обобщенным отражением действительности, оно содержит в себе данные познания многих людей и личного опыта того, кто мыслит; оно связано с выделением в познаваемых явлениях и предметах общих свойств и отношений. Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.


[1] Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2005. - 400 с.

[2] Петровский А.В. Общая психология. – М.: Академия. – С. 215

[3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - - СПб.: 2008 - 720 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция высших мыслительных процессов через обучение работе с бисером. Формирование эстетических эталонов и художественного вкуса.

Статья о бисероплетение, как инструменте для развития мелкой моторики и художественного вкуса. Содержит песпективный план работы на два года обучения...

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой

Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

Статья "Логические блоки Дьеныша как средство развития мыслительных процессов"

Блоки Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития , и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения....

Роль мышления и особенности интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения

Краткая характеристика форм, типов и видов мышления. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.Виды мышления, характерные для детей до школы:1. наглядно-действенное...

методы исследования мышления и мыслительных процессов

До XX века существовал только метод самонаблюдения. Лущихина выделяет следующие методы: 1) Метод наблюдения. Регистрируется эмоциональные компоненты поведенческих реакций. 2) Метод беседы. 3) Анкетиро...