Статья "Логические блоки Дьеныша как средство развития мыслительных процессов"
статья по математике по теме
Блоки Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития , и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Логические блоки Дьеныша как средство развития мыслительных процессов".
"Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений
понятий об окружающем мире.
Игра- это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности".
Сухомлинский В.А.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети- творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Игра ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят каких-либо иных целей, чем играть. Игра для них - учёба, труд, серьёзная форма воспитания. Для детей - это способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряжённым трудом и через усилие ведёт к удовольствию. В игре ребёнок сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет.
Игры условно можно разделить на группы:
- Игры без правил.
- Игры с правилами.
К играм без правил относятся игры, которые создают сами дети (свободные, самостоятельные, творческие).
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы - подвижные игры и дидактические игры.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимости активной самостоятельной деятельности, работы воображения.
Отличие между этими играми заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное решение задачи, выполнение правил.
Игра связана со всеми сторонами воспитательной работы детского сада. В ней отражаются полученные знания и умения, закрепляются правила поведения, которым приучают детей в жизни.
Что же значит « играть в математику?» Разве можно вообще играть в науку, к тому же не в какую - нибудь, а в математику, самую грозную из всех наук? Поиграйте с детьми в игры, насыщенные логическим и математическим содержанием. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.
Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе - поддерживать интерес детей.
Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Математика нужна в той или иной степени огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Результатом обучения математике являются не только знания, но и определённый стиль мышления.
Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на обязательном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Благодаря тому что, развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому отпадает необходимость в закреплении новых знаний).
Блоки Дьенеша в педагогической практике современного детского сада со своей ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают всё большее место. Это нашло отражение в программе «Детство».
Блоки Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения.
В процессе разнообразных действий с блоками Дьенеша дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, декодирования, а также логические операции « не», « и», « или» В специально разработанных играх и упражнениях с блоками Дьенеша у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Блоки Дьенеша бывают двух видов: объёмный материал и плоскостной. Блоки Дьенеша дают возможность вести детей в их развитии от оперирования 1 свойством предметов к оперированию 2,3 и 4 свойствами.
В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предмете 1 свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по 2 свойствам (цвет и форма, форма и размер, размер и толщина и т. д.), несколько позже – по 3 свойствам (цвет, форма и размер; форма, размер и толщина; цвет, размер и толщина) и по 4 свойствам (цвет, форма, размер и толщина). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно- игровых действий. Так, поддирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» обо всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком «словесно-логическому мышлению».
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть. С блоками Дьенеша ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между « поссорившимися» игрушками и так далее, а по ходу действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227733-1584387174.jpg)
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
Презентация "Система игр с логическими блоками Дьенеша как средство развития мыслительных операций дошкольников"
В презентации отображён опыт работы с детьми по развитию мыслительных операций посредством использования логических блоков Дьенеша на занятиях и в свободной деятельности детей. Материал расположен на ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1065675-1586367059.jpg)
Конспект ООД по теме «Кинезиология как средство развития мыслительных процессов дошкольников» для детей подготовительной группы
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой, снизить психоэмоциональное напряжение, развивать межполушарное взаимодействие, слуховое восприятие, ориентировку на листе, продолжить обучени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/11/picture-398273-1615465991.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Кинезиология как средство развития мыслительных процессов дошкольников»
Конспект по применению кинезиологических упражнений с дошкольниками....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/20/picture-1368944-1640020579.jpg)
"Кинезиология-как средства развития мыслительных процессов"
Конспект занятия в старшей группе на тему "Кинезиология-как средство развития мыслительных процессов"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/19/picture-346587-1705635219.jpg)
Презентация . "Нейродинамическая гимнастика как средство развития мыслительных процессов"
в материале представлен комплекс упражнений , способствующих повышению работоспособности...
Рекомендации для педагогов "Блоки Дьенеша как способ развития мыслительных процессов дошкольников"
Рекомендации для педагогов "Блоки Дьенеша как способ развития мыслительных процессов дошкольников"...