Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе для детей с ТНР «Хлебная корзинка»
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Васильева Наталья Александровна

Коррекционные: Активизация и актуали­зация словаря по теме «Откуда хлеб пришел». Совершенствова­ние навыков звукового анализа слогов, формирование навыков чтения. Совершенствование грамматиче­ского строя речи (согласование существительных и прилагательных с числительными, употребление предлога «из»).  Развитие умения образовывать относительные прилагательные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

в старшей группе для детей с ТНР

«Хлебная корзинка»

Образовательная область: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид: закрепление ранее приобретенных знаний.

Форма организации обучения:  подгрупповая.

Цель: Формировать у детей уважение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу.

Задачи:

Коррекционные: Активизация и актуализация словаря по теме «Откуда хлеб пришел». Совершенствование навыков звукового анализа слогов, формирование навыков чтения. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных и прилагательных с числительными, употребление предлога «из»).  Развитие умения образовывать относительные прилагательные.

Развивающие: Развитие фонематического слуха, связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, мелкой и общей моторики.

Воспитательные: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Интеграция детских видов деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная,  двигательная.

Предварительная работа: изучение темы «Откуда хлеб пришел»; звуков и букв П, М.

Словарная работа: мукомольный, элеватор, комбайн, хлебобулочные изделия, ржаной рогалик, овсяный бублик, пшеничный каравай.

Планируемый результат: дети знают какой путь проходит хлеб прежде, чем он оказывается на нашем столе; названия и отличия хлебобулочных изделий; умеют подбирать звуковую схему к заданному слогу; составлять слоги из первых звуков двух данных слов; образовывать относительные прилагательные; согласовывать существительные и прилагательные с числительными.

Оборудование: магнитная доска, иллюстрации хлебобулочных изделий, альбом «Откуда хлеб пришел», тетради «Пиши-стирай» по теме занятия на каждого ребёнка, маркеры, ширма «Пекарня», ножницы, клей, клеёнки, салфетки, изображения корзинки и хлебобулочных изделий для вырезания (бублик, батон, каравай, рогалик, булочка).

Ход занятия:

  1. Мотивационный момент

Создание положительного фона занятия.

2. Содержательный этап

Логопед предлагает отгадать загадку:

Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском. (Хлеб)

Логопед: Давайте с вами вспомним, как хлеб попадает к нам на стол? И кто его печет?

Дети: Сначала хлеборобам необходимо посеять зерно, вырастить пшеницу, рожь, овес. Собрать колосья, смолоть их в муку. Потом пекарь из муки сможет испечь хлеб, батон, булочки, баранки.

Логопед: Ребята, какие продукты нужны пекарю, чтобы испечь ароматный хлеб и другие хлебобулочные изделия?

Дети: Чтобы испечь хлеб и другие изделия, нужны мука, яйца, масло, сахар, дрожжи, молоко.

Логопед: Предлагаю вам перевоплотиться в пекарей и самим составить рецепт своего хлебобулочного изделия.

(Логопед выставляет ширму «Пекарня».)

Логопед: Перед вами на столах лежат книжки, в которых вы будете «записывать» рецепт. Чтобы узнать рецепт какого хлебобулочного изделия вы будете составлять, вам нужно обвести картинку по точкам на первой странице. Но сначала подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика

 Бублик

(Большой и указательный пальцы   образуют круг.)

 Баранку,

(Большой и средний пальцы образуют круг.)

Батон

(Большой и безымянный пальцы образуют круг)

 И буханку

(Большой и мизинец образуют круг.)

 Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

(Имитация лепки хлеба.)

Логопед: Расскажите, что у вас получилось?

Дети: У меня получился батон, баранки, хлеб, каравай и т.д.

Логопед: Переверните страницу и вы увидите пустую миску, а под ней таблицу с продуктами, необходимыми для рецепта. Но в таблице не все продукты собраны. Как вы думаете, чего не хватает?

Дети: Не хватает муки, сахара, яиц.

Логопед: Молодцы! Перед вами на подносе лежит мука. Выберите, пожалуйста, ту, из которой можно испечь ваше изделие.

Дети: Я выбираю пшеничную муку (ржаную, овсяную). У меня будет пшеничный батон. (Я выбираю ржаную муку, у меня будет ржаной рогалик и т.д.)

Логопед: Молодцы, справились заданием и добавили муку в рецепты. Переворачиваем страницу. Следующий продукт, который кладут в хлебобулочные изделия – сахар. Чтобы добавить его в нужном количестве, необходимо прочитать слог на миске и правильно подобрать к нему звуковую схему. Сахар, на котором нарисована схема вашего слога, смело кладите в тесто.

(Дети самостоятельно подбирают схему к слогу.)

Логопед: Прочитайте свой слог и расскажите, почему вы эту схему выбрали.

(Дети по очереди читают слоги и дают характеристику звукам.)

Логопед: Молодцы! Переворачивайте страницу, осталось добавить яйца. Обратите внимание на миску. На ней изображены предметы. Вам нужно произнести каждое слово и определить первый звук. Затем из первых звуков составить слог и найти яйцо с таким же слогом.

(Дети выполняют задание самостоятельно.)

Логопед: Какой слог у вас получился?

Дети: У меня получился слог ПА (ПО, МА, МУ, МО).

Динамическая пауза

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Логопед: Молодцы, собрали все продукты для выпечки. Откройте следующую страницу. На ней вы увидите, цифры 1,3,5. Вам необходимо разложить подносы с готовой выпечкой на цифры в соответствии с количеством изделий. Обратите внимание, что из количества продуктов в ваших рецептах можно испечь одно большое хлебобулочное изделие, три средних или пять маленьких изделий.   Расскажите, сколько и каких хлебобулочных изделий у вас лежат на подносах?

Дети: 1 большой бублик, 3 средних бублика и 5 маленьких бубликов; 1 большой батон, 2 средних батона, 5 маленьких батонов; 1 большой каравай, 3 средних каравая, 5 маленьких караваев; 1 большой рогалик, 3 средних рогалика, 5 маленьких рогаликов; 1 большая булочка, 3 средних булочки, 5 маленьких булочек.

Логопед: Молодцы! А теперь давайте наполним нашу корзинку вашими хлебобулочными изделиями.

(Дети вырезают и приклеивают на общую корзинку свои изделия.)

3. Рефлексивный этап

Логопед: Зачем нужно составлять и записывать рецепты? Как вы думаете, легко ли работать пекарем? Почему? Что получилось у вас выполнить на занятии самостоятельно? Что показалось трудным?

Используемая литература:

  1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
  2. Мусатов А. Откуда хлеб пришёл. М.: Издательство «Малыш», 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"

Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. «Друг познается в беде»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.«Друг познается в беде»           Цель: формировать знания детей об дружбе.Задачи: 1...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...