" Зимовье зверей по сказке "Рукавичка"
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)

Зыкова Наталья Валерьевна

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное ,речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.

Продолжать формировать представления о жизни диких животных зимой.

Развитие речевого и дыхательного аппарата.

Учить детей передавать соответствующие эмоции в -игровых упражнениях и изобразительной деятельности.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать у детей творческое восприятие, мышление, память, воображение; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (мимику, жесты, интонацию).

image

Ребята, посмотрите, что у нас изображено на иллюстрации? (Картинка из сказки).

 

Давайте, вспомним, а что же это за сказка? (ответы детей).

Молодцы, а кто нам расскажет, какие зверушки были, и что с ними произошло? (дети пересказывают содержание сказки).

Если, мы внимательно посмотрим на картинку, то мы догадаемся, что это все произошло в какое время года? (ответы детей).

Да, правильно, зимой, зверюшкам холодно в это время года, они ищут себе домик для зимовки.

Давайте, вспомним, где зимует каждый из персонажей сказки.

Итак, как проводит зиму мышка-поскребушка? (ответы детей).

Полевые мышки прокапывают под снегом основные ходы и делают множество норок под корнями деревьев , а также в местах, где зимой сугробы самые большие, они делают себе круглые гнездышки , которые устилают сухими стеблями трав.

А вот, лесные мыши, в отличие от полевых, ближе к зиме перебираются ближе к человеку и живут в подвалах жилых домов. Они также натаскивают во временные убежища припасы из орехов, семян и прочую снедь. Домовые мыши также проводят зимы в амбарах, погребах, подвалах, чердаках.

Пальчиковая гимнастика « Мышка»

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла. Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

А потом, прискакала лягушка-попрыгушка. Как вы думайте, как проводят зиму лягушата? (ответы детей).

С наступлением морозов лягушки залезают в водоемы, закапываются в ил и там остаются на протяжении всей зимы. Водоемы не замерзают целиком, даже в самые лютые морозы, поэтому лягушки выживают, находясь словно в термосе.

Лягушки хладнокровные существа, поэтому могут жить как в воде, так и на суше. Когда температура тела лягушки станет такой же, как и температура воздуха, заметно снижается потребность в кислороде, лягушка почти ничего не ест. Вот почему лягушка способна пребывать под водой практически без воздуха.

Физкультминутка «Лягушата»

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка, Чемпионка-попрыгушка. За прыжком — другой прыжок, Выше прыгаем, дружок! (Прыжки)

Следующий, прискакал зайчик — побегайчик. Как же, зимует заяц? (ответы детей).

Норы или другого жилища заяц на зиму не имеет, а ночует где придется, под кустиком или сугробом, проводят там все светлое время суток,

так как мех у них густой и теплый то зайцы почти не мерзнут.

Все, что нужно для пропитания, они находят под снегом и на деревьях.

К зиме заяц "одевается в белую шубку". Белый окрас шерсти является для зайца защитной маскировкой на поверхности, покрытой снегом .

Во время снегопада их и следы заметает снегом и они в полной безопасности.

Упражнения для щек и губ

«Зайчик».

(Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы).

Прибежала лисичка-сестричка. Как же проводит зиму эта красавица? (ответы детей).

Лисы к зиме начинают готовиться еще в середине лета. Уже тогда постепенно у них начинает отрастать зимний мех. Густая шубка спасает её от морозов. На зиму лисы запасов не делают. Зимой лисы питаются мелкими грызунами, птицами, зайцами. Охотится лиса в поле, так как там легче ей поймать свою добычу, ведь снег там сдувается ветром. Благодаря своему хорошему носу и хорошему слуху она находит норки мышек. Но поймать полевок или зайца удается не всегда, поэтому часто и голодает. Даже по глубокому снегу лисица ходит без труда, так как имеет маленький вес, а следственно и не проваливается в снег. Зимуют лисы не в норах, как это можно подумать, а в открытых логовах в снегу. Сворачивается лиса клубочком, а хвостом от мороза закрывает нос.

Развитие речевого дыхания и голоса

Лисы принюхиваются.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)

Кто как голос подает. Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был? » — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса? »

А вот, прибежал волчок — серый бочок. Как же зимуют волки? (ответы детей).

Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. А знаете почему волк злой? Да потому что он голодный. Как только начинает темнеть, волки собираются в стаи и выходят на охоту. Мимический этюд «Волк» (показывают мимикой злого и голодного волка).

А вот, бредет к рукавичке и следующий герой, кабан-клыкан. Догадайтесь, как ,он зимует? (ответы детей).

Зимой кабанам приходится трудно, им очень тяжело идти по глубокому снегу, потому что ноги у них короткие, а снег глубокий.. Если нужно пройти по снегу, то кабаны идут гуськом друг за другом. Сначала идет самый сильный кабан. Он прокладывает всем дорогу, за ним – все остальные.

Ночами кабаны зимой греются в убежищах, лежат на ветках, листьях. Если очень холодно – то ложатся близко друг к другу – греют друг друга.

Кабаны никогда не зарываются в снег, они его не любят. Наоборот, стараются чем-то снег накрыть — натаскают они под елку веток или лягут на камыши.

Кормятся кабаны зимой днем. Едят они веточки, выкапывают из-под снега желуди, орехи, траву.

И наконец, пришел последний герой сказки « Рукавичка» медведь-батюшка.

А вы знаете, что делает зимой медведь? (ответы детей).

Все вы знаете, медведи зимой не едят, а только спят. Летом и осенью они постоянно ищут пищу, кушают очень много чтобы накопить побольше жира. На зиму медведь ищет себе уютное жилище, делает из веток себе шалашик и дно его застилает листьями. Или просто ложится в глубокий овраг. Когда шалашик занесет снегом, то от теплого дыхания медведя образуется небольшое отверстие, по которому и опознают берлогу. Будить мишку нельзя, так как от этого он становится очень злым. Обычно медведи спят на боку, иногда на животе, в редких случаях могут уснуть сидя.

 

Ребята, а мне жалко медведя-батюшку из этой сказки, ведь он остался зимой без своей берлоги, давайте ему поможем?

Нарисуем нашему мишке его берлогу, ему в ней будет тепло и он быстро уснет до весны.

Рисование « Медведь в берлоге».

Шаг1.

Рисуем длинную дугообразную линию. Это будет сугроб.

Шаг 2

Внизу под линией рисуем круг , это будет голова , уши, нос.

Шаг 3

Далее рисуем овальное туловище.

Шаг4

Дорисовываем передние и задние лапы с хвостиком.

Вот, мы спасли нашего мишку, теперь он надолго уснул в своем теплом домике. Мы с вами сегодня повторили сказку «Рукавичка» и узнали,  как же на самом деле, зимуют персонажи этой сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukavichka.doc1.83 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация" Зимовье зверей"

Презентация разработана для ознакомления детей средней группы, может использоваться в рамках экологического проекта. Рекомендуется музыкальное сопровождение Чайковского "Зимняя сказка"...

Интегрированное занятие по экологии и апплиации в средней группе "Зимовье зверей"

               Интегрированное занятие по экологии и аппликации в средней группе                                               « Зимовье зверей». Программные задачи:1.Дать детям представления о жизни ...

Образовательная область - Познание "Зимовье зверей" (средняя группа)

Познавательное занятие для детей средней группы по теме как звери готовятся к зиме...

ОД "Зимовье зверей"

Ознакомление с художественной литературой  с использованием театральной игры...

Конспект занимательной деятельности по теме: «Как зимуют звери?». Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».

Цели: - Закрепить  знания об особенностях диких животных, впадающих зимой в спячку, а так же с теми, кто зимой ведет активный образ жизни.-Познакомить с художественными особенностями сказки.Задач...

Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Звери зимнего леса»

Упражнять детей в умении предварительно выкладывать  (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета. Формировать навыки аккуратной работы. Вызыва...

Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Удивительный мир зверей»

Познакомить детей со способами сравнения предметов, соизмеряя один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине), пользуясь приёмами наложения и приложениями. Обозначать результат...