Конспект ООД в группе для детей от 5 до 6 лет «Из чего состоит земля?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в группе для детей от 5 до 6 лет
«Из чего состоит земля?»
Задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение к родной земле. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.
2. Познакомить детей с составом земли.
3.Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.
4. Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.
5. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй, стаканы с песком и глиной, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этой загадке?
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут –
Я всё терплю
И всем добром плачу. (земля)
Мы ходим по ней, играем с ней, сажаем в неё растения. Что же такое земля? Мы сегодня узнаем много интересного об этом веществе.
Опыт 1: «Что это такое?»
Воспитатель: У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её палочкой.
-Что вы увидели?
Дети: Камешки, песчинки, веточки, мелких животных)
Воспитатель: Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, по составу)
Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.
Воспитатель: Как вы думаете, что ещё может находиться в земле? (предположения детей)
Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя несколько экспериментов.
Опыт 2 «Воздушные пузырьки»
Воспитатель: Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду. Что вы наблюдаете?
Дети: Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность
Воспитатель: А где воздух «прячется» в земле?
Дети: Между мелкими частицами.
Вывод: В земле содержится воздух.
Опыт 3: «Есть ли в земле вода?»
Воспитатель: Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? В ложечку я накладываю эту почву и нагреваю на пламени, над почвой я держу стёклышко. Что происходит со стёклышком?
Дети: Стекло запотело.
Воспитатель: Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Дети: На стекле появились капельки воды.
Вывод: В земле содержится вода. Вода в земле может путешествовать между частицами. Возьмите трубочки, заполненные песком, и опустите их в ложечку с водой.
- Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу вверх? (вода смачивает землю)
Капните воду сверху в отверстие трубочки.
–Что увидели?
Дети: Земля пропускает воду вниз
Вывод: Земля смачивается водой.
Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал ─
Не споткнулся, не упал.
Опыт 4: «Растворимость земли».
Воспитатель: Землю в стакане с водой хорошо перемешайте стеклянной трубочкой, подождите немного. Растворилась ли земля в воде?
Дети: Земля в воде не растворилась.
Вывод: Земля в воде не растворяется.
Опыт 5: «Определение перегноя»
Воспитатель: Землю в металлической ложечке я хорошо прогреваю над пламенем.
-Что мы чувствуем?
Дети: Появляется белый дым и неприятный запах.
Воспитатель: А теперь я положу в ложечку сухой листик, хвоинки, останки древесины, хорошо прогрею. Что наблюдаем?
Дети: Появляется запах.
Воспитатель: Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.
Опыт 6: «Сравнение свойств песка и глины»
Воспитатель: Почему же частички почвы не рассыпаются как пыль, а склеиваются между собой?
Дети: Почва похожа на пластилин.
Воспитатель: В почве есть не только песок, перегной, но и особое вещество – глина.
Рассмотрите песок и глину в стаканчиках, потрогайте их на ощупь.
-Какие они?
Дети: Песок рыхлый, глина твёрдая
Воспитатель: Теперь капните в них немного воды.
-Где вода впитывается быстрее?
Дети: В песке, а глина плохо пропускает воду
Воспитатель: Возьмите в руки немного сырого песка и сырой глины. Чем они отличаются?
Дети: Песок сыпется, а глина нет.
Вывод: Глина и песок разные по свойствам.
Игры с песком.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с песком! Возьмите горсть песка и сильно сожмите его в кулачке, сделайте вдох; удерживайте песок в руке и задерживайте дыхание. Затем медленно высыпайте песок в стаканчик и делайте медленный выдох. Стряхните песок с пальцев, расслабляя кисти рук.
Подведение итога занятия.
МБДОУ «ДС №5 Крепыш»
Анопченко Т.Г. Приложение к проекту «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в группе для детей с ОНР по теме "Весна
Развитие связной речи детей с опорой на схему....
Конспекты занятий с группой гиперактивных детей.
Конспекты занятий....
Конспекты развлечения в группе для детей со сложным дефектом «Петрушка в гостях у малышей",Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Одежда для моих друзей»
знакомить с техникой рисования пальчиками, валиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор...
Конспект ООД в группе для детей от 5 до 6 лет «История о рыбаке Йоське и аварийном разливе нефти»
Дать знания детям о свойствах нефти....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Из чего состоит земля" (экспериментальная деятельность)...
КОНСПЕКТ НОД Для детей 6-7 лет «Из чего состоит тело человека» с использованием здоровьесберегающей технологии
Познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека. Воспитывать чувство гордости, что ты человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя, желание больше узнать о своем организме....
Конспект беседы по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Для чего нужны деньги?»
Формирование представлений детей о том, для чего нужны деньги....