Конспект НОД "Смена времен года" по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Протасевич Ирина Анатольевна

Конспект НОД "Смена времен года" по окружающему миру в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_vremena_goda.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

«Смена времен года»

Программное содержание:

Показать детям зависимость смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца, используя деятельность поискового характера.

Развивать логическое мышление,  умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

Закрепить представления о последовательности времен года и их характерных признаках, названия месяцев.

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Материал и оборудование:  письмо от Снеговика, видеосюжет  «Движение Земли вокруг Солнца», д/игра «Времена года» (цветные круги обозначающие времена года, картинки, изображающие разные времена года, и приметы к ним), глобус, светильник, красный кружок на двухстороннем скотче, цветные карандаши, блокноты для зарисовки эксперимента, раскраски.

Словарная работа: траектория, ось Земли

Ход.

Организационный момент.

Давайте, друзья, поздороваемся!

(Идут по кругу, держась за руки)

И скажем друг другу «Привет!»

(Здороваемся за руки)

Пусть яркое светит нам солнышко,

(Идут по кругу, держась за руки)

А мы ему: «Хей! Хей!» в ответ!

(Машут солнышку)

Воспитатель обращает внимание детей на лужу, возле которой лежит письмо.

- Что это за лужа, откуда она взялась. И что это за письмо?

- Давайте прочитаем это письмо, может оно подскажет нам, что это такое

Воспитатель читает письмо:

- Дорогие ребята, я  всю зиму я простоял во дворе и чувствовал себя прекрасно, а сейчас почему – то начал таять, не пойму что же случилось?

Я спросил у сороки, но она надо мной посмеялась и сказала,  что я ничего не знаю про времена года. Мне очень хочется узнать, почему происходит смена времен года.  Может вы, мне поможете разобраться в этом?

- Ребята, как же мы можем помочь снеговику?

(ответы детей)

- Как вы думаете, почему происходит смена времен года?

Может, кто-то из вас знает? (заслушиваются все варианты).

- Что бы разгадать эту тайну (убедиться в правильности рассуждений), я предлагаю пройти в нашу лабораторию и стать экспериментаторами.

Пройдут туда те, кто назовет месяцы по временам года.

Дети проходят, называя месяца.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наша планета Земля движется вокруг Солнца?

Показ слайда/видеосюжета «Движение Земли вокруг Солнца» 

- Наша планета Земля перемещается по траектории вокруг Солнца, совершая полный оборот в течение 1 года.

Главную роль играет угол наклона оси Земли.

Подвести детей к столу, на котором стоят глобус и лампа.

- Вы уже, наверное, догадались, что у нас будет обозначать лампа?  Правильно лампа - это Солнце. Давайте на глобусе поставим метку, за передвижением которой будем наблюдать (Отметить красным кружочком)

По продвижению глобуса предложить детям порассуждать.

-Как вы думаете, какое время года с той стороной, которая обращена к Солнцу? Почему вы так думаете?

 (тепло, лето)

Что с противоположной стороны? Какое время года?

(холодно, зима)

Можно предложить детям потрогать рукой одну сторону глобуса, затем противоположную.

- Земля постепенно вращается вокруг Солнца. Поэтому меняются времена года.

Ребята, а сколько месяцев длится каждое время года?

Так происходит смена времен года, за год Земли делает один оборот вокруг солнца.

- Какое время у нас сейчас?

- Давайте, найдем на глобусе наш город. (поставили фишку)

- Как освещает Солнце ту часть земли, где находится наш город.

- Молодцы!

- Значит, почему наступает смена времен года?

-Сколько оборотов делает Земля вокруг солнца за год?

Молодцы ребята. Мне кажется, нам пора отдохнуть. Давайте покинем нашу лабораторию и отдохнем.

Физкультминутка «Времена года».

В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).

И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки).

Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).

Зимой год начинается, все снегом покрывается

(присесть, развести руки в стороны).

Весною продолжается,  листочки появляются.

(изобразить руками листья).

Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)

А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями).

Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее

(руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)

И по полям развеет.

А после осени опять зима год будет продолжать.

(ходьба на месте).

Д/игра «Времена года»

- Ребята я хочу вам предложить одну интересную игру.

- у нас есть волшебные круги, которое обозначают определенное время года и карточки.

- давайте определим,  какое время года соответствует белому кругу, зеленому, красному, желтому?

Дети по очереди крутят волчок и выполняют задания.

- Анализ правильности выполнения задания.

- Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.

- Как вы думаете, нам удалось помочь снеговику?

- Где мы сегодня с вами побывали?

- Что мы узнали?

- Что мы можем посоветовать Снеговику, чтобы он окончательно не растаял?

Но, а мы с вами очень рады весеннему солнышку. Давайте вспомнить игру

Пальчиковая игра «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,

(вытягивать вперед ладошку)

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

(ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

(следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)

Вот закрыли мы глаза,

(закрыть глаза ладонями)

А солнышко играет:

Щечки теплые лучами

Нежно согревает.

-Мы сегодня очень хорошо потрудились, а чтобы снеговик лучше запомнил, когда и как происходит смена времен года, я предлагаю вам раскрасить для него картинки «Времена года» и мы отправим письмо Снеговику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром (по экологии)для детей младшей группы

1. Уточняют представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов,...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в средней группе. Тема: «Птицы нашего города»

Данное занятие расширяет знания детей о птицах, живущих в городе, их питании. Закрепляет умение различать птиц по внешнему виду. Воспитывает заботливое и доброжелательное отношение к птицам....

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в средней группе.

Уточнить и расширить представления о весенних цветах на клумбе (тюльпан, гиацинт, нарцисс, фиалка, цикламен, подснежник)Расширять словарь детей через речевые игры.Учить видеть красоту цветущих р...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром (Окружающий мир) в первой младшей группе на тему "Как мы дружно все живем"

Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.Задачи: закреплять знания детей о родственных отношениях; развивать умение называть ближайших р...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"...

Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "В мире пластмассы"

Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "В мире пластмассы"Цель: формировать представление детей о свойствах и качествах предметов из  пластмассы....