Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мир глины - глазами детей»
рабочая программа
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………….……………… | 3 |
1.1.Пояснительная записка………………………………………….…………………... | 3 |
1.2.Цель и задачи программы………………………………………….………………... | 4 |
1.3.Содержание программы…………………………………………….………………. | 7 |
1.3.1.Перспективно-тематический план………………………………………………... | 8 |
1.3.2.Содержание перспективно - тематического плана……………………………… | 9 |
1.4.Планируемые результаты…………………………………………………………… | 11 |
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий……………………... | 13 |
2.1.Условия реализации программы……………………………………………………. | 13 |
2.2.Формы аттестации…………………………………………………………………… | 14 |
2.3.Методические материалы…………………………………………………………… | 14 |
Список литературы……………………………………………………………………… | 17 |
|
|
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, дошкольного возраста. Данная программа разработана на основе программ, отражённых в книгах: Федотова Г. Я. «Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».
Новизна данной программы определяется учётом особенностей детей доступностью теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных дошкольных групп: сувенирная лепка, дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская игрушка, пятигорская керамика, игрушки и сувениры, декоративное панно и др. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
• Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность, инициативу и вариативность детей дошкольного возраста.
• Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
• Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности дошкольников в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам, развивает мелкую моторику рук, а также способствует навыкам познавательно – исследовательской деятельности и проектно творческой деятельности по инициативе ребенка.
• Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.
Педагогическая целесообразность программы определяется учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы:
1) образовательные:
расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры, а также природосообразности экологически – проективной направленности через виды деятельности детей дошкольного возраста.
2) развивающие:
развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой, гипсовой техникой, полимерной глиной.
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии.
3) воспитательные:
ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество;
информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам;
регулятивно - поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми;
коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению;
культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
1) образовательные:
формирование представлений о народных промыслах
ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура;
овладение основными, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов;
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины;
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
развитие интереса к изучению народных промыслов
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями и тематическим планированием с дошкольниками.
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения творческих работ из полимерной глины.
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам;
соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
активное участие в ярмарках-распродажах, выставках
стремление к поиску, самостоятельности, а также присутствие на мастер-классах из полимерной глины;
понимание необходимости качественного выполнения образа
конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;
приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре;
самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптуры.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой + экологический практикум.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:
Средняя группа:
- скатывание прямыми движениями;
- скатывание круговыми движениями;
- расплющивание;
- соединение в виде кольца;
- защипывание края формы;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- оттягивание части от основной формы;
- сглаживание поверхности формы;
- присоединение части;
- прижимание;
- примазывание;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки
Старшая группа:
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- лепка из целого куска;
- сглаживание поверхности формы;
- устойчивость изделия;
- выразительность образа;
- динамика движения;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- роспись;
- налепы;
- углубленный рельеф;
- использование стеки.
Подготовительная группа:
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- динамика движения;
- выразительность образа;
- лепка скульптуры из 2-3 предметов;
- поза;
- пропорции;
- разные способы лепки;
- сплющивание;
- защипывание, соединение краев ;
- оттягивание;
- сглаживание;
- вдавливание;
- прижимание;
- примазывание;
- раскатывание;
- мелкие налепы;
- устойчивость;
- рельеф;
- роспись;
- использование стеки.
1.3.Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программа создана для детей дошкольного возраста с целью художественно-творческого планирования. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из полимерной глины. На кружковых работах в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Содержание программы включает следующие разделы:
- формочки для лепки;
- пластилинография;
- лепка из полимерной глины;
- пластические фактуры;
- полуобъемные изображения;
- объемные изображения.
Форма организации процесса обучения: занятия проводятся в группах детского сада или же в дополнительном кабинете, сформированным с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам.
Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, развитие творческих процессов, развитие мелкой моторики рук, способствует овладению навыками учебной деятельности.
Количество детей в каждой группе:
Группы от 3-7 лет. Срок реализации программы: 2 года.
Продолжительность одного занятия:
Средняя группа – 35 мин;
Старшая группа - 40 мин;
Подготовительная группа – 45мин.
Формы деятельности: кружковые занятия.
1.3.1.Перспективно-тематический план
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Тема | Группы |
Сентябрь | Осень в гости к нам пришла: 1.«Осень»; 2.«Фрукты, овощи»; 3.«Грибы, ягоды»; 4.«Здравствуй лес дремучий лес, полон сказок и чудес»; 5.«Прилетели птицы: голуби, синицы». | Средняя Старшая Подготовительная |
Октябрь | Лепка по замыслу детей; 2. Проект по инициативе детей; 3. Проект по замыслу воспитателя. | Средняя Старшая Подготовительная |
Ноябрь | Мой город, моя страна: 1. Мой город (транспорт); 2. Все профессии нужны, все профессии важны (инструменты); 3. Моя Родина – Россия. | Средняя Старшая Подготовительная
|
Декабрь | Новогодний праздник. Зима 1. Ах зимушка, зима; 2. Дикие животные. Животные севера; 3. Новогодний праздник. | Средняя Старшая Подготовительная
|
Январь | Знакомство с народной культурой и традициями. 1.Неделя традиций русского народа. Святки. | Средняя Старшая Подготовительная
|
Февраль | Мой папа, самый лучший. День защитника Отечества 1. Защитники Отечества (профессии военных); 2.Военная техника. | Средняя Старшая Подготовительная |
Март | В гости к нам весна пришла. 1. Здравствуй, весна; 2. Во саду ли в огороде.
| Средняя Старшая Подготовительная |
Апрель | День Космонавтики. 1. Планеты; 2.Ракеты, спутники, космические корабли. | Средняя Старшая |
Май | День Победы. 1.Вечный огонь; 2 Открытка день победы.
| Средняя Старшая Подготовительная |
1.3.2.Содержание перспективно - тематического плана
Тема 1. «Осень в гости к нам пришла».
Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.).
Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Знакомить с различными видами деревьев. Формировать элементарные экологические представления, продолжать знакомить детей с перелетными птицами, их повадками, привычками.
Тема 2. «Лепка по замыслу детей». Дать детям представление о фантазии, воображении и мышление посредством творческой деятельности, для развития мелкой моторики рук, а также самостоятельного выбора темы изготовления, совместного и индивидуального творчества детей и педагога.
Участие детей и педагогов в социально значимых творческих проектах направленных на инициативу детей, и развитие у них познавательно – развивающей и эмоционально-деструктивной системы деятельности, через видовые точки активности.
Тема 3. «Мой город, моя страна».
Знакомить с родным городом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении.
Тема 4. «Новогодний праздник. Зима»
Организовывать все виды детской деятельности (коммуникативной, познавательно исследовательской, продуктивной) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.
Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.
Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.
Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.
Тема 5. «Знакомство с народной культурой и традициями».
Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов Майдан, Гжель);
Расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки).
Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством.
Тема 6. «Мой папа, самый лучший. День защитника Отечества».
Знакомить детей с «военными" профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер);
с флагом России, Воспитывать любовь к Родине.
Осуществлять тендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины).
Тема 7. «В гости к нам весна пришла».
Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде.
Тема 8. «День Космонавтики»
Знакомить детей с патриотическими праздниками нашей страны. Познакомить с профессией космонавт; первым космонавтом, полетами в космос. Воспитывать любовь к Родине. Дать представление о планете земля, о том, что земля, наш общий дом.
Тема 9. «День Победы»
Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, Воспитывать уважение к ветеранам войны.
1.4.Планируемые результаты
Получая знания в кружке, дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и просто получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии.
Также декоративная лепка из полимерной глины, видов тестопластики глинянного дела помогают ребенку дошкольнику развивать свой творческий потенциал, воображение, включая идеи, а также умение мыслить и составлять свою картину, свое виденье о разновидностях творческих подходов.
При реализации работы программы по декоративной лепке из полимерной глины ожидаются следующие результаты:
Личностные:
В ценностно-эстетической сфере - формировать устойчивый интерес к художественной лепке, эстетический вкус, любовь к прекрасному
В познавательной сфере – развить познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию, пространственное представление и цветовое восприятие.
В трудовой сфере - воспитывать аккуратность в работе с пластилином, трудолюбие и старание, бережное отношение к продукту труда, развивать мелкую моторику кистей рук.
Метапредметные:
Сформировать способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и групповой. Формировать навыки сотрудничества.
Сформировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Предметные:
В познавательной сфере - сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
В ценностно - эстетической сфере – сформировать умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к продукту творчества.
В коммуникативной сфере – развить способность высказывать суждения о художественных особенностях своей поделки, умение обсуждать коллективные результаты, формировать навыки сотрудничества.
Компетенции обучающихся:
По окончании обучения дети должны:
Знать:
- Виды декоративно-прикладного творчества.
- Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при лепке.
- Безопасные приемы работы.
- Начальные сведения о цветовом сочетании.
- Основные рабочие приемы.
Уметь:
- Подбирать инструменты и материалы для работы.
- Изготавливать изделие.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- Работать в парах и коллективно;
- Копировать орнамент.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение на базе РЭБЦУ и ДОУ:
Для успешной реализации программы на базе РЭБЦУ предоставляется кабинет для проведения занятия, а именно актовый зал и учебный кабинет:
- помещения здания, светлое, просторное, теплое, проветренное;
- мебель (столы, стулья, проектор, компьютер);
- набор инструментов в кабинете педагога для занятий на базе РЭБЦУ: стеки, подкладные дощечки, клеенки, салфетки для пластилина салфетки для рук;
- материал для работы – полимерная глина твердая и мягкая, канцелярский ножик;
- желание детей заниматься лепкой.
Материальные затраты.
Работа кружкового объединения «Мир лепки – глазами детей», требует достаточных материальных затрат. Необходимые материалы и инструменты для успешной работы кружка: полимерная цветная глина, дощечки для лепки, формочки, набор стеков, клеенки, салфетки, канцелярский ножик, салфетки для рук, картон, влажные салфетки. А также необходима различная учебная и методическая литература, наглядные учебные пособия.
Использование информационно - компьютерных технологий в процессе обучения лепке.
Информационно - компьютерные технологии можно широко использовать для подготовки и проведения занятий по лепке из полимерной глины, а так же для проведения презентаций, показа скульптурных работ декоративно-прикладного искусства, видеороликов различных традиций, обычаев.
Все выше перечисленные материалы применяются и на базе ДОУ в группах детского сада, где есть предметно – пространственная и развивающая среда, а также мебель в соответствии с ФГОС ДОУ для успешного освоения содержания заявленной программы для ее реализации в течении учебного года.
Как дополнением к работе с детьми дошкольного возраста служит компьютерная техника и иллюстративный, методический материал педагога на занятиях.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Мир глины – глазами детей» используются формы организации педагогического процесса – творческие мастерские, клубные часы, где учитывается специфика одного из видов прикладного творчества, соблюдается индивидуальный подход к каждому воспитаннику, используются активные формы обучения, создание творческой образовательной среды.
Изменяется роль и функции педагога – он организует педагогическое сопровождение и поддержку учебной деятельности воспитанников, выступает как консультант, наставник, воспитатель. Выбор форм и методов обучения зависит от степени сложности изучаемого материала, уровня подготовки воспитанников, эмоционального настроя группы и желания учащихся работать.
2.2. Формы аттестации
Формы аттестации отражают достижения целей и задач программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- дневник наблюдений;
- журнал посещаемости;
- публикация в интернет сообществах общеобразовательного характера.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- защита творческих работ;
- проективная работа ( клубные часы, мастер классы, творческие мастерские с родителями и детьми дошкольного учреждения,);
- Интернет - конкурсы творческих работ детей дошкольного учреждения.
Формы подведения итогов реализации программы
- мониторинг образовательного процесса, по художественно - эстетическому развитию детей в форме опросника педагогом детей обучающихся по темам разделов перспективного плана;
- оформление детских лэпбуков по любой тематике с воспитанниками детского сада;
- вручение сертификатов об окончании обучения по данной программе;
- организация детских экскурсий на базе РЭБЦУ и Республики Бурятия;
- создание портфолио для воспитанников объединения.
2.3. Методические материалы
Организация образовательного процесса – очная.
Методы обучения - активные, интерактивные:
- словесный, наглядный практический;
- проектно творческий и исследовательский;
- игровой метод;
- эвристический метод;
- метод воспитания (поощрение, стимулирование, мотивация).
Форма организации образовательного процесса – групповая. Форма организации учебных занятий вариативна, полифункциональна, доступна и трансформируема. Беседы познавательного характера позволяют воспитанникам получить первоначальные сведения об основных направлениях творчества. Презентации, разработанные как педагогом, так и совместно с воспитателем детского сада и методистом ДОУ, помогают наглядно демонстрировать изучаемый материал. Часть бесед построена в форме проектирования, то есть здесь мы не только проводим беседы с детьми но и наглядно - практически показываем материал на выбранную заранее тему, проводим предварительную работу с детьми по содержанию проекта, создаем провокационную среду, чтобы побудить интерес детей к проективному методу, предоставляем самостоятельный выбор в творческой и исследовательской деятельности проекта.
Кроме того, предусмотрены мастер - классы по лепке не только из полимерной глины, но и других видов и свойств глины. Часть занятий посвящена играм. Педагогическая целенаправленность программы заключается в том, что все мероприятия направлены на формирование творческих способностей, активизации мышления, фантазии и воображения, зарождаются духовно – нравственные нормы, проявляется ответственность за свои интересы и дела. Они помогают ребёнку в том, что каждый человек, в том числе, и он сам, раскрывая свой талант, стремится быть грамотным из начальной ступени дошкольного детства, а также творчески - подготовленным и социализированным, благодаря широкомаштабности творческого процесса на ряду с педагогами и родителями в окружающем мире.
Любой ребенок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать проводником в мир творчества, соблюдая правила, этические нормы поведения, оказывая поддержку и повышая самооценку при анализе работ не только себе, но и сверстникам.
Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей детей, ориентирует педагога на возможность расширять, углублять, обобщать, дополнять уже имеющиеся знания, полученные в дошкольном образовательном учреждении.
Данная программа базируется на принципах:
- культуросообразности;
- природосообразности;
- практикоориентированности;
- вариативности.
Для реализации программы применяются технологии группового обучения и коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности, технология проективно творческой, исследовательской деятельности.
Алгоритм учебного занятия
Занятия проводятся в несколько этапов:
- подготовительный (организационный момент, создание мотивации у воспитанников дошкольного учреждения),
- основной (сообщение новых знаний, формирование новых навыков и их закрепление, либо же этап целиком посвящен закреплению знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях),
- итоговый (рефлексия, подведение итогов занятия, проверка полученных знаний, демонстрация полученных результатов).
Список основной методической литературы для педагога:
1.Багрянцева А. В.«Домашние любимцы из пластилина» / А.В. Багрянцева. – Москва: «Эксмо», 2014 г. – 56 с.
2. Кард В.П. Петров С.А. «Пластилин» / В.П.Кард, С.А.Петров. – Санкт-Петербург: изд. «Валерии СПД» , 2010г. – 188 с.
3. Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства» / Т.Н. Проснякова. – Самара: изд. «Учебная литература», 2016 г. – 24 с.
4. Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская» / Т.Н Проснякова. – Самара: изд. «Учебная литература», 2016. – 88 с.
5. Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина» / И.О. Шкицкая. – Ростов-на-Дону «Феникс»,2012 г. – 123 с.
6. Яковлева К. Ю. «Чудо дивное, диво чудное». / К Ю. Яковлева. – Москва: «Молодая гвардия», 2016 г. – 99 с.
Список основной учебной литературы для детей дошкольного возраста.
1.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. – Москва: «Мозаика – Синтез» 2013 г. – 32 с.
2. РС СD – ROM «Уроки лепки из пластилина», Москва 2014 г.
Список дополнительной методической литературы для дошкольников
1. Богуславская И.В. Русская глиняная игрушка. – Санкт – Петербург: изд. «Исскуство», 2015 г. – 100 с.
2. Волков И.П. Учим творчеству. – Москва: «Педагогика», 2012 г. – 14 с.
3. Гаврилова В.В. Артемьева Л.А. «Декоративная лепка». – Волгоград: изд. «Учитель»,2015 г. – 135 с.
4. Колдина Д.Н. Лепка с детьми дошкольного возраста. – Санкт – Петербург: изд. Детское творчество, 2014 г.
5.Пожарская А.В. Изобразительное искусство. – Волгоград: изд. «Учитель», 2017 г. – 134 с.
6.Ращупкина С. Ю..Энциклопедия мировой художественной культуры. – Москва: «Рипол – Классик», 2017 г.
7. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – Москва: «Эксмо – пресс», 2017 г. – 55 с.
8. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – Москва: «АСТ – ПРЕСС», 2017 г. – 48 с.
9.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва: изд Владос, 2013 г.
10.Янушко Е.А. «Лепка с детьми дошкольного возраста». – Москва: изд. «Мозаика – Синтез», 2018 г. – 33 с.
Список дополнительной методической литературы для педагога:
1.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – Москва: изд. Мнемозина,2015г. -147с.
2. Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : Учеб. Пособие –Москва: Просвещение, 2016 г. – 256с.:ил.
3.Михалёва С.В. Лепка глиняных игрушек: планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011 г. – 135 с.
4.Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. Под ред. М.Б.Халезовой - Зацепиной. – Москва: ТЦ Сфера,2017г. – 112 с. (программа развития).
5.Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателя. – Москва: Просвещение,2014г.
6.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. Москва: Просвещение 2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_lepke_kovalyova.pdf | 577 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» Возраст детей: 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Белая ладья» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологи...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»
1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...
Дополнительная общеобразовательная программа по английскому языку для детей 4-7 лет
Программа включает в себя:- Вступление- Цели и задачи обучения дошкольников английскому - Информационно-методическое обеспечение- Тематическое планирование...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МЫ – БУДУЩИЕ ПЕРВОКЛАССНИКИ» для детей 5 – 6 лет.
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»...