Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7 лет. Тема: «Вулкан».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Миленкова Ольга Николаевна

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Это конспект познавательного занятия с использованием проблемно-диалогической и игровой технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по опытно -         экспериментальной    деятельности.

Возрастная группа: 6 - 7 лет (подготовительная группа)

Тема: «Вулкан».

Ведущая технология: проблемно-диалогическая технология, игровые технологии.

Тип занятия: Занятие усвоения новых знаний и умений.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами;

4. в процессе детского экспериментирования формировать интерес к химии;

5.. упражнять детей в чтении схем-моделей.

Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

 Воспитательные:

 способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию

Основные общеучебные задачи:

  • развивать организационные умения: называть тему НОД, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
  • развивать оценочные умения: оценить результат работы (получилось - не получилось), исправлять ошибки;
  • развивать память, внимание;
  • развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.

Материалы к НОД:

 разрезные картинки о явлениях природы,  ТСО, презентация «Вулканы»,карты – схемы с последовательностью проведения опыта,тазы,пакетики с водой,бумажные полотенца,  макеты вулкана, ингридиенты для извержения вулкана: сода, лимонная кислота, красная краска, жидкое мыло, стаканы, пластмассовые бутылочки, чайные ложки ,шприцы,схема опыта, карта Успешка.

Технологическая карта  непосредственно образовательной деятельности.

Дети  заходят в группу и приветствуют гостей.

Этап

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

1. Общая готовность детей

Тренинг «Правила безопасности»

2. Дидактическая игра - формулирование темы занятия

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.

-Ребята ,у нас сегодня очередное занятие в лаборатории «Юных исследователей».И как всегда,прежде чем приступить к работе,мы вспомним правила безопасного поведения.

-Молодцы,вы все помните.Значит можно проходить в лабораторию.

-Что же такое случилось в лаборатории?

-Что нужно сделать,чтоб избавиться от беспорядка?

- Начнем уборку.

Дети здороваются.

Встают в круг.

-внимательно слушать

-быть наблюдательным

-не пробовать на вкус

-не шуметь

-не трогать…

Дети проходят в лабораторию и видят беспорядок-разбросанные разрезанные картинки.

Дети собирают.

1.Основная часть

1. Постановка проблемной ситуации.

2. Игра «Собери картинки»

-Эти картинки появились здесь не случайно.Посмотрите внимательно,возможно они подскажут,о чем мы будем говорить?

Спрашиваю конкретных детей.

-Алина,ты поняла,о чем будем говорить?

-Что нужно сделать с картинками,чтоб понять?Может попробовать их сложить?

-Что изображено на картинках?

-Как можно назвать это все одной фразой?

-Верно. Большинство природных явлений относится к неживой природе.

Вспомним ,чем отличается живая природа от неживой.

--Как относится вулкан к природным явлениям?

-Нет

Дети складывают на столах картинки.

Дети отвечают,стоя у столов с картинками.

-Листопад,роса,радуга…

-Природные явления.

-Живой природе требуются уход,пища,тепло.Она растет.А неживой пища и уход не нужны.

-Он извергается.

3. Демонстрация фильма о деятельности вулкана на экране ТВ

-Видел ли кто из вас извержение вулкана?

-Приглашаю вас на стулья.Мы сейчас станем очевидцами извержения вулкана.

 Внимание на экран.

-Может кто-то догадался,что происходит внутри вулкана,когда он извергается?

Дети сидят перед ТВ,смотрят фильм.

-Нет

2. Практическая часть

4.

Демонстрация опыта

-Предлагаю провести опыт с извержением вулкана в нашей лаборатории.

Провожу опыт ,сопровождая словами..

-У нас в химической лаборатории есть разные ингридиенты,с которыми можно работать разными способами.Делать все нужно очень аккуратно.

Это порошок.Его засыпаю в емкость.Это жидкость.Ее нужно перемешать с порошком.После смешивания получается раствор.В него нужно добавить еще вещество и вновь перемешать.Получившийся раствор вливаем в емкость.

Произошло извержение.

Дети сидят там же.

5.

Демонстрация слайдов

Беседа

-Ребята,вы стали свидетелями извержения вулкана.Разберем,как это происходит.Внимательно смотрим на экран.

Во время показа задаю вопросы и рассказываю.

-На что похож вулкан?

-Какой он формы?

-На вершине находится кратер.Давайте повторим это сложное слово.

-Из него вытекает лава,которая поднимается внутри вулкана по жерлу.

-Повторите.

-Лава кроется глубоко,в толще земли и под большим давлением вырывается наружу.Например,как кипящая каша из кастрюли или вода из пластиковой бутылки,если ее сжать.

-Гора

-Конус

-Кратер

-Жерло

5.1.Мини-опыт «Давление»

-Попробуем почувствовать давление,сжав пакет с водой.

-Что вы поняли?

Дети проводят мини-опыт.

-Вода с напором вырывается из пакета наружу.

- Когда вулкан извергает лаву,это называется извержение вулкана.И его называют действующий.Повторите.

-Бывают вулканы спящие.Что происходит с таким вулканом?

-А с потухшими?

-Какой тип вулкана мы рассмотрели сегодня?

-Действующий вулкан

-Они очень редко,но извергаются.

-Они прекратили извержения навсегда.Превратились в скалы.

-Действующий вулкан.

6.

Практическая работа

-Мы с вами настоящие ученые и находимся в лаборатории.Проведем эксперимент самостоятельно.

-Займите места у лабораторных столов.У каждого из вас есть номер,согласно которому в инструкции прописаны ваши действия.

Выборочно спрашиваю ребенка,что он будет делать.

Индивидуальный опрос детей (тихо)

-Остался последний самый ответственный шаг.Чтобы эксперимент удался,скажем волшебные слова и аккуратно вольем раствор.

-Формулы все в ряд вставайте

Эксперимент начинайте…

-Как вы думаете получился эксперимент?

-Кто расскажет,что мы достигли в результате эксперимента?

Дети садятся за лабораторные столы.

-Налить полстакана воды.

-Добавить 1 ложку порошка..

Дети пошагово выполняют условия эксперимента,кроме последнего ребенка.

Дети под слова вливают раствор.

-Да

-Совершили извержение вулкана.

7.

Беседа

-Мы хорошо постарались,соблюдали инструкции и правила и наш эксперимент прошел удачно.

О нашей работе напишут в научном журнале.Для этого корреспондент возьмет у участников эксперимента интервью.Кто выступит в роли корреспондента?

-Какой эксперимент проводили?

-Извержение вулкана.

-Что в результате получилось?

-Из вулкана вытекала лава.

-Что ты делал?

-Засыпал в жидкость порошок и размешивал…

-Из чего состоит вулкан?

-Гора,в ее глубине жерло,по которому поднимается лава.Она из кратера течет вниз по склону.

3.

Рефлексия

1.

Карта Успешка

2. Демонстрация слайдов

-Ребята,оцените свои действия в карте Успешка.

-Пройдите к стульчикам у ТВ.

-В нашей стране больше всего вулканов на Камчатке.Но об этом мы поговорим на следующей встрече в лаборатории.

-Спасибо за внимание.

Дети в карте отмечают свой результат.

Дети садятся на стулья.

Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательного процесса на одну неделю по теме "Космос"

Технологическая карта образовательного процесса на одну неделю с учётом интеграции образовательных областей....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми 6-7лет Тема: «Мир природы-дикие животные»

Цель мероприятия с детьми и родителями : создание условий для   развития интереса к представителям животного мира....

Технологическая карта образовательной деятельности в группе раннего возраста Тема: «Внешние особенности домашних животных».

Технологическая карта образовательной деятельности в группе раннего возрастаДата: ноябрьОбразовательная область: познавательное развитие, ознакомление с окружающим.Тема: «Внешние особенности дом...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ тема занятия: «Волшебный фантик»

Сегодня мы отправимся с вами в одну чудесную стану. Называется  Она страной Сладкоежек. Пускают туда только тех, кто хоть раз в жизни съел хотя- бы одну конфетку.- А вы любите конфетки?...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ Тема занятия: «Разнообразие цветов и оттенков в изображении снега. Зимушка-Зима»

Расширять представления о цветах и оттенках для изображения снега, о способах получения светлых оттенков холодных цветов при экспериментировании в рисовании...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности детей 1 младшей группы Тема: «Колобок»

Образовательная область. Речевое развитие (приобщение к художественной литературе)...