Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7 лет. Тема: «Вулкан».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Это конспект познавательного занятия с использованием проблемно-диалогической и игровой технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по опытно - экспериментальной деятельности.
Возрастная группа: 6 - 7 лет (подготовительная группа)
Тема: «Вулкан».
Ведущая технология: проблемно-диалогическая технология, игровые технологии.
Тип занятия: Занятие усвоения новых знаний и умений.
Задачи:
Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами;
4. в процессе детского экспериментирования формировать интерес к химии;
5.. упражнять детей в чтении схем-моделей.
Развивающие:
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные:
способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию
Основные общеучебные задачи:
- развивать организационные умения: называть тему НОД, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
- развивать оценочные умения: оценить результат работы (получилось - не получилось), исправлять ошибки;
- развивать память, внимание;
- развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
Материалы к НОД:
разрезные картинки о явлениях природы, ТСО, презентация «Вулканы»,карты – схемы с последовательностью проведения опыта,тазы,пакетики с водой,бумажные полотенца, макеты вулкана, ингридиенты для извержения вулкана: сода, лимонная кислота, красная краска, жидкое мыло, стаканы, пластмассовые бутылочки, чайные ложки ,шприцы,схема опыта, карта Успешка.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности.
Дети заходят в группу и приветствуют гостей.
Этап | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент | 1. Общая готовность детей Тренинг «Правила безопасности» 2. Дидактическая игра - формулирование темы занятия | Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. -Ребята ,у нас сегодня очередное занятие в лаборатории «Юных исследователей».И как всегда,прежде чем приступить к работе,мы вспомним правила безопасного поведения. -Молодцы,вы все помните.Значит можно проходить в лабораторию. -Что же такое случилось в лаборатории? -Что нужно сделать,чтоб избавиться от беспорядка? - Начнем уборку. | Дети здороваются. Встают в круг. -внимательно слушать -быть наблюдательным -не пробовать на вкус -не шуметь -не трогать… Дети проходят в лабораторию и видят беспорядок-разбросанные разрезанные картинки. Дети собирают. |
1.Основная часть | 1. Постановка проблемной ситуации. 2. Игра «Собери картинки» | -Эти картинки появились здесь не случайно.Посмотрите внимательно,возможно они подскажут,о чем мы будем говорить? Спрашиваю конкретных детей. -Алина,ты поняла,о чем будем говорить? -Что нужно сделать с картинками,чтоб понять?Может попробовать их сложить? -Что изображено на картинках? -Как можно назвать это все одной фразой? -Верно. Большинство природных явлений относится к неживой природе. Вспомним ,чем отличается живая природа от неживой. --Как относится вулкан к природным явлениям? | -Нет Дети складывают на столах картинки. Дети отвечают,стоя у столов с картинками. -Листопад,роса,радуга… -Природные явления. -Живой природе требуются уход,пища,тепло.Она растет.А неживой пища и уход не нужны. -Он извергается. |
3. Демонстрация фильма о деятельности вулкана на экране ТВ | -Видел ли кто из вас извержение вулкана? -Приглашаю вас на стулья.Мы сейчас станем очевидцами извержения вулкана. Внимание на экран. -Может кто-то догадался,что происходит внутри вулкана,когда он извергается? | Дети сидят перед ТВ,смотрят фильм. -Нет | |
2. Практическая часть | 4. Демонстрация опыта | -Предлагаю провести опыт с извержением вулкана в нашей лаборатории. Провожу опыт ,сопровождая словами.. -У нас в химической лаборатории есть разные ингридиенты,с которыми можно работать разными способами.Делать все нужно очень аккуратно. Это порошок.Его засыпаю в емкость.Это жидкость.Ее нужно перемешать с порошком.После смешивания получается раствор.В него нужно добавить еще вещество и вновь перемешать.Получившийся раствор вливаем в емкость. Произошло извержение. | Дети сидят там же. |
5. Демонстрация слайдов Беседа | -Ребята,вы стали свидетелями извержения вулкана.Разберем,как это происходит.Внимательно смотрим на экран. Во время показа задаю вопросы и рассказываю. -На что похож вулкан? -Какой он формы? -На вершине находится кратер.Давайте повторим это сложное слово. -Из него вытекает лава,которая поднимается внутри вулкана по жерлу. -Повторите. -Лава кроется глубоко,в толще земли и под большим давлением вырывается наружу.Например,как кипящая каша из кастрюли или вода из пластиковой бутылки,если ее сжать. | -Гора -Конус -Кратер -Жерло | |
5.1.Мини-опыт «Давление» | -Попробуем почувствовать давление,сжав пакет с водой. -Что вы поняли? | Дети проводят мини-опыт. -Вода с напором вырывается из пакета наружу. | |
- Когда вулкан извергает лаву,это называется извержение вулкана.И его называют действующий.Повторите. -Бывают вулканы спящие.Что происходит с таким вулканом? -А с потухшими? -Какой тип вулкана мы рассмотрели сегодня? | -Действующий вулкан -Они очень редко,но извергаются. -Они прекратили извержения навсегда.Превратились в скалы. -Действующий вулкан. | ||
6. Практическая работа | -Мы с вами настоящие ученые и находимся в лаборатории.Проведем эксперимент самостоятельно. -Займите места у лабораторных столов.У каждого из вас есть номер,согласно которому в инструкции прописаны ваши действия. Выборочно спрашиваю ребенка,что он будет делать. Индивидуальный опрос детей (тихо) -Остался последний самый ответственный шаг.Чтобы эксперимент удался,скажем волшебные слова и аккуратно вольем раствор. -Формулы все в ряд вставайте Эксперимент начинайте… -Как вы думаете получился эксперимент? -Кто расскажет,что мы достигли в результате эксперимента? | Дети садятся за лабораторные столы. -Налить полстакана воды. -Добавить 1 ложку порошка.. Дети пошагово выполняют условия эксперимента,кроме последнего ребенка. Дети под слова вливают раствор. -Да -Совершили извержение вулкана. | |
7. Беседа | -Мы хорошо постарались,соблюдали инструкции и правила и наш эксперимент прошел удачно. О нашей работе напишут в научном журнале.Для этого корреспондент возьмет у участников эксперимента интервью.Кто выступит в роли корреспондента? | -Я -Какой эксперимент проводили? -Извержение вулкана. -Что в результате получилось? -Из вулкана вытекала лава. -Что ты делал? -Засыпал в жидкость порошок и размешивал… -Из чего состоит вулкан? -Гора,в ее глубине жерло,по которому поднимается лава.Она из кратера течет вниз по склону. | |
3. Рефлексия | 1. Карта Успешка 2. Демонстрация слайдов | -Ребята,оцените свои действия в карте Успешка. -Пройдите к стульчикам у ТВ. -В нашей стране больше всего вулканов на Камчатке.Но об этом мы поговорим на следующей встрече в лаборатории. -Спасибо за внимание. | Дети в карте отмечают свой результат. Дети садятся на стулья. Дети прощаются и уходят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательного процесса на одну неделю по теме "Космос"
Технологическая карта образовательного процесса на одну неделю с учётом интеграции образовательных областей....
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми 6-7лет Тема: «Мир природы-дикие животные»
Цель мероприятия с детьми и родителями : создание условий для развития интереса к представителям животного мира....
Технологическая карта образовательной деятельности в группе раннего возраста Тема: «Внешние особенности домашних животных».
Технологическая карта образовательной деятельности в группе раннего возрастаДата: ноябрьОбразовательная область: познавательное развитие, ознакомление с окружающим.Тема: «Внешние особенности дом...
Технологическая карта образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста и педагога в рамках создания условий для формирования предпосылок познавательно - исследовательских компетенций по теме: "Вода рядом с нами"
Формирование у младших дошкольников первичных представлений и элементарных познавательных умений в процессе экспериментирования с водой....
Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ тема занятия: «Волшебный фантик»
Сегодня мы отправимся с вами в одну чудесную стану. Называется Она страной Сладкоежек. Пускают туда только тех, кто хоть раз в жизни съел хотя- бы одну конфетку.- А вы любите конфетки?...
Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ Тема занятия: «Разнообразие цветов и оттенков в изображении снега. Зимушка-Зима»
Расширять представления о цветах и оттенках для изображения снега, о способах получения светлых оттенков холодных цветов при экспериментировании в рисовании...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности детей 1 младшей группы Тема: «Колобок»
Образовательная область. Речевое развитие (приобщение к художественной литературе)...