НОД «Экологическая проблема леса!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данная тема является ключевой для освоения детьми знаний о животном и растительном мире в старшей группе ДОУ, так как в указанном возрасте уже идёт ознакомление детей с экосистемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 256.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
НОД | Познавательное развитие | Старший дошкольный возраст (старшая группа 5 – 6 лет) |
Тема | «Внимание! «Экологическая проблема леса!» | |
Данная тема является ключевой для освоения детьми знаний о животном и растительном мире в старшей группе ДОУ, так как в указанном возрасте уже идёт ознакомление детей с экосистемами. Процесс осознания всех зависимостей животного и растительного мира начинается именно с правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка». С вышеуказанным правилом педагоги ДОУ традиционно знакомят детей в старшем дошкольном возрасте. Мотивационная составляющая этого занятия ставит детей в позицию опытных коллег, что способствует разрешению экологической проблемы, а новое знание, полученное детьми практическим путём делает его опытом. | ||
Цель | Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка». | |
Задачи | Образовательные: создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка». побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем леса Воспитательные: воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым; воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Развивающие: |
Способствовать развитию наглядно-образного мышления; зрительного внимания; умения устанавливать причинно-следственные связи; мыслительных операций: синтез, анализ. умений
| |||
Планируемые образовательные результаты | |||
Ключевые компетентности | |||
Познавательные | Интегративные качества | Социально - личностные | |
«Лес» через называние и применения правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка»
особенностях своей Малой Родины.
источниками информации. | Формирование предпосылок к: 🕐 коммуникативным УУД:
🕐 регулятивным УУД:
🕐 познавательным УУД: |
|
|
объяснить похожие ситуации
деятельности: рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку | |
Методы обучения | Информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения материала, эвристический, исследовательский | |
Формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, групповая | |
Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие | |
Средства обучения | Компьютер, проектор, фрагмент видео фильма, презентация | |
Демонстрационный материал | Презентация для занятия Видео «Лесная рапсодия» | |
Раздаточный материал | Макеты размещения животных по типу питания, напечатанные на бумаге – 4 шт. |
Карточки с изображением животных леса
Карточки с изображением растительности
Стрелки
Предварительная работа Проведение тематической недели «Дикие животные средней полосы России»
Организационная структура занятия «Внимание! Экологическая проблема леса!» (конспект занятия)
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы обучения/ технологии обучения/формы организации деятельности воспитанников | Планируемые результаты | |
Познавательн ые | Интегративные качества | ||||
1 этап Введение в ситуацию Создание условий для возникновения у детей мотивации включения в деятельность поискового характера. Формирование и фиксирование детской цели – отправиться на помощь ученому- зоологу | - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подойдите к ним, спросите, как у них дела, какое у них настроение (заведующий ДОУ, педагоги) Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. -Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем? -Правильно. Посмотрите, пожалуйста, это карта нашей Костромской области. Какие на карте присутствуют цвета? -Какого цвета больше? -Как вы думаете, что обозначает на карте зеленый цвет? -Правильно, это леса, луга. К Ребята, как вы думаете, природе нужно столько лесов и лугов? - Почему? | Подходят к гостям, беседуют с ними. Встают в круг перед педагогом -Наш город называется Кострома. -Больше зеленого цвета. - Зеленый цвет обозначает леса, луга, поля. -Да, нужно. Леса – это дом для животных… | Методы: информационно – рецептивный, репродуктивный Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников:
детей в игровую ситуацию;
жизненному опыту, который подходит по содержанию к детской цели всего занятия | Знание названия своего города, некоторых сведений о природных и географически х особенностях своей Малой Родины Знание места проживания диких животных, как нормы их жизни - лес | Формируем интегративные качества: Обладает установкой положительно го отношения к миру, другим людям и самому себе Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Владеет устной речью Способен к построению речевого высказывания в ситуации общения |
- Правильно, ребята, молодцы. Вы знаете, к нам в детский сад, в нашу группу пришло письмо. Прочтем его? Читает письмо: -«Ребята, я ученый – зоолог Соколова Наталья Петровна. Ко мне поступает очень много писем от жителей деревень, которые расположены рядом с лесом. Они жалуются на то, что зайцы нападают растения деревни, в том числе на плодовые деревья садов. Ребята, я предлагаю вам приехать ко мне на передвижную научную станцию и помочь мне разобраться с этой проблемой». Ребята, как Вы считаете сможете ли помочь Наталье Петровне? - Для этого нам нужно отправиться в путь…. Готовы? Тогда вперед, на самолет. Самолёт Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт. | -Да -Да. | Проявляет инициативу, уверенность в своих силах | |||
2 этап Актуализация знаний и умений Актуализация | Всё, мы приехали. Это передвижная научная станция. Педагог переодевается в ученого- зоолога | Встают перед педагогом. Станция условна. | Методы: Информационно – рецептивный, метод | Умение анализировать экологическую проблему. | Формируем интегративные качества: Обладает |
мыслительных процессов |
От этого страдают животные. (Показ фото через проектор экологических проблем животных леса). Подойдите, пожалуйста, к столу.
этих животных по типу питания на группы и соответственно этого разместить их на макетах. На зеленое поле вы поместите травоядных животных, на красное - хищников, на синее - всеядных животных (в перечне изображений животных нет заведомо не предлагается изображение хищников) Работать предлагаю в парах. Выберете себе пару, для того, чтобы вам было удобно и комфортно работать. Приступайте!
| *********(гибнет растительность) Смотрят фото с помощью ЭОР Подходят к столу Распределяются по парам и выполняют задание Самостоятельная работа детей -Да - На красном поле | проблемного изложения материала, репродуктивный Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников: организация дидактической игры в парах., в которой актуализируются ранее способы действий и знаний, достаточных для построения в следующем этапе нового знания | Умение делать вывод Умение обращаться к источникам информации, пользоваться найденной информацией. | начальными знаниями и представлениям и Способен договариваться Может выражать свои мысли Уверен в своих силах Учитывает интересы и чувства других Активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми Различает условную и реальную ситуацию Владеет устной речью Способен выбирать себе участников по совместной деятельности |
Какой источник нам поможет в этом случае? -Правильно. Для того, что бы разобраться в этом вопросе нужна научная информация, я её нашла в интернете (информация считывается воспитателем со слайда)
| нет животных, а на зеленом много зайцев. Дети делают вывод -Это означает, что в этом лесу нет хищников. - Посмотреть в книге, интернете, спросить у взрослых, подумать и найти решение самостоятельно. Взрослый человек, интернет. -Трава, животные. |
их по типу питания? - Правильно. Эту пищевую цепочку вам предстоит выстроить. | -Травоядные и хищники. Каждый ребенок пробует составить пищевую цепочку. | ||||
3 этап Затруднение в игровой ситуации Формирование опыта фиксации затруднения в деятельности и выявление причины. | -Ребята, у вас получилось составить пищевую цепочку? - Как вы думаете, почему? Что вы делаете, когда испытываете затруднение? Правильно, но сейчас я предлагаю справится с затруднением нам вместе. | -Нет. Пробуют делать вывод -Мы не знаем последовательности У нас затруднение. Обращаемся к источникам информации (книге, взрослому человеку… ) | Методы: метод проблемного изложения материала Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников:
диалог с целью фиксации | Умение анализировать собственную деятельность, необходимую для разрешения проблемы | Формируем интегративные качества: Может выражать свои мысли Уверен в своих силах Обладает начальными знаниями и представления ми Способен к принятию собственных решений Пытается самостоятельн о найти объяснение Интересуется причинно- |
затруднения | следственным и связями Владеет устной речью | ||||
4 этап Открытие нового знания Формирование опыта самостоятельног о преодоления затруднения в деятельности; Развитие умения фиксировать новое знание в речи. | - Для начала давайте рассмотрим карточки: 1) сколько составляющих в пищевой цепочке; 2) какой знак помогает понять зависимость питания?; 3) с какой стороны читается цепочка. Растения травоядное животное хищник Как вы думаете, какая карточка будет первая? Правильно, начать надо с растения. Растения обязательно кому – то нужны в качестве питания. Назовите этого обитателя природы! Правильно, травоядное животное в свою очередь тоже служит для кого – то пищей. Подумайте и ответьте для кого? Вот это и есть последовательность связей, возникающих в экосистеме между хищниками и их жертвами. Это правило существования животного и растительного мира. Называется «Пищевая цепочка». Глядя на эту последовательность, | 1) в пищевой цепочке три составляющих; 2) зависимость питания обозначено стрелками; 3) читается цепочка слева направо. Растения С растения Травоядное животное Для хищных животных. Делают вывод | Методы: Исследовательски й, эвристический Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников:
побуждающий диалог с целью открытия нового знания;
| Умение строить модель «Пищевая цепочка» через анализ её составляющих и синтез, как способ её получения | Формируем интегративные качества: Овладевает основными культурными способами деятельности Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотноше ниях со взрослыми и сверстниками Способен к волевым усилиям Владеет устной речью Интересуется причинно- следственным |
можно сделать предположение. Начните его со следующих слов: «Если исчезнет …» Продолжите фразу! Если дети не сделают вывод, то одну из составляющих пищевой цепочки, обозначенной на экране исключить (с помощью ЭОР) и задать вопрос: «Смогут ли животные жить друг без друга?»
| Если исчезнет одно звено цепочки, исчезнут все животные… Нет -Да Выполняют задание | и связями Может выражать свои мысли Проявляет инициативу и самостоятельн ость в познавательно - исследователь ской деятельности | |||
5 этап Включение нового знания в систему знаний Использование нового знания в работе | - Теперь у вас получилось выполнить задание? Почему? -Я вместе с учёными зоологами горжусь вами . Вы справились с заданием. -Ребята, теперь вы сможете выстроить пищевые цепочки животных этого леса. Приступайте. | -Да Мы знаем правило последовательности расположения животных и растений в пищевой цепочке. Рассматривают лежащие на столе картинки животных (выполняют задание индивидуально) | Методы: Информационно – рецептивный, репродуктивный, эвристический Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников:
| Умение пользоваться при помощи взрослых источниками информации. Умение применять знания для построения пищевой цепочки для конкретных животных леса | Формируем интегративные качества: Проявляет инициативу и самостоятельн ость в разных видах деятельности Способен к принятию собственных решений Пытается самостоятельн о найти объяснение Владеет |
- Справились? -Уверена у вас получилось. Каким правилом Вы пользовались, решая экологическую проблему? Каким источником информации вы воспользовались для того, чтобы получить это правило? Обладая такими знаниями, вы сможете объяснить, почему гибнет растительность в этом лесу?
| Правилом существования животного мира. «Пищевая цепочка». Сначала получили информацию из интернета, потом думали самостоятельно. -Да, сможем. Растительность гибнет в этом лесу, потому что здесь нет хищников, и поэтому развелось много зайцев. А они уничтожают деревья и кусты. - Вернуть хищников в лес. Когда хищники вернутся, восстановится пищевая цепочка и будет соблюдено правило существования животного и | задания на новый способ действия 3) Проверка результата знаний с эталоном | устной речью |
хищников станет достаточно в лесу? Спасибо, ребята, что помогли разобраться в нашей экологической проблеме. А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видео, которое сняли мои коллеги из жизни животных. - За вашу помощь я сделаю вам подарок, вот вам диск с этим видео, для того чтобы вы смогли посмотреть его с вашими товарищами в группе. А теперь вам пора обратно в детский сад. До свидания. Занимаем места в самолёте Самолёт Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт. | растительного мира. Смотрят видео (…) Берут диск и отправляются в детский сад. | ||||
6 этап Осмысление (итог) Создание ситуации успеха Фиксирование | - Вам понравилось путешествие, ребята? -Скажите, где мы с вами были сегодня? -Что вы делали на станции? Кому |
-Мы были на передвижной научной станции.
| Методы: Информационно – рецептивный Технология | Знание нормы жизни представителей экологической системы «Лес» | Формируем интегративные качества: Интересуется причинно- следственным |
детьми детской цели Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели. | помогали? Ребята, скажите, где может пригодится информация, которую вы сегодня узнали? -Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы! | ученому-зоологу разбираться в проблеме. Мы можем поделится с родными, успешно играть в настольные игры… | «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников: 1)проговаривание детьми условий, позволивших достигнуть цели; планирование дальнейших действий 2) включение в ситуацию успеха | и связями Владеет устной речью Обладает чувством собственного достоинства Сопереживает неудачам и радуется успехам других Выражает свои мысли Различает условную и реальную ситуацию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе о красоте родного края и экологических проблемах
Природа хрупка и ранима, ей необходима наша защита от нас же самих. Нужно найти силы, средства, разум, чтобы поладить с природой – пользоваться ее благами, но не губить ее, а ведь она на...
Экологические проблемы и их решения.
Экологическое воспитание дошкольников. Углубление и дальнейшее формирование знаний о факторах загрязнения окружающей среды....
Экологический проект "Экологические проблемы лесов Подмосковья"
Краткосрочный (на 3 месяца) экологический проект, разработанный для детей подготовительной группы....
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
http://Воронежцам пока еще не время жаловаться на качество воздуха и воды, тем не менее вполне благоприятную картину легко смогут испортить и сами же жители нашей губернии, когда перестанут цени...
"Наш поселок и его экологические проблемы"
Природа хрупка и ранима, ей необходима наша защита от нас же самих. Нужно найти силы, средства, разум, чтобы поладить с природой – пользоваться ее благами, но не губить ее, ведь она нас радует своей к...
Дидактическая игра "Вырубка леса- экологическая проблема современности" по развитию дивергентного мышления старших дошкольников с использованием графического диктанта, как инновационная деятельность
Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: ...
Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми дошкольного возраста «Внимание! Экологическая проблема леса!» (на примере освоения правил существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка»)
Конспект занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон...