Дидактическая игра "Вырубка леса- экологическая проблема современности" по развитию дивергентного мышления старших дошкольников с использованием графического диктанта, как инновационная деятельность
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Чеботарёва Людмила Михайловна

Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Разработанная дидактическая игра  развивает следующие навыки и умения у дошколят: координация движений; внимание; память; усидчивость; воображение; словарный запас; мелкая моторика; орфографическая зоркость. Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Технология предполагает развитие слухового и зрительного внимания, его устойчивости и усидчивости. Данная игровая ситуация позволяет найти несколько решений экологической проблемы. Применима для старшей и подготовительной группы. Рассчитана на 2 занятия по 20- 25 мин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Малоенисейская средняя общеобразовательная школа-

структурное подразделение

дидактическая игра «Вырубка леса- экологическая проблема современности» по развитию дивергентного мышления старших дошкольников с использованием графического диктанта, как инновационная деятельность

Автор дидактической игры: Чеботарёва Людмила Михайловна,

воспитатель старшей группы

Образовательное учреждение: МБОУ «Малоенисейская СОШ»-

структурное подразделение 

Аннотация:

 Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Разработанная дидактическая игра развивает следующие навыки и умения у дошколят: координация движений; внимание; память; усидчивость; воображение; словарный запас; мелкая моторика; орфографическая зоркость. Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Технология предполагает развитие слухового и зрительного внимания, его устойчивости и усидчивости.

Данная игровая ситуация позволяет найти несколько решений экологической проблемы. Применима для старшей и подготовительной группы. Рассчитана на 2 занятия по 20- 25 мин.

Пояснительная записка.

Формулирование и решение сложившейся экологической проблемы будет проходит интереснее, увлекательнее с использование графического диктанта. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости и кругозора. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Педагоги детских садов, родители используют разные упражнения и задания. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты. Продиктовать несложный рисунок, инструкцию к схеме могут родители, воспитатели, а дети 5-6 лет приходят в неописуемый восторг от полученных результатов.

Что такое графический диктант? Необычные дидактические занятия, на которых нужно рисовать по клеточкам, нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку животного или какого-нибудь предмета. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников. Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится. Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе. Для графических диктантов используют простые картинки.

Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах.

Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом. Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу.

Многим ребятишкам такие графические диктанты кажутся развлечением, но у многих они в то же время вызывают трудности. Диктант заключается в рисовании по клеточкам, соответственно, под диктовку родителя или воспитателя. Поэтому еще одно важное умение развивают в ребенке диктанты, и в частности графический диктант - он учит слушать и слышать, сосредоточиться на том, что говорит воспитатель, а это практически самое важное для подготовки к школе умение.

Актуальность.

С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге всё, начиная от штрихов и каракулей.

 «Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев.

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция - неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого обязательно скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Решение экологических проблем с использованием графических диктантов станет более увлекательным и интересным в игровой форме подачи информации.

Социализация: развитие игровой деятельности по кейс- технологии с использованием графического диктанта.

Дидактическая игра «Вырубка леса- экологическая проблема современности» по развитию дивергентного мышления старших дошкольников с использованием графического диктанта, как инновационная деятельность.

Цель: развитие дивергентного мышления через формирование умения ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога, для решения экологической проблемы.

Дивергентное мышление- метод творческого открытия, который помогает придумать наибольшее количество решений одной проблемы или задачи. Человек с развитым дивергентным мышлением быстро генерирует нестандартные и неожиданные идеи.

Задачи:

Образовательные:

- учить ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти;

- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева- направо, справа- налево, снизу- вверх, сверху- вниз:

- умение находить решения экологической проблемы.

Развивающие:

- способствовать развитию речи детей при ответе полным предложением.

- развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений;

- развитие зрительно-пространственного восприятия: анализ, синтез;

- развивать мелкую моторику и координацию движений руки, формируют пространственное мышление;

- развитие дивергентного мышления дошкольников.

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, усидчивости, ответственности; 

- воспитание устойчивого, сосредоточенного внимания;

- воспитание экологической культуры

Здоровье- сберегающие:

- обеспечить правильную посадку за столом, следить за освещением и правильным положением пальцев;

- использование дыхательной гимнастики для укрепления здоровья органов дыхания;

- смена статического положения с помощью упражнений релаксации.

Оборудование (материал): листок в крупную клетку (тетрадь), простой карандаш, ластик, цветные карандаши, карточки с заданиями. Картинки с вырубленным лесом, посадка леса, охрана (сохранение) леса, деревянный настольный театр (деревья). Дыхательная гимнастика «Свежий ветер», зрительная гимнастика «Буратино», пальчиковая гимнастика «Домики для животных», физминутка «Отдых», «Усть в лесу» и игра- медитация «Я дерево».  Песенка- приветствие «Здравствуй небо…», магнитофон с записью.

Целевая аудитория: дети 5- 6 лет (старшая группа).

Продолжительность занятия: 20- 25 минут.

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.

Игровое занятие 1.

 1-й вариант выполнения задания: Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает свое изображение орнамента или фигуры с образцом.

Ход деловой дидактической игры:

  1. Организационный момент:

Воспитатель: ребята, у меня прекрасное настроение и я хочу подарить вам его. Давайте друг друга поприветствуем, чтобы было веселей (под музыку):

- здравствуй, солнце золотое, (правая рука вверх)

- здравствуй, небо голубое, (левая рука вверх)

- здравствуй, легкий ветерок, (покачивание руками из стороны в сторону)

- здравствуй маленький цветок, (наклониться и рукой показать размер)

- здравствуй, птичка в вышине, (махи ладонями крест- накрест, как крылышками)

- здравствуй рыбка в глубине, (ладони вместе, волнообразные движения)

- здравствуй, ласковый зверек, (поглаживание руками плеч) 

- и тебе привет, дружок, (протянуть руки друг к другу)

  1. Постановка цели:

Воспитатель: ребята, нам пришло письмо в красном конверте.

- что означает красный цвет?

Дети: цвет тревоги, опасности?

Воспитатель: правильно. (воспитатель вскрывает красное письмо с цифрами и стрелками- это шифр, показывает ребятам).

- ребята, это письмо необычное, оно зашифровано цифрами и стрелками.

И чтобы помощь, нам нужно отгадать от кого оно и какая нужна помощь. А для этого расшифровать рисунок по заданному в письме шифру.

  1. Актуализация пространственных представлений (в виде пальчиковой игры).

Воспитатель: И прежде чем начать выполнение задания, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Домики животных»
Воробей живет на крыше,

В теплой норке домик мыши

У лягушки дом в пруду,

Домик белочки в саду,

Эй, цыпленок, где твой домик?

Он у мамы под крылом.

Зрительная гимнастика «Буратино»:

Буратино потянулся

Вправо- влево оглянулся,

Вниз- вверх посмотрел

И на место тихо сел.

  1. Графический диктант. Схематическое изображение пня дерева. (во время диктанта следить за правильной посадкой детей). Актуализация пространственных понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз». У детей на столах листы в крупную клетку с исходной точкой рисования красного цвета.

Фронтальная работа под диктовку педагога:

Воспитатель диктует условия работы поэтапно. Игроки должны двигаться (рисовать линии) от начальной точки на листе. Рисовать нужно по клеточкам. В итоге должен получиться рисунок пня- вырубленного дерева.

Воспитатель: найдите на своих листах красную точку, поставьте в нее карандаш и слушайте внимательно.

Читаю шифр: диктант читается слева направо

6 клеток вправо, 5 клеток вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 3 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки  влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки вправо, 5 клеток вверх. (каждое количество клеток и направление рисования повторяю по 2 раза).

http://lsibsz.ucoz.ru/Normativnie2019/txyyrsyN3Js.png

Осуществляю промежуточный контроль за точностью и аккуратностью выполнения задания, своевременное исправление ошибок.

  1. Проверка выполнения задания: Показываю образец рисунка, который должен получиться у ребят:

http://lsibsz.ucoz.ru/Normativnie2019/txyyrsyN3Js.png

Воспитатель: ребята, у вех получился рисунок? Молодцы! Вы были внимательны и аккуратны!

- что у нас получилось из расшифрованного письма?

Дети: предположительные ответы.

Воспитатель: правильно! Это пень. Показ картинки вырубленного леса.

- Ваши предположения, от кого это письмо? И о какой помощи просят нас?

Дети: письмо от леса или лесных жителей. Может быть от лешего.

Воспитатель: ваши предположения верны! Лес просит о помощи! О чем просит лес?

Дети: просит спасти от вырубки деревьев. Лес (деревья) – дом для животных и птиц, растений. Для отдыха и оздоровления человека.

Показываю картинки леса- дом для всего живого. Лес- место оздоровления человека.

Воспитатель: Раскрасьте ваш рисунок.

Физминутка:

«Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед, влево,

Вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили, всем

улыбки подарили»

 

  1. Оценка результатов. После выполнения задания, дети оценивают свою работу. Выставка детских работ.

  1. Рефлексия:

- было ли вам сложно?

- что было сложным? (Выполнять графический диктант или ставить перед собой цель?)

8. подведение итога:

Воспитатель: вы большие молодцы! Сумели разгадать загадочное письмо о помощи. А вот как помочь лесу мы с вами будем разбираться на следующей деловой игре.

Игровое занятие 2.

  2-й вариант выполнения задания: Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух. Под диктовка продолжается до симметричной половины предмета. Далее ребенку предлагается по образцу половины симметричного геометрического рисунка повторить его и дорисовать симметрично вторую половину рисунка самостоятельно.

Ход деловой дидактической игры:

  1. Организационный момент:

Воспитатель и дети здороваются привычным способом.

  1. Постановка цели:

Воспитатель: ребята, в прошлой игре, мы с вами разгадали письмо о помощи. О чем была эта просьба?

Дети: вырубка леса.

Воспитатель: правильно. Чтобы решить эту проблему нам необходимо пройти по волшебному числовому лабиринту (графический диктант), который укажет нам на решение проблемы с вырубкой леса. Вы готовы пройти лабиринт? Тогда в путь!

  1. Графический диктант. Схематическое изображение симметричной половины дерева. (во время диктанта следить за правильной посадкой детей). У детей на столах листы в крупную клетку с исходной точкой рисования красного цвета.

Фронтальная работа под диктовку педагога:

Воспитатель диктует условия работы поэтапно. Игроки должны двигаться (рисовать линии) от начальной точки на листе. Рисовать нужно по клеточкам. В итоге должен получиться рисунок дерева- ель.

Воспитатель: найдите на своих листах красную точку, поставьте в нее карандаш и слушайте внимательно.

Читаю шифр: диктант читается слева направо.

1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо.

 

Воспитатель: ребята, мы прошли волшебный невидимый лабиринт, у нас получилась одна симметричная половинка предмета. Как вы думаете, что это?

Дети: предположительные ответы.

Воспитатель: если ребята затрудняются дать правильный ответ: чтобы узнать, что получится и как решить проблему вырубки леса, вы должны самостоятельно дорисовать рисунок, вторую половину предмета симметрично нарисованной половине.

После того как рисунок дорисовали сверить его с образцом.

https://marisolca.ru/wp-content/uploads/c/f/9/cf97a6f450efd7f9ae1df5cd90678fd1.jpeg

Дети: получилось дерево- ель!

Воспитатель: правильно, ель. Можете раскрасить ель цветными карандашами.

- немного отдохнем:

Физминутка «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)

Ели — елки — елочки. (Руки вверх — в стороны- вниз.)

Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)

На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.)

Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)

  1. Решения проблемы (Дивергентное мышление):

Воспитатель: ребята, опираясь на наш рисунок, ваши варианты решения проблемы вырубки леса.

Дети: предположительные ответы.

  1. Нет леса- посади!
  2. Мало леса- не руби!
  3. Много леса- сохрани!

Воспитатель: вы большие молодцы! Выбрали правильные решения проблемы.

С помощью деревянного настольно театра на столе вместо пеньков ребята выставляют деревья, имитируя посадку леса. Вырубленный лес преображается.

Воспитатель: показывает на лес. Посмотрите, какой красивый лес получился у нас. Только в лесу можно отдохнуть и душой и телом.

- давайте почувствуем себя деревьями (березками):

Игра – медитация «Я дерево»

Я дерево. Я высокое, мои корни прочно сидят в земле. Мои ветки тянутся высоко к солнцу. Подул легкий ветер, мои ветви слегка покачиваются. Но вот подул сильный ветер и мои ветви сильно качаются. Листья, которые сидят на моих ветвях срываются и падают на землю. (имитация движений руками по тексту игры).

Воспитатель: ребята, а чем пахнет лес?

Дети: медом, цветами, малиной, черникой (ягодами), смолой.

Воспитатель: только в лесу можно почувствовать аромат свежей листвы, травы; аромат ягод и цветов. А какой в лесу чистый воздух!

- а теперь давайте вдохнем глоток свежего воздуха:

Дыхательная гимнастика:

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем. (Выдохнули, опустили. И ещё раз повторили).

 Воспитатель: молодцы!

5.Рефлексия:

- что было для вас сложным, а что легким?

- что вам понравилось больше всего?

- как вы помогли сохранить лес?

6.Подведение итога:

Воспитатель: ребята, вы большие молодцы! Справились с числовым лабиринтом и решили проблему вырубки леса тремя способами. Вы настоящие эколята- помощники и защитники природы!

Заключение по дидактической игре:

При правильной организации процесса работы с графическим диктантом у детей формируются внимание, глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление, воображение. Необходимо вместе с детьми обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это будет приучать ребёнка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.

Итогом выполнения графического диктанта является схематическое изображение предмета, что поможет организовать деятельность детей в занимательной форме. Этому же способствует специально составленный, подобранный занимательный материал, предложенный в виде речевых игровых приёмов: пальчиковых игр, логоритмических упражнений, загадок, физминуток, дыхательной гимнастики и пр., который позволяет воспитателю продолжить отработку тех или иных навыков правильного произношения звуков и употребления форм слов за границами традиционных занятий и обеспечит вариативность педагогической работы.

Литература:

  1. https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/graficheskij_diktant.html
  2. https://www.liveinternet.ru/community/5610805/post394532975
  3. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-graficheskogo-diktanta-v-starshey-gruppe-tema-korova-2301762.html
  4. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=1&*= 3D%3D=ru
  5. https://urok.1sept.ru/articles/607870


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры как одна из основ развития логического мышления старших дошкольников»

Система дидактических игр для старших дошкольников, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к п...

Игры для развития дивергентного мышления у дошкольников

Игры для развития дивергентного мышления у дошкольников...

Мастер-класс по теме: «Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...

"Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка"

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышлен...

Инновационный педагогический проект по теме: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через использование игровых приёмов программы «ЛОГОша» (логика и мышление)».

Разработка и внедрение игр на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления дет...