"Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях ранней профориентации"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Кузнецова Наталья Сергеевна

Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений. В статье освещены  актуальные вопросы по ранней профориентации, задачи,  традиционные и нетрадиционные формы работы по данной теме. Предложен список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pedagogov_po_ranney_proforientatsii.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях ранней профориентации» 

    Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. 

Большая работа в рамках ранней профориентации принадлежит ознакомлению с трудом взрослых. В силу своего возраста дети не могут представить важность и полезность труда для общества. Но чем больше они будут знать о профессиях, тем ближе и понятней станет для них значимость труда.

 Наш опыт работы показывает, что дети отражают в своих играх лишь очень узкий круг профессий. Другие же для них остаются неизвестными. Мы выяснили, что зачастую многие родители имеют скудные представления о многих профессиях, и это отрицательно сказывается на детских впечатлениях.

 Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

 Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

   Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

 Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать , а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

   Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования. 

Ранняя профориентация решает такие задачи:

  • дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
  • сформировать интерес к труду и элементарным трудовым умениям в разных  областях трудовой деятельности;
  • сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
  • предоставить возможность использовать полученные знания в доступных видах деятельности.

 Решение этих задач способствует тому, что в подростковом возрасте дети смогут анализировать профессиональную сферу более осмысленно,  а при выборе будущей профессии чувствовать себя уверенно.

   Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ  личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

  Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на общении детей с взрослыми, труд которых они наблюдают и обсуждают, что способствует социализации детей, формирует у них  позитивное отношение к  профессии.

Знакомство детей с профессиями не только расширяет  осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но и формирует у них  элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

  Главная задача дошкольного учреждения донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их профессиональной деятельностью – это фактор огромного воспитывающего значения, когда ребенок знает,  чем заняты мама  и папа на заводе или другом производстве, проникается к ним особым уважением;  вместе с этим возвышается  авторитет родителей в глазах подрастающего поколения . Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.

   Таким образом, раннее знакомство с различными видами  деятельности имеет большое значение в социализации личности. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребенка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Итак, ранее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В нашем детском саду «Дельта» осуществляется систематическая работа по ранней профориентации.

Актуальность такой работы обусловлена следующими факторами:

  • Родители воспитанников работают на предприятиях г. Тольятти: АвтоВАЗ, КуйбышевАзот, ТольяттиАзот, а для детей естественен интерес к работам родителей, желание стать такими, как мама и папа;
  • Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом формирования любознательности, что способствует  развитию активного интереса к истории автомобилестроения, химической промышленности.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов: 
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторины, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

 Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги нашего детского сада используют в своей работе ИКТ. В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В нашем  учреждении «Дельта» на данный момент существует такое современное оборудование: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера. 

  Знакомство с профессиями начинается с младшего возраста. Детей знакомят с профессиями, которые они видят каждый день : няня, воспитатель, повар, прачка. С возрастом границы расширяются, и детей среднего возраста знакомят с профессией шофера, почтальона, врача, а также с профессиями родителей. Для этого организуются встречи с родителями, которые могут принести фото с места работы. В старшем возрасте диапазон профессий расширяется и становить трудно рассказывать детям опираясь на непосредственное наблюдение. Тут на помощь приходит банк презентаций по ознакомлению с профессиями. Дети учатся уважать труд людей, понимают, что это основа жизни, знакомятся с различными профессиями и атрибутами этих профессий, понимают  значимость труда в обществе и каждого человека в частности.

   Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях их родителей.

  В своей работе  мы  используем различные формы  ознакомления детей с профессиями.

               Традиционные формы:

  • традиционные, комплексные и интегрированные занятия,
  • трудовая деятельность,
  • дидактические игры, настольно-печатные игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • решение проблемных задач и ситуаций,
  • наблюдения и экскурсии,
  • экспериментальная деятельность,
  • встречи с людьми разных профессий,
  • театрализованная деятельность,
  • развлечения, спортивные мероприятия,
  • чтение художественной литературы и беседы по ней,
  • ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,
  • имитационные упражнения,
  • изобразительная деятельность,
  • обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
  • разгадывание кроссвордов и загадок.

  Занятия сопровождаются беседами, составлением рассказов по теме «Профессии», «Труд человека», «Моя будущая профессия», рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова(Ольга Мозалева «Важные профессии», Л.Разумов «Стихи о профессиях», Дж. Родари  «Чем пахнут ремесла»..), дидактическими играми - всё это позволяет детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии. Для реализации задач па ранней профориентации используем в образовательной деятельности   технологии активизации мыслительного процесса: проектно – исследовательский метод, проблемные ситуации, активные методы (моделирование).

  В самостоятельной деятельности дети организовывают сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Семья»,  «Поликлиника», «Скорая помощь», «Супермаркет», «Пожарные», «Почта», «Библиотека», «Салон красоты», «Ателье», «Служба спасения» и  др. В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и в совместной деятельности. О том, что эти знания  сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

                                  Нетрадиционные формы:

  •  • создание детского пресс-центра,
  •  творческое моделирование и проектирование,
  • • разработка и составление алгоритмов,
  • • просмотр слайд-шоу, фильмов о профессиях,
  • • изготовление технологических карт,
  • • аукцион экономических идей,
  • • заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».

   Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету.  Добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

  Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

Предметно-развивающая среда включает в себя:

  • познавательную зону;
  • развивающую игротеку;
  • тематическую библиотечку "Калейдоскоп профессий"
  • уголок «Спецформа» -  с профессиональной одеждой людей разных профессий,  игровые персонажи, которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно - воспитательного процесса.
  •  серия развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии», «Расскажи, что ты делаешь?»,  « История вещей. Что из чего?», «Кто, что дает?» , «Исправь ошибку».

  По нашему мнению,  правильно оснащенная  профессионально-ориентированная среда, откроет возможность для индивидуального раскрытия ребенка, его интересов и возможностей, позитивной социализации, научит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, позволит каждому ребенку в действии познакомиться в доступной форме с профессиями, так актуальными для нашего региона.

 Результаты ранней профессиональной ориентации:

  •  ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
  • называет профессии разных сфер экономики;
  •  называет профессионально важные качества представителей разных профессий
  •  различает профессии по существенным признакам;
  •  выделяет структуру трудовых процессов(цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
  • моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
  • эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
  • демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

   Таким образом, правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Литература:

  1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987. - 821 с.
  2. Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.
  3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.
  4. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. М.: Просвещение, 1987. - 694 с.
  5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников- М.: Просвещение, 1998. - 175 с.
  6. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. -- Балашов: Николаев, - 2004. - 495 с.
  7. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63.
  8. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.
  9. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, -1994. - 325 с.
  10. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1998.-№10.- С. 64-69.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации детей старшего дошкольного возраста».

Сообщение из опыта работы будет интересно педагогам ДОУ работающим по развитию интегративных качеств личности дошкольников....

мини-проект. Тема:«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10" Г.ВСЕВОЛОЖСКА. Творческий проект  Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игр...

Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отнош...

Формы и методы социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формы и методы социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...