"Путешествие в страну лекарственных растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Путешествие в страну лекарственных растений»
Возрастная категория: старшая группа.
Цель: формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
- Вовлекать в природоохранную деятельность.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Знакомить с лекарственными травами.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей пришло посмотреть , как мы с вами будем играть. Давайте поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.
Воспитатель: У вас сегодня хорошее настроение?
А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами собрались для того, чтобы поговорить о растениях, Оказывается, что без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Как вы думаете, почему?
Дети: (Размышление детей)
Воспитатель: Правильно ребята. И вот сегодня, чтобы больше узнать о растениях я приглашаю вас на прогулку в лес. Согласны?
-Ну, тогда в путь ребята!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают
Раз ,два, три, четыре
Полетели, закружились
Вот мы и в лесу!
Воспитатель: Ребята мы с вами пришли в лес, какой здесь чистый воздух, как легко дышать. Давайте, подышим: вдох-выдох. (Звучит музыка шум деревьев) послушали шум деревьев 2 сек потом можно предложить – подыши одной ноздре и придет к тебе покой,( правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх)
Воспитатель: Обращает внимание детей - какие звуки природы они услышали, а кого не слышно в лесу? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть определенные правила поведения в лесу, может быть кто- нибудь подскажет, как нужно себя вести в лесу?
Дети: рассказывают правила поведения в лесу.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите на полянке сидят зверушки. И мне кажется, что они такие грустные? (сидят игрушки: заяц с перевязанной лапкой, белка с забинтованным горлышком, лисичка) Ребята, как вы думаете? Что же с ними могло произойти?
Ответы детей…. А может они заболели..
Воспитатель: Что же делать? Мне кажется, мы должны помочь зверушкам? А как ?
Дети размышляют. ( Подвести внимание детей, что животные лечатся лекарственными травами.( можно сказать о том, что есть такая книга Энциклопедия где написано, что зверей можно вылечить лекарственными растениями, а где из взять как раз в лесу, давайте посмотрим на нашу полянку).
Воспитатель: Ребята посмотрите, на полянке растет много разных растений и среди них есть лекарственные растения, давайте найдем те, которые помогут нашим лесным друзьям
1, Зайка поранил лапку, когда убегал от волка. Какое лекарственное растение помогает заживлять ранки?
Вы его прекрасно знаете,
На дорожках встречаете.
Он всем, как добрый друг,
Лечит раны ног и рук.
Дети: Подорожник
(Воспитатель предлагает детям поискать на полянке это растение).
Воспитатель: Правильно, подорожник. Он растет около дорог. У него жесткие и упругие листья, поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют травой-путешественницей. Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. Лекарственным у него считается листик. Он заживляет раны, его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах.
2, Посмотрите ребята, а что же случилось с белочкой.
Дети: у нее горлышко заболело.
Воспитатель: Ребята, а я знаю загадку про лекарственное растение, которое поможет белочке, послушайте.
У лесной дорожки
Солнышко на ножке.
Серединка золотая, юбочка белая…. - Кто нашёл это растение?
Дети: Ромашка.
Воспитатель: Правильно. Правда, ромашка - похожа на солнышко? Все лекарственные свойства находятся в цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, полянках. Вам нравится его красота? Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Пчёлы, бабочки видят ромашку из далека, и летят к ней за мёдом. Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.
3, Ребята, лисичка говорит, что простудилась и у нее сильный кашель, как вы думаете, какое лекарственное растение поможет вылечить кашель? Послушайте следующую загадку.
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.(мать- и- мачеха)
-Кто нашёл эту картинку?
-Это растение называется Мать и мачеха. А вы знаете, почему оно так называется? У него с одной стороны листочек тёплый, пушистый как – мать-мама , а с другой гладкий и холодный-мачеха из сказки. Ещё лежит на земле снег, а цветы мать-и-мачехи покрывают проталинки. С конца марта до мая улыбаются они солнышку. Прячась лишь вечером или в пасмурный день. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли лесным жителям, а сейчас я предлагаю погулять на лесной полянке, становитесь - ка в кружок.
Физминутка.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
На полянку вышли вдруг! (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на травку тут присели. (Дети садятся)
Воспитатель: Дети, скажите, а лекарственными могут быть только травы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Посмотрите ребята, что еще растет в лесу? (Обратить внимание на кустики)
Ребята, я нашла два цветочка, а вот какое растение их потерял незнаю. (показать картинку с изображением цветов малины и шиповника). Давайте вместе определим с каких кустарников эти цветы.
А чтобы вы получше запомнили эти полезные кустарники, я предлагаю поиграть в игру
Игра «Угадай растение», дети делятся на две команды и собирают разрезанные картинки с изображением кустарников малины и шиповника.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель обращает внимание детей на Мишку сидящего с градусником, поясняет что медвежонок простудился , чем же ему помочь?
Мне кажется я знаю, что поможет мишутке - малиновое варенье. Она помогает вылечить простуду , понижает температуру.
Дети: Напоить чаем с малиновым вареньем.
Воспитатель: Вот беда ребята, медвежонок перепутал баночки и теперь не знает где же малиновое варенье. Давайте ему поможем. ( Воспитатель показывает 2 баночки с разным вареньем, дети по запаху должны определить, где малиновое варенье). Вот медведь малиновое варенье.
Воспитатель: Ребята, а Мишутка даже и не знал, что у него под окном растет лекарственное дерево, которое помогло бы ему снять температуру.? (Показ картинки с изображением липы) Расскажем Мишутке про чудо-дерево?
Дети: Липа.
Воспитатель: Правильно это липа – стройное, высокое дерево с густой пышной кроной. Зацветает липа в середине лета, в июле. У меня в тарелочке лежат цветы липы. Давайте возьмём по одному цветочку на ладошку и рассмотрим их. Это красивые жёлтые цветы собранные как бы в небольшой букетик. В цветах липы много сладкого сока – поэтому липа считается медоносным деревом. Цветы липы тоже лечебные, из них заваривают вкусный, полезный чай.
Воспитатель: Вот мишутка , а ты и не знал, что этими растениями можно лечиться. а наши ребята знают много лекарственных растений и чтобы ты больше не болел мы соберем тебе целую корзинку из лекарственных растений. Ребята проходите, садитесь за столы.
Дидактическая игра « Собери корзину лекарственных растений» дети собирают в корзинку лекарственные растения.
Воспитатель: Ребята все растения можно собирать только с взрослыми. Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения, давайте подарим их мишке. А у мишки для вас есть подарок, мешочек с волшебными ягодами. Пока мы собирали, мишка приготовил из них целебный чай. Чай из этих ягод богат витаминами, он укрепляет иммунитет ,борется со всеми болезнями. Угощайтесь ребята. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а нас просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить!
Наше путешествие по лесным дорожкам заканчивается, и нам пора возвращаться в наш детский сад.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Раз, два ,три, четыре, пять..
Вот и в группе мы опять.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Давайте посмотрим, что же нам подарил мишутка? Мне тоже очень понравилось наша прогулка по лесным тропинкам и у меня для вас тоже есть подарок (угостить детей конфетками).
МКДОУ «Студенокский детский сад»
Конспект открытого занятия в старшей группе для участия в конкурсе «Воспитатель года 2019»
Тема «Путешествие в страну лекарственных растений»
Подготовила воспитатель:
Чекина Е.И
Март 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по экологии в старшей группе "Путешествие в страну лекарственных растений"
Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, умение находить ударный гласный звук, умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), монологическую речь; развиват...
Конспект открытого НОД по социально-личностному развитию « Путешествие в страну лекарственных растений »
материал направлен на воспитание дошкольников к бережному отношению к природе, природному наследию нашего края, привитию коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, наблюдательности ...
КОНСПЕКТ НОД в старшей группе на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ» с использованием ИКТ
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, можно ли вырастить их самим....
Беседа по окружающему миру"Путешествие в страну лекарственных растений"
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.Задачи:Образовательные: обобщить...
Экологический проект "Путешествие в страну лекарственных растений"
Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект ОД по окружающему миру во второй младшей группе на тему "Путешествие в страну лекарственных растений по сказке "Колобок"
Цель: Ознакомление детей с лекарственными растениями и их применением. Воспитывать бережное отношение к растениям.Задачи:Обучающие:Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством орга...
Ознакомление с окружающим миром в средней группе «Путешествие в страну лекарственных растений»
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.Задачи:Образовательные: обобщить и сис...