Мини-музей "Чудо дерево" в старшей группе.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Наша задача- воспитать детей так, чтобы они жили в мире с природой.Дать представление о пользе деревьев для человека. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новоспасский детский сад №5
Паспорт мини-музея
«Чудо-дерево»
в старшей группе №2 «Семицветик»
на 2019-20120
Воспитатель:
Вахтурова В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспортные данные мини-музея
2. Аспекты музейной деятельности
3. План работы по созданию музея
4. Характеристика мини-музея
5. Тематический план проведения занятий в мини-музее
6. Перспектива развития мини-музея
7. Литература
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: «Чудо-дерево».
Профиль мини-музея: познавательный.
Срок реализации: 2 года.
Цели: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности (рассматривания экспонатов музея)
Задачи
- Дать представления о многообразии видов деревьев
- Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей
- Дать элементарное представление о разнообразии видов деревянных изделий их значением в нашей жизни
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы
- Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, развивать любознательность
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены разные предметы, связанные с миром деревьев – спилы, семена, кора деревьев; деревянная посуда, игрушки, украшения; предметы самоделки; альбомы и другое.
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2019 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в старшей группе №2 «Семицветик».
Руководители мини-музея: Гурьянова Т.В., Вахтурова В.В., воспитатели старшей группы.
Структура управления мини-музеем: Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
- музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
- является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Формы деятельности:
- фондовая;
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с природой. Дать представление о пользе деревьев для человека. Воспитывать бережное отношение к живому, развивать любознательность.
Оформление мини-музея:
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате.
Разделы мини- музея
.
Раздел «Строение дерева» Знакомит детей с различными частями дерева. На полке лежат небольшие спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, красивая ваза с сухими ветками.
Раздел «Как человек использует кору»
Представлен как настоящими образцами, рассказывающими об использовании коры ( различные поделки, так и иллюстрациями. В состав его экспонатов включены: береста - бытовые изделия и украшения, берёзовая кора.
Раздел «Дерево в жизни ччеловека»
Представлен экспонатами, которые знакомят детей с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы : игрушки (матрешки, кубики, звери, предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, деревянный домик, колодец, стол, лавка ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь.
Раздел «Игротека» Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски о деревьях, о диких животных, о птицах, пазлы, лото, дидактические игры: «Найди лист какой покажу» «,Найди дерево по описанию», «Загадай ,я отгадаю», « Что лишнее», «Найди лист как на дереве», «Найди о чем расскажу».
Игры расположены на нижней полке. Маски животных и птиц. Дети используют их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.
Раздел «Сами своими руками»
Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями (рисунки, поделки). Экспонаты используются в процессе организованной образовательной деятельности в образовательных областях.
«Спилы и семена», «Деревянная посуда», «Деревянные игрушки».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для изготовления поделок игр, для ручного труда и изодеятельности. Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Раздел «Библиотека»
В данном разделе собраны книги о деревьях, книжки – малышки в которых имеются загадки, стихи о деревьях которые изготовлены совместно с родителями, воспитателем. используются как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Этапы работы
в мини –музее Чудо-дерево»
Этапы | Мероприятия | Ответственные | |
Подготовительный этап | |||
1 Э Т А П | Сентябрь | 1.Выбор темы для мини-музея. Выделение разделов и правил | Воспитатели |
2.Определение месторасположения мини-музея | Воспитатели | ||
3. Сбор и анализ литературы по данной теме | Воспитатели | ||
4. Составление перспективного плана | Воспитатели | ||
Основной этап | |||
2
Э Т А П
|
Октябрь |
| |
1. Анкетирование родителей | Воспитатели | ||
2.Создание папки «Деревья и сказки» | Воспитатели | ||
3.Сбор экспонатов | Воспитатели Родители | ||
4.Создание альбома «Чудесный мир салфеток» | Воспитатели | ||
Ноябрь | 1. Консультаия для родителей «Мини-музей – как развивающая среда для ребёнка» | Воспитатели | |
2.Создание альбома «Легенды о деревьях» | Воспитатели | ||
3.Оформление коллекции «Разнообразие листвы» | Воспитатели Родители | ||
Декабрь | 1. Занятие «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Воспитатели | |
2.Создание папки «Дятел – лекарь леса» | Воспитатели | ||
3.Занятие «Беседа о лесе» | Воспитатели | ||
Январь | 1. Создание альбома «Дерево – от старины к современности» | Воспитатели
| |
2. Сбор коллекции «Лесная аптека» | Воспитатели | ||
3. Экскурсия в мини-музей «Чудо-дерево» | Воспитатели Воспитанники | ||
Февраль | 1. Создание папки «Целебные свойства деревьев» | Воспитатели | |
2. Досуг для родителей «Добро пожаловать в мини – музей!» | Воспитатели Родители | ||
3. Папка – раскладушка «Времена года» | Воспитатели | ||
Март | 1. Оформление папки «Враги леса» | Воспитатели | |
2.Создание папки «Виды лесов на разных материках» | Воспитатели | ||
3.Сбор коллекции «Семена» | Воспитатели | ||
Апрель | 1.Пополнение экспонатов мини-музея | Воспитатели Родители | |
2. Создание альбома «Декоративная роспись деревянных изделий» | Воспитатели | ||
3.Оформление папки «Музыкальные инструменты выполненные из дерева» | Воспитатели | ||
Завершающий этап | |||
3 Э Т А П |
Май | 1. Фотовыставка «Я, лес – друзья!» | Воспитатели Родители Дети |
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, научно-познавательных фильмов о деревьях.
- Проведение экскурсий для других групп детского сада.
- Написание книжек-малышек или большой книги о деревьях.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.
Художественная литература.
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым,
Е. Чарушиным.
ЛИТЕРАТУРА:
- Мини – музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008. 256 с.
- Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, февраль 2013 г.
- Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3, март 2013 г.
- Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4, апрель 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в лес» (образовательная область «Коммуникация» тема: Деревья. Старшая группа)
Программное содержание:Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, форме листа, расположению хвоинок на ветке).Учить детей относи...
Поделка из природного материала: «Осеннее дерево» старшая группа
Поделки получаются яркие и, на первый взгляд, очень просты. Самое главное – соединение деталей. Все дети справляются самостоятельно и поэтому чувствуют огромное самоудовлетворение....
Интегрированное занятие "Волшебное дерево" старшая группа
Занятие для детей старшей группы (аппликация и развитие речи)помогает: - развивать у детей творчество, фантазию и эстетический вкус;- учить детей выполнять осеннее дерево с помощью толстой...
Экологический проект «Знакомьтесь - Дерево» старшая группа общего развития
В виде удобочитаемых таблиц изложена поэтапная работа с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию экологической культуры на примере лексической темы "Дерево". В ходе проекта решались за...
Сценарий на 8 марта "Конфетное дерево" старшая группа
сценарий на 8 марта в старшей группе...
Конспект НОД по рисованию «Осенние деревья».старшая группа
Цель: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»; вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе осенью средствами художественного сл...