Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Школа волшебников".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Создание условий, способствующих развитию у детей позщнавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в разновозрастной группе «Школа волшебников»
Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
мышление.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.
Практические: физкультминутка, исследование предметов.
Словарная работа: волокна, грифель, белок казеин.
Оборудование: набор бумажных цветов, мешочек с крупами, стакан с молоком и подсолнечным маслом, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.
Ход занятия
Волшебник:
- Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в школу волшебников. А вы хотите стать волшебниками? Ответ детей.
Тогда вам нужно внимательно меня слушать и всё правильно выполнять. Вы готовы?
Волшебник:
Начнем мы с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов. Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.
Загадки:
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
Ответ: Одуванчик.
Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают.
Ответ: Василёк.
Звоночек синенький висел.
Ни разу в жизни не звенел.
Ответ. Колокольчик.
Золотая шапочка, белая рубашка.
Как зовут цветок?
Ответ. Ромашка.
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
Ответ: Кувшинки.
На гладком зеркале воды
Я вижу дивные цветы.
Они со дна реки растут.
Их все кувшинками зовут...
Андрей Ширшиков.
Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.
За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).
Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.
Опыт № 1 «Цветок расцвел»
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками.
Волшебник:
- Спасибо Фее цветов!
Ребята, а кто мне скажет почему цветы распустились?. ( в воде бумага намокает и цветы распускаются)
Что, ж продолжим путешествие.
А сейчас мы пройдем в лабораторию волшебницы воды.
Опыт N 2.
-Ребята, скажите, а какая бывает вода? (простая питьевая и газированная)
Давайте сначала опустим виноградинку в простую питьевую воду и посмотрим, нечего не происходит.
А вот перед вами стакан со свежей газированной водой или лимонадом бросьте туда виноградинку. Это будут рыбки, которые резвятся на солнышке. Им так весело: они поднимаются вверх на поверхность воды, а потом опускаются вниз, вверх-вниз, вверх-вниз... Понаблюдали за рыбками? Да.
Ребята, кто ответит - почему плавают рыбки? (виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Скоро их станет так много , что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не « выдохнется».
- Хорошо, молодцы.
- Мы идем дальше.
Опыт № 3.
- Ребята, а вы умеете надувать шарики. (да)
А сейчас шарики будут надуваться сами. Перед вами бутылочка с уксусом, мы берем шарик насыпаем в него 3 ст. л. Соды, теперь одеваем шарик на бутылочку и смотрим. Шарик сам начал надуваться.
Вывод: почему надувается шарик. ( Эта реакция кислоты и щелочи. Уксус это кислота, а сода щелоч.)
А сейчас давайте немного отдохнем и продолжим наше путешествие.
Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок,
Хомка рано встаёт,
Моет щечки, лапки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать.
- Молодцы, ребята.
Теперь отправимся в лабораторию к Фее рисования.
Волшебник:
- Ребята, а Вы умеете рисовать?
Это очень просто, дети,
Все нарисовать на свете.
Нам понадобится с вами
Лист бумаги.
Ну и глазки, безусловно.
Ведь они, дружок, помогут
Увидать любой предмет,
Форму рассмотреть и цвет,
Круглый он или квадратный,
Весь шершавый или гладкий,
Он кривой или прямой,
Маленький или большой.
Мы с тобою целый мир
На бумаге создадим:
(Маргрет Реттих.)
Волшебник:
- Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:
- Чем еще кроме красок можно рисовать?
Ответы (карандаши, мелом, тушь.)
Опыт № 4.
Пришло время начать рисовать!
Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Я вам сейчас покажу, вы внимательно смотрите. Сначала нужно взять кусочек свечки и нарисовать ( солнышко, или какую либо геометрическую фигуру: круг, квадрат, овал и т.д.) вам хорошо видно рисунок. Нет. А сейчас самое главное , нужно взять кусочек губки и набрать краску и закрасить лист краской. Только краски нужно брать немного, посмотрите как это буду делать я. ( показ воспитателя). Теперь вы садитесь за стол и начинайте рисовать.
Что же у нас получилось? Молодцы.
Вывод: скажите что же произошло? ( мы рисовали воском , а он отталкивает воду)
Ну вот пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов
Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан. Вот громушка разрешил нам устроить небольшое, красивое извержение вулканов. Попробуем сами сделать. Слушайте меня внимательно и все правильно выполняйте.
Опыт № 5
Перед вами бутылочка, мы берем аккуратно наливаем туда перекись водорода, затем добавляем несколько капель моющего средства перемешиваем. Теперь добавляем краситель – перемешиваем. А сейчас в другой стаканчик добавляем 2 ст. л. теплой воды, 1 ч. л. дрожжей хорошо перемешиваем пока не растворились дрожжи. Затем дрожжи переливаем в бутылочку и наблюдаем. Началось настоящие извержение вулкана.
А сечас мы оправляемся с вами в лабораторию, где совершим ещё одно волшебство.
Опыт № 6
Сейчас мы с вами сами сделаем « волшебную лампу». А вы знаете, что это такое, а хотите узнать.
А как ее сделать?
Выполнить это задание не легко, но я вам помогу, если вы позволите.
Лампы мы будем делать в больших стаканах.
А для начала мы возьмем колбочки с красителями, выльем из них в большой стакан, добавим немного соли, хорошенько всё перемешаем. Добавляем ещё немного воды, затем берём стаканчики в которых налито растительное масло, всё выливаем в большой стакан. (масло находится сверху, т.к. оно легче воды)
- что у нас получилось?
-Но наша задача какая ? (сделать волшебную лампу).
- как можно это сделать? (ответы детей).
- А хотите попробовать оживить лампу при помощи волшебных таблеток?
- тогда берем таблетки и опускаем их в стакан.
Что же происходит. Как красиво.
Вывод: таблетка начинает растворятся и выталкивать цветную воду, но масло легче воды оно находить сверху, как бы пленкой, поэтому волшебные фонтанчики находятся внутри.
- молодцы ребята. Вы все справились с заданиями. Теперь вы стали настоящими волшебниками.
Наше путешествие подходит к концу.
Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.
А теперь я хочу вас наградить вот такими медальками.
До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в школу волшебников.
Опыт «Цветок расцвел»
Опыт «волшебная лампа».
Опыт «Волшебные рисунки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе. Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....
Конспект занятия на тему:«Маленькие волшебники».
Задачи: Создание теплой дружеской обстановки, доверительных отношений; Развитие детского творчества, фантазии, воображения; Снятие эмоционального напряжения....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе .Тема : Воздух- волшебник.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми средней группеы и родителями. Тема: Воздух- волшебник....
Конспект занятия по экологии «Воздух волшебник» для детей средней группы
Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах, его значении для людей, животных, растений....
Конспект занятия на тему «Мы волшебники» для детей старшего дошкольного возраста.
: формирование эмоционального отношения к действительности. форммировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве; поощрять стремление ребенка совершать добрые п...