КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПОМОЖЕМ КАПИТОШКЕ"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Васильева Наталья Сергеевна

Дети, по своей природе очень любопытны. Мир, который их окружает, огромен и разнообразен, вокруг столько интересного для изучения и наблюдения. А во время экспериментальной деятельности каждый может на собственном опыте все проверить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe_pomozhem_kapitoshke.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

"ПОМОЖЕМ КАПИТОШКЕ"

Программное содержание:

Цель: Расширять знания о свойствах воды и воздуха.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Речевое развитие:

  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  • Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Познавательное развитие:

  • Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
  • Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
  • Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
  • Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
  • Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной)
  • Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

Материалы: вода, жидкое мыло, полиэтиленовые пакеты, фонарик, одноразовые стаканчики, молоко, камушки, горох, коктейльные палочки, гуашь, бумага для рисования.

Ход занятия:

Вводная часть

Звучит песенка Капитошки. На экране появляется изображение Капитошки.

Воспитатель: Ой, кто Вы такой? Что Вы тут делаете?

Капитошка: Я - Капитошка. Я - веселая капелька летнего дождя. Я несу в себе разноцветье радуги, энергию солнца и живительную силу воды. Я потерял своего друга Пузырька. Он неожиданно лопнул и я теперь не могу его найти.

Воспитатель: Капитошка, а ребята знают, как найти пузырька.

Капитошка: Как здорово! Ребята, вы мне поможете?

Дети: Да, поможем!

Опыт 1 "Мыльные пузыри"

Воспитатель: Для этого нам понадобятся вода и жидкое мыло.

Воспитатель: В тарелочку нальем одну ложку воды и три ложки жидкого мыла, перемешаем и опускаем в смесь петлю. Ребята, что мы видим, когда вынимаем петлю из жидкости?

Дети: Пленку.

Воспитатель: Давайте потихоньку подуем. Что получилось?

Дети: Мыльные пузыри.

Пузырек: Ой, здравствуй Капитошка! Здравствуйте ребята! Я сейчас был в гостях у Незнайки. Он такой смешной, ничегошеньки не знает. Ни о том, что меня не видно, но как меня можно поймать. Ни о том, что вода прозрачная. Но и я то ему ничего не смог толком рассказать. Может вы мне как-нибудь поможете?

Воспитатель: Пузырек, Капитошка, наши ребята сейчас вам все расскажут: и про воду, и про воздух. А вы потом научите Незнайку.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит воздух какой?

Дети: Прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Попробуем?

Дети: Да

Опыт 2 "Поймай невидимку" (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?


Дети: Он пуст.


Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?


Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.


Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у меня фонарик. Cейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?


Дети: Свет фонарика проходит через пакет.


Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: Ребята, а где живет Капитошка?

Дети: В воде.

Воспитатель: Молодцы! А где мы можем увидеть воду?

Дети: В реке, в море, в кране.

Воспитатель: Как вы думаете, вода какого цвета?

Дети: Прозрачная

Воспитатель: Давайте проверим?

Опыт 3 "Определение прозрачности воды"

Воспитатель: Посмотрите, на столе у меня два стакана (в одном молоко, в другом вода). Определите, в каком стакане вода?(дети показывают). А как вы догадались?

Дети: Молоко белого цвета.

Воспитатель: Молодцы правильно!

Воспитатель предлагает детям опустить в стаканы камушки.

Воспитатель: Посмотрите, что вы заметили? Видно их?

Дети: В воде видно, а в молоке не видно.

Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем.

Физминутка: Игра «Пузырь».

Надувайся пузырь,

Надувайся большой.

Оставайся такой и не лопайся.

Он летел, летел, летел

И за веточку задел ш-ш-ш…

Воспитатель: Вспомните, какой был пакет, когда мы в него поймали воздух? А какой стал, когда воздух мы выпустили?

Воспитатель: А как еще мы можем поймать воздух? (ответы детей). Давайте поймаем воздух ртом.


(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)


Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 4 «Воздух в человеке».

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.


Воспитатель:
 Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины?  

Дети: Лежат на дне стаканчика.

 Воспитатель: Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать?

Дети: Подуть в трубочки.

Воспитатель:  Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?

Дети:  Они двигаются.

Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели. Как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух

Дети: Сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку.

Воспитатель: Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим!

Воспитатель: Продолжим наши исследования?

Дети: Да.

Опыт 5  «Вода течёт»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один пустой стакан, а во второй я налила воду. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. Получилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Молодцы! Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной посуды в другую, вода течёт. Вот мы с вами это и выяснили.

Пузырек: Какие вы молодцы! Теперь я так много смогу рассказать Незнайке, научить его! Спасибо вам! Я полетел!

Капитошка: А у меня для ребят есть сюрприз! Я приготовил для них необычный эксперимент, который они сделают вместе с воспитателем под мою любимую песню.

Опыт 6  «Раздуй каплю» (рисование воздухом).


Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!


Звучит песня "Капитошка" (Волшебники двора)


Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!


Дети: Здорово!


Воспитатель: Ребята, Вы отличные исследователи! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух прозрачный, бесцветный;

- что вода течет;

- что вода прозрачная;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.
Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха и воды?

Дети: Воздух и вода необходим всему живому


Оформление выставки творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по О.О. "Познание" в средней группе.«Капитошка в гостях у ребят»

ГБДОУ № 56Конспект НОД по О.О. "Познание" в средней группе.Интеграция О.О. "Познание", "Коммуникация","Социализация" и "Труд"...

Ворастные особенности средней группы "Капитошка"

Возрастные особенности детей в возрасте 4-5 по 4 направлениям.К  5  годам  ребенок  приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения д...

Конспект НОД в средней группе "Поможем Капитошке мы узнать, где капли в группе могут обитать"

Цель: обобщить знания детей о воде в жизни природы и человека....

Конспект познавательно-речевой деятельности в средней группе «Капитошка в гостях у ребят»

Обобщить знания детей о значении воды в природе и в жизни человека;  развивать интерес к опытническо-исследовательской деятельности;  воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать трудо...

Конспект занятия в средней группе «Капитошка - капелька волшебница»

Цель: воспитывать интерес к экспериментированию. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие. По...

Конспект НОД в средней группе по экспериментированию «Путешествие капельки Капитошки»

Задачи:Образовательные— формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к ...